Министерство образования
и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный
технический университет
Кафедра «Менеджмент предприятия»
РЕФЕРАТ
По основам управления экономикой Казахстана
Тема: Политико-экономическая
структура управления экономикой Казахстана.
Выполнила: ст. гр. ИЭ 11-3
Амантаева А.
Проверила: ст.преподаватель
Королёва А.А
Караганда 2013
Содержание:
Введение
1.Политико-экономическая структура
управления экономикой РК
2. Программа «Доступное
жилье - 2020»
3. Кластерные инициативы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельность в
управлении социально-экономическим
развитием республики обуславливает
необходимость политической предпосылки.
Со второй половины 80-х годов
общественно-политическая ситуация
как в бывшем Союзе, так и
в Республике стала характеризоваться
противоречивыми тенденциями, ускорением
политизации общества, появились
признаки политической дестабилизации.
Этому способствовал кризис всей
социально-экономической системы
страны. Казахстан, будучи тесно
интегрированным с общесоюзным
народно-хозяйственным комплексом,
испытал все негативные воздействия
этого союза.
Игнорирование центром интересов республики
и ее регионов, имевшее место в политике
общественного и территориального разделения
труда, создавало условия для обострения
противоречий между ведомственными и
местными интересами, хищнического использования
природных ресурсов, ухудшения экономической
обстановки. Главное состояло во внутреннем
кризисе системы. Это, прежде всего, неадекватность
экономики современным требованиям. Красноречивой
иллюстрацией экономического состояния
перед окончательным крахом советской
системы стали огромные очереди, господство
талонно-карточной системы, обесцененные
деньги. Вплоть до конца 1993 года мы не имели
самостоятельной политики. Кроме того,
опыт абсолютного большинства стран неопровержимо
доказал, что из всех форм хозяйствования
наиболее эффективной является рыночная
экономика. Она создает благополучную
мотивацию труда, обеспечивает экономическую
свободу товаропроизводителям, устраняет
монополизм производителей, подчиняет
производство запросам потребителей.
Цель данного реферата:
1.Изучение политико-экономической
структуры управления экономикой РК
2.Рассмотрение государственной
программы «Доступное жилье-2020»
3.Изучение кластерных
инициатив Республики
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ КАЗАХСТАНА
На стадии планирования решается
задача разработки среднесрочной программы
социально-экономического развития и
стратегии ее осуществления, как на макроэкономическом
уровне, так и в отношении каждого сектора.
На этой стадии основное внимание уделяется
отбору и предварительной оценке предложений
по осуществлению инвестиций. Для этого
отраслевые министерства должны подготовить
предложения по инвестициям на ближайшие
несколько лет, которые должны содержать
описание и оценку предлагаемых проектов
на основе общепринятой методологии финансово-экономической
оценки проектов.
На стадии программирования
основная задача - преобразование целей,
установленных в плане, в государственные
программы деятельности. Консолидация
предложений по инвестициям в программу
государственных инвестиций /ПГИ/ должна
быть основана на тех же принципах конкуренции
отбора, которые предлагаются для бюджетного
процесса.
Решения о выделении средств
должны приниматься с учетом таких факторов,
как:
макроэкономическая ситуация,
в которой будет выполняться бюджет;
конкретные аспекты предложений
по инвестициям, в том числе экономические
аспекты.
И, наконец, следует знать, что
если осуществление инвестиционных проектов
/анализ консультации и закупки/ являются
обязанностью бюджетных учреждений, -
необходимо принять дополнительные меры
предосторожности, чтобы избежать проблем,
которые часто ставят под угрозу инвестиционные
проекты, особенно перерасхода средств.
Казахстану необходимо, прежде
всего создать надлежащую институциональную
систему управления государственными
инвестициями и обеспечить организационное
и эффективное выполнение названных выше
функций /планирование, программирование,
подготовка и его исполнение.
Самостоятельность в управлении
социально-экономическим развитием республики
обуславливает необходимость политической
предпосылки. Со второй половины 80-х годов
общественно-политическая ситуация как
в бывшем Союзе, так и в Республике стала
характеризоваться противоречивыми тенденциями,
ускорением политизации общества, появились
признаки политической дестабилизации.
