Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:16, реферат
Определяя потребность в кадровых ресурсах, необходимо ответить на вопрос: зачем нам нужна данная должность или деятельность? В случае если данная деятельность не нужна, то очевидно, что не нужен и ресурс, необходимый для ее реализации.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
Определяя потребность в кадровых ресурсах, необходимо ответить на вопрос: зачем нам нужна данная должность или деятельность? В случае если данная деятельность не нужна, то очевидно, что не нужен и ресурс, необходимый для ее реализации.
Если у компании есть четко сформулированная стратегия, описывающая результаты, которых необходимо достичь, то определить условия, при которых эти результаты будут достигнуты, не составит большого труда.
Вопрос: нужно
ли составлять формальное описание деятельности,
т.е. известную всем должностную
инструкцию? Нужно. Во-первых, для того
чтобы сотрудник мог детально
ознакомиться с возлагаемыми на него
требованиями. Во-вторых, для того чтобы
самой компании не обременять себя
памятованием того, каким образом
будет реализовываться
Должностная инструкция - это рабочий инструмент, она должна быть удобной и информативной как для сотрудника, так и для компании. Желательно, чтобы она выгодно отличалась от "традиционной" должностной инструкции, цель которой, как иногда кажется, - в попытке запутать сотрудника и подловить его на неисполнении какой-нибудь обязанности (вспомним хотя бы фразу: "...и выполняет другие распоряжения руководителя").
Качества или
характеристики, которыми должен обладать
сотрудник, определяются с помощью
различных методов анализа
Любой ресурс стоит денег. Значит, определяя перечень тех или иных квалификационных характеристик, которыми должны обладать наши потенциальные сотрудники, необходимо использовать принцип, который можно описать так: "берем только то, без чего невозможно обойтись". Применительно к персоналу это означает "минимально приемлемые квалификационные характеристики". Надо понимать, что все, что сверх этого, ведет к увеличению стоимости ресурса и к дополнительным расходам. Так что обычный принцип "берем то, что, может быть, вдруг да пригодится" - прямая дорога к неэффективному использованию ресурсов.
Имея описание деятельности (должностную инструкцию) и квалификационные характеристики (модель компетенций), можно приступать к процедуре подбора и отбора персонала, т.е. к приобретению ресурса.
ПОДБОР И ОТБОР ПЕРСОНАЛА
Под терминами "подбор" и "отбор", как правило, понимаются две различные, но взаимодополняющие процедуры. Зачастую "подбором персонала" называется также и вся процедура приобретения ресурса. Здесь необходимо выяснить для себя следующие вопросы:
| может ли определенная деятельность быть реализована при отсутствии необходимого ресурса, и является ли это экономически эффективным; | |
| является ли экономически эффективным увеличение срока приобретения ресурса; | |
| может ли компания пренебречь дополнительной имеющейся возможностью приобрести ресурс; | |
| является ли экономически эффективным приобретение "лучшего из имеющихся" вариантов; | |
| является ли
экономически эффективным увеличение
срока ввода ресурса в |
Если на все
эти вопросы вы отвечаете отрицательно,
то далее легко можно
| кратчайший возможный срок. Это важно, поскольку чем больше срок поиска, тем дольше не выполняется (или выполняется за счет дополнительных усилий, т.е. перерасхода имеющихся ресурсов) определенная деятельность, что ведет к явным и скрытым потерям и в конечном счете - к невозможности реализации поставленных целей и задач; | |
| "использование"
всех имеющихся кандидатов. Это
важно, поскольку каждый | |
| соответствие
характеристик кандидата | |
| активная позиция
компании в течение адаптационного
периода. Это важно, поскольку мы
не хотим тратить время на самостоятельную
адаптацию кандидата к |
Этими критериями
и определяются те или иные действия
компании при выборе и использовании
источников подбора (существуют как
внешние источники, например профильные
учебные заведения, так и внутренние,
например бывшие сотрудники компании),
инструментов отбора для оценки квалификационных
характеристик кандидатов (например,
тестов достижений или упражнений,
построенных на рабочих ситуациях),
а также компонентов
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСА
На сегодняшний день процедура оценки и управления эффективностью деятельности персонала является одной из самых проблемных в большинстве компаний, а это порядка 95% компаний.
