Понятие и сущность государственного управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Процесс разработки и реализации управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого управленцем дела. При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних.

Файлы: 1 файл

госрешения КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Процесс разработки и реализации управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого управленцем дела. При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца. Кроме того, эффективное принятие решений необходимо для выполнения государственных управленческих функций.     Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. Принятие решений - основная часть работы управленца любого уровня. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности государственного управления. В связи с этим, целью моей работы является изучение организации разработки государственных управленческих решений.

 

  1. Понятие и сущность государственного управленческого решения

Для того, чтобы управлять какими-либо социальными общностями или процессами, необходимы социальные нормы, требования которых признаются и соблюдаются как субъектами, так и объектами социального управления. Необходимость такого рода норм наиболее значима в государственном управлении, являющемся важнейшим видом социального управления. Именно выработка определенной социально-управленческой нормы лежит в основе всякого государственного решения, принятие которого всегда - выбор нормы, способной урегулировать вопросы по приоритетной социальной проблеме. Социально-управленческие нормы - это требования, выраженные в правилах поведения, упорядочивающих социальные отношения в соответствии с выбранными целями человеческой деятельности1. С их помощью требования субъектов управления переводятся в модели, стандарты должного поведения объектов управления. Воплощение в реальной жизни они получают в процессе разработки и реализации управленческих решений, которые можно считать сердцевиной управленческой деятельности.

По своей сути управленческое решение - разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений. Поэтому всякое управленческое решение есть акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.

Государственно-управленческое решение - осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме2. Между тем существует более широкое понятие государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение - это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

Социальный характер управленческих решений государственных органов в том, что они воздействуют не на природную или техническую среду, а на людей. Цель их побуждающего воздействия - мобилизовать людей на практическое (материальное) преобразование социальной действительности. Основное содержание данного управленческого процесса - волевое воздействие управляющих на управляемых. Если деятельность по подготовке и принятию управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих решений в основном материальна, в какой бы социальной сфере она ни осуществлялась. Исполнение управленческих решений - это практическая, а, следовательно, материальная сторона управленческой деятельности, так как именно в процессе организаторской и в результате практической деятельности происходит «материализация» содержащихся в управленческих решениях социальных норм, перевод их в реальные физические действия (отношения, процессы, результаты) под воздействием управляющей подсистемы на управляемую в целях преобразования ее в новое качественное состояние. Однако управленческие решения могут иметь двоякий характер, поскольку могут быть направлены как вовне - на управляемую подсистему, так и внутрь - на управляющую подсистему. Но при этом качественная специфика управленческих решений заключается в преобразовании и стабилизации управляемого социального объекта.3

Государственные решения бывают в известной мере политическими и административными. Первые принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством, т.е. высшими органами государственной власти, либо руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, председатель правительства, председатели палат парламента, руководители законодательных и исполнительных региональных органов власти, министры и некоторые другие). Политические решения составляют первичный уровень государственных решений, тогда как административные решения являются вторичными, имеющими подчиненно-вспомогательное значение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность государственных решений административного уровня в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер. В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего.

Многогранные проявления общественной жизнедеятельности и возникающих в ней ситуаций объясняют большое разнообразие соответствующих решений, принятие которых требуется со стороны государства.

 

  1. Организация разработки государственного управленческого решения

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

 

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения.

Разработка, принятие и исполнение государственных управленческих решений - сложный, многоступенчатый процесс практической реализации государственного публичного интереса. Это самый ответственный этап управленческой деятельности, требующий серьезного интеллектуально-волевого напряжения, смелости и готовности взять на себя ответственность. Обсуждать и спорить вокруг проблемы можно много и долго, а вот принимается решение только один раз. Более того, решение надо не только принять, но органически «встроить» в уже действующую систему управленческих решений. Поэтому, приступая к разработке решения, следует честно ответить на вопросы: какова объективная необходимость в такого рода решении? нельзя ли без него обойтись вообще? какая в нем социально-экономическая и политическая потребность? какие задачи с его помощью будут решены и какие цели будут обеспечены? во что оно обойдется обществу и что полезного оно получит взамен? Не ответив на эти и многие другие вопросы аналогичного смысла, трудно рассчитывать, что решение получится законным, рациональным и действенным, что поставленная задача будет успешно решена. А в случае провала трудно рассчитывать на уважительное отношение к их инициаторам и исполнителям.

Многое зависит и от того, решается ли новая задача, как принимается решение - единолично или в коллегиальном порядке, кто и по каким причинам его инициирует, какие имеются в его распоряжении ресурсы, в каких пределах должна соблюдаться конфиденциальность. Ведущие причины инициации управленческого решения тоже разнообразны:

1. Экстремальная (чрезвычайная)

2. Конфликтная социальная  ситуация.

3. Проблемная ситуация - важнейший и наиболее распространенный импульс инициации управленческих решений. Проблемная ситуация - это естественное явление. Это закономерное порождение диалектического развития общественного бытия, результат противоречий между стабильностью и изменчивостью, отживающим и нарождающимся, старым и новым, прогрессивным и консервативным. Важно своевременно увидеть, понять и правильно оценить проблему, уловить ее смысл и возможные последствия, определить обстоятельства и причины, источники и факторы позитивного разрешения;

4. Обращения граждан и  их групп населения в государственные  структуры.   

5.Требования, исходящие от вышестоящих субъектов управления, правомочных определять и направлять деятельность нижестоящих структур. Форма этих импульсов - правовые акты (управленческие решения) вышестоящих инстанций, которые устанавливают обязательные правила ведения общественных дел и требуют их соблюдения как исполнителями, так и самими субъектами управления;

6. Факты, отношения, события, состояния, выявляемые в процессе  контроля, - еще один источник  инициации управленческих решений.

Все перечисленное самым активным образом влияет на качество государственных актов, придает управленческой деятельности должную логичность, последовательность, конструктивность и процессуальность. Вот почему во всех звеньях управленческой цепи должен быть установлен четкий порядок принятия и реализации управленческих решений. Каждому должно быть понятно, в каком ведомстве и на каком уровне решается тот или иной вопрос, кто и в каком порядке его решает, какие проблемы рассматриваются единолично, а какие требуют коллективного решения.

Конкретный порядок разработки управленческих решений, как уже говорилось, закреплен в соответствующих нормативных документах. Например, управленческие решения федеральных органов исполнительной власти разрабатываются, принимаются и издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Издаются они в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Структурные подразделения и территориальные органы издавать нормативные правовые акты, как мы уже отмечали, не вправе.

Решение может быть принято совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. В этом случае проект подлежит согласованию головной организацией с заинтересованными министерствами и службами и агентствами. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Подготовка проекта документа возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке документа обязательно участвует юридическая служба.

Подготовленный проект до его подписания (утверждения) должен пройти экспертизу на его соответствие социальным интересам и законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка. Решения подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. В отдельных случаях они могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.

Государственной регистрации подлежат решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В течение суток после государственной регистрации подлинник документа с присвоенным ему регистрационным номером направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший документ на государственную регистрацию.

Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература», направляются в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Акт, признанный Министерством Юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти.

Организация процесса разработки государственных решений регламентируется такими постановлениями, как

«Постановление о регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4, Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»5, а также Конституция Российской Федерации6, и прочие нормативы и документационные требования.

Информация о работе Понятие и сущность государственного управленческого решения