Этому способствовал кризис всей социально-экономической
системы страны. Казахстан, будучи тесно
интегрированным с общесоюзным народно-хозяйственным
комплексом, испытал все негативные воздействия
этого союза.
Игнорирование центром интересов
республики и ее регионов, имевшее место
в политике общественного и территориального
разделения труда, создавало условия для
обострения противоречий между ведомственными
и местными интересами, хищнического использования
природных ресурсов, ухудшения экономической
обстановки. Главное состояло во внутреннем
кризисе системы. Это, прежде всего, неадекватность
экономики современным требованиям. Красноречивой
иллюстрацией экономического состояния
перед окончательным крахом советской
системы стали огромные очереди, господство
талонно-карточной системы, обесцененные
деньги. Вплоть до конца 1993 года мы не имели
самостоятельной политики. Кроме того,
опыт абсолютного большинства стран неопровержимо
доказал, что из всех форм хозяйствования
наиболее эффективной является рыночная
экономика. Она создает благополучную
мотивацию труда, обеспечивает экономическую
свободу товаропроизводителям, устраняет
монополизм производителей, подчиняет
производство запросам потребителей.
Для осуществления глубоких
преобразований в республике необходимы
определенные предпосылки. В этом плане
поворотным моментом в истории нашего
государства является принятие 25 октября
1990 года Декларации о государственном
суверенитете Казахстана и 28 января 1993
года на десятой сессии Верховного Совета
Республики Казахстан двенадцатого созыва
Конституции (Основного Закона) Республики
Казахстан. Особое место в социально-экономическом
развитии занимает ныне действующая Конституция
Республики Казахстан, принятая на всенародном
референдуме 30 августа 1995 года, и конституционный
Закон « О государственной независимости
Республики Казахстан» (16 декабря 1991 года).
Эти документы для дальнейшего
развития управления политико-экономическими
процессами в республике имеют непреходящее
значение. В них зафиксированы основы
экономического суверенитета, определяющие
содержание управления экономикой на
этапе формирования рыночных отношений.
Это представляет собой экономическую
предпосылку самостоятельности республики
в управлении всеми сферами жизнедеятельности.
В частности, изложено фундаментальное
положение о том, что экономической основой
суверенитета Казахстана является его
исключительная собственность на землю,
недра, внутренние и территориальные воды,
воздушное пространство, растительный
и животный мир, культурные и исторические
ценности, материальные и финансовые ресурсы,
объекты производственного и непроизводственного
назначения. Казахстан является субъектом
государственного регулирования экономики.
Для государственного регулирования,
как функции управления, особое значение
имеет право на образование своей финансово-кредитной
системы, самостоятельное формирование
государственного бюджета, организацию
налоговой и таможенной системы.
Конституция Республики Казахстан
содержит методологические принципы организации
управления экономикой.
Во-первых, экономика Республики
Казахстан основывается на различных
формах собственности. Государство обеспечивает
равенство перед законом всех субъектов
собственности.
Во-вторых, частная собственность
неприкосновенна.
В-третьих, государство гарантирует
свободу частной предпринимательской
деятельности и обеспечивает ее защиту
и поддержку.
В–четвертых, монополистическая
и всякая другая деятельность, направленная
на ограничение или устранение законной
конкуренции, получение необоснованных
преимуществ, ущемление прав и законных
интересов потребителей, не допускается.
В–пятых, административно-территориальные
единицы самостоятельны в управлении
местными делами.
Эти принципы составляют основу
современной системы управления экономикой
Казахстана и должны обеспечить оптимальное
вхождение народного хозяйства республики
в социально ориентированную рыночную
экономику. Они имеют не только политико-экономический
смысл, но и имеют прямое отношение к организованному
началу менеджмента в Казахстане. Роль
организованного фактора в управлении
всегда высоко оценивалась предпринимательскими
кругами. Общеизвестна формула американского
миллиардера Карнеги: «Отнимите все наши
фабрики, заводы, средства сообщения и
деньги, оставьте только нашу организацию
и в четыре года все восстановится». Плохо
организованную компанию не спасут никакие
рыночные механизмы.
