Понятие, природа, классификация управленческих решений. Рациональное решение проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Понятие, природа, классификация управленческих решений. Рациональное решение проблем. Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь.Адаптивная структура управления

Оглавление

Понятие, природа, классификация управленческих решений 3
Рациональное решение проблем 5
Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь 8
Адаптивная структура управления 10
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

menedzhment_kr_2 (1).docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 1.

Вариант 6.

Вопросы:

  1. Понятие, природа, классификация управленческих решений  3

Рациональное решение  проблем       5

  1. Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь  8
  2. Адаптивная структура управления             10

Список литературы                14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, природа, классификация управленческих решений. Рациональное решение проблем.

Понятие и  природа управленческих решений.

Развитие любой организации  основано на разработке и реализации различного рода решений.  Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик – от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.   

Решение – это результат  мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и  необходимым действиям. 

Управленческое решение  (УР)–  это творческое,  волевое действие   субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании,  состоящее в выборе цели,  программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций,  в том числе с планированием,  организацией,  координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения,  деловой беседы,  инструкции и др.  Тем не менее,  не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим.

Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

- стратегическое планирование; 

- управление управленческой  деятельностью; 

- управление человеческими  ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков); 

- управление производственной  и обслуживающей  деятельностью; 

- формирование системы  управления компании (методология,  механизм); 

- управленческое консультирование; 

- управление внутренними  и внешними коммуникациями.

Термин  «управленческое  решение»  употребляется в двух основных

значениях: как процесс  и как явление. Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.  

Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и

реализацию любого УР требуются  финансовые,  материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения  принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки.

Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании.  Для эффективной работы необходимо

сформировать работоспособный  коллектив, разработать инструкции положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью,  наладить систему контроля,  выделить необходимые ресурсы,  в том числе информационные,  обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.

Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.

Правовая сущность УР заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.

Технологическая сущность УР предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими,  информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.

Таким образом,  управленческое решение –  это результат анализа,

прогнозирования,  оптимизации,  экономического обоснования и выбора

альтернативы из множества  вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.  Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации,  их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган,  несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.

 

Классификация управленческих решений.

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке,  реализации и оценке,  что позволяет повысить их качество,  эффективность и преемственность.  Решения можно классифицировать,  руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По степени влияния  на будущее организации:

  • стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
  • тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам:

  • глобальные - охватывают всю организацию в целом;
  • локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности  периода реализации:

  • долгосрочные (более пяти лет);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности воздействия:  внешние, внутренние.

5. По обязательности выполнения:

  • директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
  • рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
  • ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному  назначению:

  • регулирующие - определяют метод выполнения действий;
  • координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
  • контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте охвата:

  • -общие - распространяются на всю компанию в целом;
  • -специальные - рассматривают отдельные вопросы.

8. По степени запрограммированности:

  • запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
  • незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров  (услуг), работа по кадрам и  т. д.

10. По способам принятия:  

  • интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
  • адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
  • рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

 

Рациональное  решение проблем.

Решение проблем, как и  управление, — процесс, так как речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.

Этапы рационального решения  проблем:

1. Диагностика проблемы: осознание и установление симптомов  затруднения.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

3. Определение альтернатив: формулирование набора альтернативных решений проблемы. 

4. Оценка альтернатив: оценка возможных альтернатив.

5. Выбор альтернативы: выбор из возможных альтернатив с наиболее благоприятными последствиями.

6. Реализация: осуществление решения.

7. Установление обратной  связи: на этом этапе происходит  измерение и оценка последствий  решения или сопоставление фактических  результатов с теми, которые руководитель  надеялся получить.

 

  1. Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Под функциями понимают основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация  и контроль. Эти функции реализуются  на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность  управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Общие функции управления отражают общий порядок управления деятельностью организации:

  1. Планирование - при ее реализации менеджер на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные, то есть советующие, близкие к прогнозам;
  2. Организация заключается в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определении порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией;
  3. Координация - упорядочение и согласование работы различных элементов системы или взаимодействующих систем в процессе их совместной деятельности путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь и т.д. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителей;
  4. Мотивация означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей ее развития. Это необходимый вид деятельности менеджера при воздействии на подчиненных. При этом определяются потребности людей, и подбирается наиболее подходящий и действенный в данной ситуации способ их удовлетворения;
  5. Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Основной элемент - учет, т.е. сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует  с функциями организации и  контроля, функция организации, в  свою очередь, тесно связана с  функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации  и функцией планирования. Функции  планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

 

    1. Адаптивная структура управления.

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться  примерно с конца 70-х годов. В это  время с одной стороны, сформировался  международный рынок товаров  и услуг, что резко обострило  конкуренцию среди предприятий, и жизнь потребовала от них  высокой эффективности и качества работы, быстрой реакции на изменения  рынка. С другой стороны, стала очевидной  неспособность классических структур иерархического типа этим условиям соответствовать.

В противоположность традиционным бюрократическим, управленческие структуры органического типа проявляют способность быстро перестраиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним условиям. 

Разновидностями адаптивных структур являются:

  1. Проектные структуры:

Основным принципом построения проектной структуры является концепция  проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение  в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых  технологий, строительство объектов и т. д.

Деятельность предприятия  рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых  имеет фиксированное начало и  окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.

После выполнения проекта  структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или  увольняются (если они работали на контрактной  основе).

По форме структура  управления по проектам может соответствовать  как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.  

  1. Матричные (программно-целевые) структуры:

Матричная структура предприятия  является своеобразным компромиссом между  проектной и линейно-функциональной структурой, и объединяет в себе их преимущества. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.

Информация о работе Понятие, природа, классификация управленческих решений. Рациональное решение проблем