Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:11, доклад
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник
должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и
ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность
руководить людьми.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает
передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность
за их выполнение.
Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия и их
виды.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник
должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и
ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность
руководить людьми.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает
передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность
за их выполнение.
Суть делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет
подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных
заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю
ответственность,
как правило, продолжает нести этот
руководитель.
Цели делегирования
|Разгрузить вышестоящих |Повысить дееспособность |Активизировать |
|руководителей,
освободить|нижестоящих
|их от текучки и создать | |увеличить вовлеченность и|
|наилучшие условия для | |заинтересованность |
|решения стратегических и | |работников. |
|перспективных задач | | |
|управления.
|
|
|
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа,
частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по
выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой
важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела,
актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и
перепроверки.
Достоинство
делегирования полномочий
что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда.
Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает
самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е.
на него возлагается определенная ответственность), что само по себе
является мобилизующим
фактором.
Процесс
делегирования полномочий.
|I этап -
|Поручение работникам
|
|конкретных заданий
| | |
|II этап -
|Предоставление
|
|полномочий и ресурсов
|
|
|III этап - |Формулирование обязательств |
|
|подчиненных выполнить
|
|задания.
Делегирование
полномочий имеет ряд
положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает
время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения
квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их
знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые
начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет
инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на
более высокие должности.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся
задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность
означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем,
кто передает ему полномочия.
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое
отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или
передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена
ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично,
но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное)
завершение работы.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение
конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в
организации. Ответственность означает, что работник отвечает за
результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия
полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.
Руководитель не
может размывать
Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо
задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за
удовлетворительное завершение работы.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право
использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на
выполнение делегируемых задач.
Полномочия
не следует смешивать с
способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет
право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно
иметь власть, не имея полномочий.
Различают два вида полномочий:
. Линейные полномочия
. Штабные полномочия
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от
начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Линейные
полномочия выражают
отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления
организации, называемую
цепью команд.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям,
наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Разновидности штабных полномочий:
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее
ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного
руководства.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных
полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного
руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав
как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей
компетенции.
Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и
финансовая функции предприятия.
Линейная
деятельность в настоящем
которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом
товаров или услуг,
производимых организацией.
Основные
принципы делегирования
полномочий.
Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются
основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их
на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным,
организация нежизнеспособной,
а процесс управления значительно затруднится.
1. Принцип делегирования
на основе ожидаемых
Поскольку смысл полномочий заключается в предоставлении управляющему
некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения
целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному
управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности
достижения ожидаемых результатов.
Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что
цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения
подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые
будут способствовать
выполнению поставленных задач.
2. Принцип функциональной
дефиниции.
Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая
достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений
должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого
подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип
функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от
управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее
определены направления их деятельности и делегированные организационные
полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с
другими управляющими и подразделениями, тем больший вклад способны внести
эти управляющие
и структурные подразделения
в реализацию целей предприятия.
3. Скалярный
принцип.
Скалярный принцип относится к цепочке прямых должностных отношений
руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть
лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия
должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем
Информация о работе Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды