Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и виды управленческих
решений
2. Методы принятия управленческих
решений
3. Реализация управленческих
решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Каждый человек ежедневно принимает
решения различного характера, делает
это в большинстве случаев без особой
подготовки на уровне здравого смысла.
В простых случаях результаты чаще всего
соответствуют ожиданиям, а в сложных
могут и не соответствовать целям решения.
В процесс принятия,
реализации и оценки управленческих решений
вовлечен широкий круг людей: политические
руководители и чиновники, специалисты
и эксперты, штабной и линейный персонал,
внутренние и внешние участники.
В государственных
органах, особенно областного, республиканского,
федерального уровней, принимается ежегодно
несколько тысяч управленческих решений,
как текущего оперативного, так и перспективного,
нормативного и стратегического значения.
Должностные лица отводят исключительно
много времени разработке и реализации
управленческих решений. Им приходится
постоянно обосновывать различные варианты,
изыскивать оптимальные альтернативы
ресурсного обеспечения, согласовывать
различные решения между собой, активно
анализировать ход выполнения одних решений
и учитывать его результаты при подготовке
других, подводить итоги реализации решений
и снимать их с контроля, заниматься многими
другими вопросами в этой объемной и ответственной
сфере управленческой деятельности.
Принятие решений
пронизывает всю управленческую деятельность,
решения принимаются по широкому кругу
задач управления. Ни одна функция управления,
независимо от того, какой орган ее осуществляет,
не может быть реализована иначе как посредством
подготовки и исполнения управленческих
решений. По существу, вся совокупность
видов деятельности любого работника
управления, так или иначе, связана с принятием
и реализацией решений. Этим, прежде всего,
определяется значимость деятельности
по принятию решений и определению его
роли в управлении.
Целью данной контрольной работы является
рассмотрение понятия управленческого
решения и порядка его принятия. В связи
с поставленной в работе целью необходимо
решить ряд взаимосвязанных задач: изучить
понятие и виды управленческих решений;
рассмотреть способы принятия, а также
реализацию управленческих решений.
§1. Понятие и виды управленческих
решений
Управленческое решение - это средство,
процесс и результат выбора цели и способа
ее достижения, связующее звено между
познанием управленческой ситуации и
тем или иным вариантом поведения, действий
человека.
Специфика
административно-управленческих решений
- Они обязательны, так как несут
не только правонаделение, но и принуждение.
- Они опираются на правовые акты,
что дает возможность субъектам управления
легитимным образом прибегать к различным
инструментам воздействия на исполнителей.
- Они связаны с использованием
бюджетных средств (средств налогоплательщиков)
и соответственно чреваты невосполнимыми
социальными издержками.
- Поскольку подобное привилегированное
положение субъектов управления может
провоцировать злоупотребления, правовыми
нормами закрепляются их полномочия, касающиеся
принятия управленческих решений, - своего
рода ограничители, устанавливающие меру
должного поведения, радиус возможных
действий.
- Они часто характеризуются
невозможностью четко и бесспорно определить
цель, скажем, в форме прибыли или иного
количественного изменения, как это делается
в коммерческих организациях. Поэтому
и процесс принятия решений страдает известной
неопределенностью. Причина этого не только
в специфике собственно государственной
службы, но и в необходимости учета политических
соображений, поскольку при принятии решений
возникает потребность в удовлетворении
противоречивых или в лучшем случае несовпадающих
интересов различных заинтересованных
участников этого процесса.
- На характер управленческих
решений влияет также специфика государственных
организаций, выражающаяся в высокой значимости
иерархических отношений. В этих условиях
решения детерминированы не только правовыми
нормами, но и безусловной обязательностью
исполнения директивных предписаний вышестоящих
органов. Подобная целенаправленность
административной деятельности обусловливает
немалые ограничения в сфере работы с
управленческими решениями, в их числе
- уменьшение потенциального числа разрабатываемых
альтернатив.
- Правоустановленные и служебно-иерархические
ограничения сужают свободу действий
служащих, но никоим образом не уничтожают
ее. В любой государственной иерархии
служащие сохраняют значительную свободу
при принятии и исполнении решений, имеют
собственные профессиональные и ценностные ориентации, этику
поведения. Почти у каждого должностного
лица любого уровня организационной иерархии
всегда остается некоторое свободное
пространство для собственного выбора,
хотя базовые ценности, учитываемые при
принятии решений, должны быть отнесены
за счет формального иерархического механизма
контроля.
