Понятие и сущность лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Оглавление

Введение 3-4
1. Понятие и сущность лидерства 5-7
2. Отличие лидера от менеджера 8-9
3. Исследование личностных особенностей 10
3.1. Социометрия 10-11
3.2. Изучение личностных особенностей лидеров 11-16
Выводы 17
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 

Руководитель  коллектива назначается  извне,  вышестоящим  руководством, получает соответствующие властные  полномочия,  имеет  право  на  применение санкций (как позитивных, так  и  негативных).  Лидер  выдвигается  из  числа окружающих его людей, в сущности, равных (или,  по  крайней  мере,  близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один  из  нас».  Вместе  с тем  лидер  также  может  прибегать  к  санкциям  в  отношении  кого-то   из партнеров, но эти санкции носят неформальный  характер  (вроде  тех,  что  в свое время обнаружил  Э.  Мэйо  в  хоторнском  эксперименте),  право  на  их применение нигде официально не зафиксировано.

     Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный  момент.  Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих  из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как.  А  вот в руководстве дело обстоит совсем иначе.  Менеджер  нередко  назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его  подчиненные  соответствующим этой роли или нет.

     Говоря покороче,  руководство,  менеджмент  есть  социальный  по   своей сущности феномен, а лидерство — психологический.  И в этом  — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

     Во-первых, и руководство, и лидерство являются  средством  координации, организации отношений членов социальной группы,  средством  управления  ими. Только один из этих феноменов «работает»,  как  уже  говорилось,  в  системе формальных,  официальных  отношений,  а  другой  —   в   системе   отношений неформальных, неофициальных.

     Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае  (руководство)  это влияние идет  главным образом по  официальным  каналам,  тогда  как  в  другом  (лидерство)  —  по неофициальным.

    В-третьих,  обоим  феноменам   присущ  момент   известной   субординации

отношений.  Причем  в  руководстве  он  выступает  достаточно  отчетливо  и

закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве  его  присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено

    И вовсе не случайно поэтому,  что нередко лидерство способно  переходить

в руководство, а руководитель становится  лидером  и  т.д.  Примеров  такого

рода  трансформаций в прошлом и  настоящем великое множество. В  наше же  время хороший  руководитель  организации  -  это  человек,  который   одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.    Таким образом, необходимо еще раз сказать что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер.  Лидер  же не  обязан  быть  менеджером.  Лидерство  встречается   как   в   формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

 

3. Исследование личностных  особенностей педагогического коллектива

МОУ СОШ №10

города  Дзержинска 

В своей повседневной жизни я работаю в школе, поэтому решила на примере одного из классов школы исследовать характеры сегодняшних школьников , и найти среди них непосредственного лидера в классе.

Чтобы проанализировать личностные особенности, я использовала такую методику как «Социометрия» и тест К. Леонгарда . 

3.1. Выявление лидеров 

С целью выявления  лидеров в коллективе проведена социометрия. 

     Социометрия (от лат. societas - общество и ...метрия), отраслью социальной психологии, изучающая межличностные  отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Термин "Социометрия." появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники которой (Г. Гурвич и др. ) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено придал новое значение термину "Социометрия.", сведя его к изучению взаимоотношений индивидов. наряду с экспериментальными методами реакционно-утопические рассуждения. С развитием социальной психологии термин "Социометрия." более строго используется лишь для обозначения определённого набора методов исследования межличностных отношений. Социометрический тест фиксирует факт предпочтения, или установку, выраженную индивидом относительно взаимодействия с др. индивидами в определённых ситуациях. Он позволяет описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить это с реакциями других членов группы, с помощью формальных методов (математических, графических и других) выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп. Психодрама и социодрама воспроизводят межличностные отношения исследуемых индивидов в театрализованной ситуации и используются как в диагностических, так и в терапевтических целях. Методы Социометрии. широко используются при изучении малых групп в целях улучшения руководства.

     Целью социометрии является выявление  лидеров в трудового коллектива школы. В процессе исследования было опрошено 33 человека. В ходе которой каждому испытуемому был задан вопрос: «Кого вы считаете лидером в вашем коллективе?» И предлагалось написать последовательно трех человек в зависимости от величины   интереса к нему. На основании полученных ответов была составлена социометрическая таблица (приложение 1).  Группа выделила следующих лидеров: Васюкова Дениса и Кидыко Машу.

     3.2. Изучение личностных  особенностей лидеров

     С целью изучения личностных особенностей   лидеров был проведен тест Карла  Леонгарда по выявлению акцентуаций  характера.   Для чего испытуемым были предложен ряд вопросов.

      Термин  Карла Леонгарда, немецкого психиатра  и психолога, профессора неврологической  клиники Берлинского университета (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера...

       В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа.

       Акцентуированные  характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

       Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта  черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

       По  исследованиям А. Е. Личко  пато-характерологические  реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.

       Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

       Скрытая акцентуация – эта степень  относится не к крайним, а к  обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

       Наиболее  благоприятный прогноз наблюдается  при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной  неустойчивой акцентуации.

      В исследовании мы используем особенности  общения и поведения в зависимости  от   типа акцентуации (по Леонгарду).

      Гипертимный: Особенности общения и поведения: чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относится к его необоснованному оптимизму, к переоценке своих возможностей.

      Возбудимый: Особенности общения и поведения: Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссоры с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. . Черты, привлекательные для собеседника: Вне приступов гнева – добросовестность, аккуратность, любовь к детям

      Педантичный: Особенности общения и поведения Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

      Тревожный: Особенности общения и поведения..  Пониженный фон настроения, опасения за себя близких,;  робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях. Редко вступают в конфликты (или в пассивной роли). 

      Дистимичный: Особенности общения и поведения постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступают редко, часто являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонны им подчиняться. Циклоидный: Особенности общения и поведения Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения  и, наоборот, в период подавленности). В период подъема настроения проявляет себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада – с дистимической. Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.  

      Эмотивный: Особенности общения и поведения чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение.  Предпочитают узкий круг друзей, близких, которые понимают с полуслова. В конфликты вступают редко, часто являются в них пассивной стороной. Обиды не выплескивают наруж 

      Демонстративный: Особенности общения и поведения выражено стремление быть в центре внимания, добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеют дело, высокая приспособляемость к людям.

      Застревающий: Особенности общения и поведения Застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, сводит «счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонностям к затяженным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. проявляется властолюбие – «занудливость», нравоучения. 

      Экзальтированный: Особенности общения и поведения Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены. Повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Информация о работе Понятие и сущность лидерства