Понятие и виды управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении. Целью данной работы является рассмотрение понятия управленческого решения и порядка его принятия. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: изучить понятие и виды управленческих решений; рассмотреть способы принятия, а также реализацию управленческих решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и виды управленческих решений
2. Методы принятия управленческих решений
3. Реализация управленческих решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЧИРКОВОЙ О.Н..rtf

— 295.73 Кб (Скачать)
  1. С учетом времени действия решений различают:
  • Решения, рассчитанные на определенный период (установочный приказ, план на год, полгода, квартал).
  • Решения, срок действия которых заранее не устанавливается, и они действуют до тех пор, пока не отменяются или изменяются (например, инструкции).
  • Решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения, они обычно принимаются в случаях когда предусмотреть заранее конкретный срок действия не представляется возможным.
  1. По юридическим свойствам различают:
  • Нормативные решения

- императивные, т.е. содержащие строго обязательные предписания;

- диспозитивные, т.е. определяющие лишь общие правила поведения.

  • Ненормативные решения (для индивидуального адресата или случая).

2. Методы принятия управленческих решений

 

Для разработки решений принципиальное значение имеет отношение проблем к стандартным (рутинным), которым соответствуют программируемые, типовые решения и нестандартным, которым соответствуют творческие решения.

Проблема - это разрыв между желаемым состоянием (целью) и фактически наблюдаемым состоянием. Каждая проблема может быть охарактеризована целями, альтернативами, затратами на их реализацию, моделью, объединяющей цели, критериями выбора наилучшей альтернативы.

Отнесение проблемы к тому или иному классу зависит от того, какова степень неопределенности ее элементов.

  • Если проблема ясна настолько, что известны ее цели, альтернативы, затраты и рациональное решение, то она является стандартной и к ней применяются типовые правила принятия решений. На этапе «поиск решения проблемы» решение может формироваться по механизму динамического узнавания (задача отождествляется с ранее решенными, для которых уже имеется алгоритм решения или путем опознания конечной ситуации).
  • Метод, принятия решений основанный на математическом аппарате называется нормативным.

Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:

  • Дескриптивный - имеет ярко выраженный объясняющий (как принимаются решения) а не предписывающий (каким должно быть решение) характер.
  • Системный - принятие и реализация решения рассматривается как ценностная система. Здесь применяют метод системного анализа - анализ и оценка альтернатив по сложным проблемам.
  • Ситуационный - заключается в том, что наиболее рациональные способы принятия решений и процессы по выработке должны базироваться на различных конкретных факторах[25].

Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы являются:

  • Эвристический - способы преодоления логических тупиков.
      • поиск трудностей (что является причиной затруднения);
      • разграничение данных;
      • постановка вопроса;
      • специализация проблемы (рассмотрение критических случаев);
      • отказ от ограничений, навязываемых формулировкой задачи.
  • Основным методом исследования управления производством является построение различного рода моделей и их анализ. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте. Моделирование -- это отображение определенных характеристик объекта в целях его исследования.

Все виды моделей можно разделить на материальные и на абстрактные концептуальные.

По формам и методам описания характеристик моделируемого объекта абстрактные концептуальные модели можно разделить на логические, графическо-числовые, математические и машинные электронные, а материальные модели - на наглядные предметные, физические и технологические. Машинные электронные модели, в свою очередь, делятся на две разновидности -- на аналоговые модели и на дискретные цифровые.

  • Построение большинства моделей в управлении базируется на применении экономико-математических методов. Эти методы разделяются на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические методы разделяются на экономико-статистические, использующие методы, применяемые в экономической и математической статистике, и на эконометрические методы (или в более широком смысле - моделирование экономических процессов). Эвристические методы разделяются на методы оптимальных решений или в более широком смысле на методы исследования операций и методы экономической кибернетики. Последние, в свою очередь, разделяются на методы теории экономических систем и моделей, теории экономической информации и теории управляющих систем в экономике.

В наиболее общей форме процесс принятия решений можно отобразить в составе следующих примерных этапов:

  • Выявление необходимости принятия решений.

Необходимость принятия решения может быть вызвана следующими причинами:

- указания вышестоящих органов;

- неполадки в управляемой системе;

- истечение срока действия предыдущего решения;

- необходимость корректировки ранее принятого решения;

- новое состояние управляемого объекта;

- другие причины.

  • Постановка проблем.

Постановка проблемы заключается в выявлении причин. Принцип может быть осуществлен с помощью причинно-следственного анализа (причина - следствие - анализ):

- рассмотрение объекта и его дефектов;

- описание дефекта;

- выявление различий;

- выявление изменений;

- выявление причин;

- подтверждение наиболее вероятной причины.

  • Сбор, обработка, анализ информации.

Информация должна отвечать всем необходимым требованиям, обеспечивая наилучшие возможности для принятия рационального решения. Все эти сведения собирают для выяснения сущности проблемы, уточнения цели, разработки и анализа вариантов решения.

  • Принятие решения.

Этап принятия решения включает определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения. Цель - это желаемое состояние объекта, проектируемый результат решения. Когда главная цель уточнена и сформулирована разрабатываются цели (подцели) для подразделений служб, работников, то есть создается «дерево целей». Критерием считается показатель, на основании которого оцениваются различные варианты. Целесообразно использовать как количественные так и качественные критерии. Затем их разделяют по принципу значимости. Затем вырабатывают различные альтернативы решения и сравнивают их с помощью разработанных критериев. У рациональных вариантов решения определяют вероятность проявления в зависимости от влияния случайных факторов и серьезность не проявления решения. Степень риска оценивается, разрабатываются подстраховывающие мероприятия и принимается наиболее рациональное решение.

  • Организация принятого решения.

Организация выполнения решений специфическая деятельность, завершающая управленческий цикл по каждой конкретной задаче.

Организация исполнения включает ряд связанных функций:

- разработка мероприятий по выполнению решения, определение исполнителей;

- доведение задач до исполнителей;

- организация условий труда исполнителей;

- обеспечение исполнителей ресурсами для реализации решения;

- инструктаж исполнителей о порядке выполнения решения;

- расстановка исполнителей и согласование их действий;

- стимулирование исполнителей;

- организация контроля в процессе исполнения решения;

- регулирование процесса исполнения решения, корректировка хода исполнения;

- корректировка решения;

- учет, анализ, оценка и подтверждение итогов исполнения.

§3. Реализация управленческих решений

 

Реализация решений является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений, поглощающим основную часть времени и ресурсов. Но одновременно является и самым слабым звеном в процессе решений.

Стадия реализации решений состоит из следующих процедур:

  • разработка плана реализации решений;
  • управление реализаций;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Каждой из перечисленных процедур характерны следующие задачи:

  • определение комплекса необходимых результатов; определение необходимого объема ресурсов; определение числа исполнителей; распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам.
  • проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителем; личное распорядительство в ходе выполнения решений; оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
  • контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения; контроль за соблюдением сроков реализации; выявление причин отклонений в ходе реализации решений; внесение (в случае необходимости) изменений в проблему реализации решений.
  • периодическая оценка фактической эффективности решения; прогнозирование окончания срока эффективного действия решения; определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения; накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.

В зависимости от условий разработки и реализации управленческих решений могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

  • Указ - решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.
  • Указание - решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме разъяснения.
  • Закон - решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
  • Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
  • Приказ (письменный или устный) - это решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
  • Распоряжение - это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у руководителя данного подразделения или организации.
  • Протокол - решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
  • Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха.
  • Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
  • Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение о разделе рынков сбыта.
  • План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.

Информация о работе Понятие и виды управленческих решений