- Модификация (преобразование)
управленческих решений напрямую связана
с управленческой культурой организации.
- Иерархичность структуры государственного
органа дает основания для различия двух
типов решений реальных и формальных.
«Реальные» решения разрабатываются на
низших ступенях организационной иерархии,
ближе всего стоящих к объекту управления
и более других знающих проблемную ситуацию,
и они на высших уровнях организации трансформируются
в «формальные», т.е. утверждаются без сколько-нибудь
серьезного анализа их сути. Различия
между «реальными» и «формальными» решениями
тем заметнее и значительнее, чем больше
уровней в иерархии и чем больше удаленность
друг от друга массивов информации, сосредоточенных
на соответствующих уровнях.
- Следует отметить и другое следствие
иерархической структуры государственных
органов, заключающееся в преувеличенной
значимости должности в ущерб профессионализму.
Неадекватное иррациональное восприятие
должности может исказить процесс принятия
управленческих решений, когда соображения
государственной целесообразности и правомерности
решений стоят далеко не на первом месте.
- Правовая норма, будучи обязательным
элементом управленческого решения, сокращает
число возможных альтернатив, но не исключает возможность выбора
Виды управленческих
решений.
Для типологии и
классификации управленческих решений
выбираются различные основания (признаки,
критерии).
- По своей сущности - т.е. целенаправленности,
социальной значимости, масштабу управляющего
воздействия на общество, его различных
сфер, решения можно охарактеризовать
как политические (политико-управленческие)
и административные (административно-управленческие).
- Политические решения
- общезначимы, касаются
судеб, интересов многих людей; в процессе
их подготовки участвуют не всегда единомышленники,
но и оппоненты, имеющие несхожие цели,
исповедующие различные ценности, обладающие
разной силой влияния; они всегда коллективны;
направлены на сближение ценностей, задач,
целей и средств; основываются на обсуждении
различных альтернатив.
Правом и обязанностью принимать
политико-управленческие решения наделены
представительные органы в рамках своей
компетенции, а также правительство и
министерства как политико-административные
органы исполнительной власти. Однако
эти решения различаются по их юридической
силе, субъектам принятия, срокам действия,
степени обязательности исполнения и
т.д.
Виды политико-управленческих
решений:
- общеполитические
правовые решения (Конституция
и законы, принимаемые законодательным
органом государственной власти и имеющие
первичное и общеобязательное значение
для всех иных решений и действий; программные
документы Президента, Правительства,
решения высших органов государственной
власти);
- административно-политические
решения (акты
федеральных и региональных отраслевых
и функциональных органов управления);
- решения
представительных органов местного самоуправления. С их
помощью регулируется жизнедеятельность
местного сообщества, решаются вопросы
экономического, социального и культурного
развития муниципального образования,
обеспечивается выполнение актов государственных
органов власти.
Классификация
политических решений по методу принятия
решения:
- демократические, когда
выбор осуществляется согласно мнению
большинства, при этом в процесс подготовки
решения вовлекаются различные социально-политические
силы;
- консенсусные, когда
выбор делается на основе достигнутого
согласия;
- компромиссные, когда
выбор осуществляется с учетом определенного
сочетания интересов отдельных социальных
слоев.
- Административно-управленческие
решения - основаны на полномочиях,
праве руководителя, авторитете власти
субъекта управления, на принципе обязательного
и точного их выполнения подчиненными.
Они имеют свое функциональное значение,
не противоречат политическим решениям,
а, скорее, дополняют их.
Административно-управленческие
решения целесообразно разделить на две
группы:
- внутриорганизационные
решения - связаны
только с организацией работы непосредственно
в аппаратах органов государственного
управления. Они могут быть направлены
на улучшение планирования, контроля,
профессиональной подготовки кадров и
т.д.
- публичные
решения - обеспечивают
взаимодействие с внешней средой, определяют
основные направления госуправленческой
деятельности.
