Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:33, контрольная работа
Понятие, природа, классификация управленческих решений. Рациональное решение проблем. Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь.Адаптивная структура управления
Понятие, природа, классификация управленческих решений 3
Рациональное решение проблем 5
Общие функции управления (менеджмента), их взаимосвязь 8
Адаптивная структура управления 10
Список литературы 14
Контрольная работа № 1.
Вариант 6.
Вопросы:
Рациональное решение проблем 5
Список литературы
Понятие и природа управленческих решений.
Развитие любой организации основано на разработке и реализации различного рода решений. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик – от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.
Управленческое решение (УР)– это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим.
Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
- стратегическое планирование;
- управление управленческой деятельностью;
- управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);
- управление производственной
и обслуживающей
- формирование системы управления компании (методология, механизм);
- управленческое
- управление внутренними и внешними коммуникациями.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных
значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.
Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и
реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки.
Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо
сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу.
Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности.
Правовая сущность УР заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.
Технологическая сущность УР предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.
Таким образом, управленческое решение – это результат анализа,
прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора
альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Классификация управленческих решений.
Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По степени влияния на будущее организации:
2. По масштабам:
3. По продолжительности периода реализации:
4. По направленности воздействия:
5. По обязательности выполнения:
6. По функциональному назначению:
7. По широте охвата:
8. По степени
9. По сфере реализации:
научные и маркетинговые
10. По способам принятия:
Рациональное решение проблем.
Решение проблем, как и управление, — процесс, так как речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.
Этапы рационального решения проблем:
1. Диагностика проблемы:
осознание и установление
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
3. Определение альтернатив: формулирование набора альтернативных решений проблемы.
4. Оценка альтернатив: оценка возможных альтернатив.
5. Выбор альтернативы: выбор из возможных альтернатив с наиболее благоприятными последствиями.
6. Реализация: осуществление решения.
7. Установление обратной
связи: на этом этапе
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Под функциями понимают основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году.
Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.
Общие функции управления отражают общий порядок управления деятельностью организации:
Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.
Органические или адаптивные
структуры управления стали развиваться
примерно с конца 70-х годов. В это
время с одной стороны, сформировался
международный рынок товаров
и услуг, что резко обострило
конкуренцию среди предприятий,
и жизнь потребовала от них
высокой эффективности и
В противоположность традиционным бюрократическим, управленческие структуры органического типа проявляют способность быстро перестраиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним условиям.
Разновидностями адаптивных структур являются:
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д.
Деятельность предприятия
рассматривается как
После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).
По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Матричная структура предприятия
является своеобразным компромиссом между
проектной и линейно-