ПРОГРАММА «ДОСТУПНОЕ
ЖИЛЬЕ-2020»
Основание для разработки |
В целях реализаций поручения
Президента Республики Казахстан Н.А.
Назарбаева, данного 27 января 2012 года в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая
модернизация - главный вектор развития
Казахстана» |
Государственный орган, ответственный
за разработку и реализацию Программы |
Агентство Республики Казахстан
по делам строительства и жилищно-коммунального
хозяйства |
Цель |
Комплексное решение проблем
развития жилищного строительства, обеспечивающее
дальнейшее повышение доступности жилья
для населения |
Целевые индикаторы |
Строительство в 2012 - 2020 годах
- 69050,0 тысяч квадратных метров (далее -
тыс. кв. метров) общей площади жилья, в
том числе: в 2012 году - 6050,0 тыс. кв. метров,
в 2013 году - 6600,0 тыс. кв. метров, в 2014 году
- 6900,0 тыс. кв. метров, в 2015 году - 7200,0 тыс.
кв. метров, в 2016 году - 7600,0 тыс. кв. метров,
в 2017 году - 7700,0 тыс. кв. метров, в 2018 году
- 8000,0 тыс. кв. метров, в 2019 году - 9000,0 тыс.
кв. метров, в 2020 году - 10000,0 тыс. кв. метров. |
На сегодняшний день в отрасли жилищного
строительства реализуется Программа жилищного строительства в Республике
Казахстан на 2011 - 2014 годы.
В Программе 2011 - 2014 годов установлены
основные принципы и направления жилищного
строительства - строительство жилья местными
исполнительными органами для реализации
с использованием системы жилстройсбережений
и путем фондирования банков второго уровня
для финансирования строительства, продолжено
строительство арендного жилья и развитие
инженерно-коммуникационной инфраструктуры,
а также стимулирование привлечения частных
инвестиций в жилищное строительство.
Одним из механизмов, который позволит
сохранить темпы развития жилищного строительства,
является развитие системы жилстройсбережений.
В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана
от 29 января 2010 года «Новое десятилетие
- новый экономический подъем - новые возможности
Казахстана» были начаты работы по развитию
системы жилищных строительных сбережений
и в целом коммерческого сектора жилья.
По их итогам выработана новая схема строительства
кредитного жилья местными исполнительными
органами с реализацией через ЖССБК по
цене за 1 квадратный метр в чистовой отделке
в пределах 142,5 тысяч тенге в городе Алматы,
в городах Астане, Актау, Атырау и Усть-Каменогорске
- 112,5 тысяч тенге, в остальных регионах
- 90 тысяч тенге.
В рамках Программы 2011 - 2014 годов, предусмотрены и другие направления
повышения доступности жилья и создания
дополнительных стимулов для увеличения
объемов жилищного строительства.
Дополнительным инструментом, который
позволит продолжить развитие жилищного
строительства, является строительство
через акционерное общество «Фонд недвижимости
«Самрук-Казына» со стопроцентным участием
ФНБ «Самрук-Казына» в его уставном капитале.
По данному механизму АО «Фонд недвижимости»
предоставляет жилые и коммерческие (нежилые)
помещения в аренду, аренду с выкупом и
прямую продажу. Соответствующие условия
и методика предоставления жилья Фондом
недвижимости разработаны и утверждены.
Также, одним из направлений, который
позволит сохранить темпы жилищного строительства,
является содействие МИО инициативам
граждан по самостоятельному решению
жилищных проблем, в том числе путем создания
жилищно-строительных кооперативов (далее
- ЖСК). При этом обязательным условием
создания ЖСК должны быть выделение под
застройку земельного участка, находящегося
в государственной собственности и не
предоставленного в землепользование,
и подведение к участку застройки необходимых
сетей и коммуникаций.
Кроме перечисленных мер, как и в предыдущие
годы, в 2011 году Правительством была продолжена
поддержка дольщиков. Всего, начиная с
2007 года, государственное финансирование
долевого строительства составило 464,3
млрд. тенге (освоено 415,0 млрд. тенге или
89 %).