По основаниям
принятия административно-управленческие
решения также подразделяются на две группы:
- исполнительные
решения - решения,
принимаемые во исполнение установлений
вышестоящих субъектов управления;
- решения,
принимаемые по собственной
инициативе субъекта управления на основе
выявленных им проблем и самостоятельной
постановки задач по их преодолению.
- По масштабности управленческие
решения подразделяются на стратегические
(ориентирующие, установочные), тактические
(частные, оперативные) и ситуационные.
- Стратегическое решение соответствует
значимым социальным потребностям и
регламентирует деятельность социальных
субъектов в течение длительного периода.
Их подготовка и принятие - дело высшего
руководства. Это, в частности, нормативные
директивы, перспективные планы работы
государственных органов и т.д.
- Тактические решения направлены на выполнение
неотложных задач повседневного управления
силами и средствами управляющей системы.
- Ситуационное решение
- способ управления
непрограммируемой, неструктурированной,
непредсказуемой средой, когда требуется
быстрое реагирование.
- По степени уникальности управленческие
решения можно разделить на: творческие,
незапрограммированные, новаторские;
стандартные, запрограммированные; простые,
бинарные (да или нет), повседневно-рутинные.
- Решение незапрограммированное связано с ситуацией,
когда у лица, принимающего решение (ЛПР) нет приемлемых
альтернатив, когда приходится предпринимать
действия в новой или неопределенной проблемной
ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными
факторами воздействия и нет возможности
положиться на готовое решение.
- Решение запрограммированное
- то, что неоднократно
принималось ЛПР в подобных проблемных
ситуациях, когда можно сказать, что есть
программа решения проблемы.
- По способу принятия управленческие
решения различаются как коллективные
(коллегиальные) и индивидуальные.
Коллективные решения имеют
несомненные достоинства, ибо увеличивают
управленческий потенциал. Впрочем, они
могут иметь и недостатки. Нужно предусмотреть
следующее: группа затрачивает на принятие
решения больше времени, чем одно лицо;
отдельные члены коллектива в силу занятости
иного рода, по другим причинам недостаточно
активны; группа может принять решение,
которое не сообразуется с целями организации,
ибо люди зачастую руководствуются личными
интересами или интересами представляемых
ими партий, которые приходят в столкновение
с комплексными целями организации, группа
может недостаточно знать стратегические
цели организации.
- По методам выбора различаются рациональные
решения и интуитивные.
- Рациональное решение обосновывается
с помощью объективного аналитического
процесса, на основе как знаний, так и опыта
ЛПР, выводится из анализа совокупности
аксиом, результирующих его утверждений
и предпочтений ЛПР.
- Интуитивное решение предполагает определенную
профессиональную подготовку, умение
охватить все стороны вопроса, быстро
анализировать материал большой сложности,
систематизировать его, выделить существенное.
Здесь нужен широкий кругозор и интеллект
ЛПР.
- Оценочный фактор как основание для
классификации позволяет различать допустимые,
эффективные и оптимальные решения.
- Допустимое - если оно удовлетворяет
поставленным целям и ограничениям: ресурсным,
правовым, временным, этическим и т.д.
- Эффективное - характеризуется
степенью достижения цели, соотнесенной
с затратами на ее достижение.
- Классификация решений по индивидуальным
качествам ЛПР:
- Волевые - демонстрируют способность
ЛПР к выбору цели деятельности и внутренним
усилиям, необходимым для ее осуществления,
т.е. волю. Волевые решения неизбежны в
управленческой практике в ситуациях,
когда необходимо сделать быстрый выбор
и взять на себя ответственность, при конфликтности
интересов, в условиях повышенного риска
и неопределенности.
- Эмоциональные решения свидетельствуют
о том, что ЛПР при акте выбора отдает предпочтение
волнующим его чувствам, симпатиям, переживаниям.
- Эмпирические решения основываются на
опыте, наблюдении (в отличие от эксперимента,
логического анализа и т.п.).
- Аналитические - не противопоставляются
указанным типам решений. Акт выбора ЛПР
может быть связан с волей, эмоциями, уважением
к эмпирическому опыту и т.д., но акцент
при этом делается на аналитике, доказательности.
Аналитика в государственном управлении
- это самостоятельное направление деятельности,
функция, необходимая составляющая
профессионализма государственных служащих.