Что должна представлять собой данная процедура с точки зрения все той же экономической эффективности, т.е. интересов компании? Компанию интересует, прежде всего, исполняется ли принятая стратегия сейчас и будет ли она выполняться далее. Следовательно, компанию в большей степени интересует процесс управления текущей деятельностью сотрудника. Компании требуются гарантии того, что каждый сотрудник на своем месте выполнит стоящие перед ним цели и задачи в полном объеме и в строгом соответствии с принятыми планами.
Для того чтобы иметь возможность управлять, необходимо получать адекватную информацию о происходящем. Следовательно, можно описать процедуру оценки и управления эффективностью деятельности следующим образом:
| планирование деятельности, постановка целей и задач деятельности; | |
| мониторинг текущей деятельности; | |
| получение информации от самого сотрудника о текущей деятельности; | |
| анализ информации, выявление причин отклонения от заданных параметров, планов и обязательств, если таковое существует; | |
| определение способов
корректировки текущих | |
| цикл замыкается
на мониторинге текущей |
Исходя из этого можно определить следующие критерии реализации процедуры:
| в фокусе процедуры
находятся текущая (источник информации)
и будущая (результат, которого надо
достичь) деятельность сотрудника, а
не сам сотрудник и его | |
| в фокусе процедуры находится будущее - результаты, которых сотруднику предстоит достичь, а не прошлое, которое служит лишь источником информации; | |
| процедура представляет
собой постоянный процесс, связанный
с текущей работой, проектами,задачами,
которые выполняет или решает
сотрудник, а не разовые акции, привязанные
к жестким временным | |
| процедура представляет собой совместную работу руководителя как представителя интересов компании, заинтересованной в том, чтобы каждый сотрудник выполнил поставленные перед ним цели и задачи в полном объеме, и сотрудника, перед которым эти цели и задачи стоят, а не принятие руководителем решения о том, насколько сотрудник или его деятельность хороши или плохи. |
Однако "традиционно" нарушаются все или почти все пункты данного перечня. В этой связи, а точнее, в связи с личностным аспектом нашего кадрового ресурса, полезно задать следующий вопрос: в каком случае сотрудник будет заинтересован в том, чтобы представить объективную, точную и своевременную информацию своему руководителю о проблемах, с которыми он сталкивается в ходе своей деятельности: а) если он видит со стороны руководителя заинтересованность в своих целях и задачах (из которых, собственно говоря, и складываются цели и задачи самого руководителя), готовность вникнуть, разобраться и определить способ устранения этих проблем сейчас и в будущем, чтобы поставленные цели были успешно достигнуты, или б) если руководителя данная информация интересует для принятия решения о том, хорошо сотрудник поработал или плохо, с соответствующими выводами, например, определением размера вознаграждения? Вопрос, конечно, риторический. Однако хотим обратить внимание на то, что в первом случае руководитель преследует ресурсные интересы, поскольку его действия направлены на получение необходимого, спланированного и привязанного к стратегии результата.
Одним из способов
корректировки результатов
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
В данном случае слово "обучение" используется как термин для обозначения процедуры УКР. На бытовом уровне между словами "обучение" и "развитие" есть четкое соотношение. Первое указывает на внешнее воздействие, оказываемое на человека, второе - на внутренний процесс, являющийся следствием этого воздействия. Именно это обстоятельство, а также то, что процедура обучения персонала и процедура развития потенциала (о которой речь пойдет чуть ниже) реализуются одними и теми же средствами, и приводит к полной неразберихе в практической деятельности компании по реализации данных процедур!
Процедуру обучения
в контексте деятельности компании
необходимо рассматривать как процедуру
ликвидации выявленного разрыва
между тем, что сотрудник знает
и умеет, показывая определенный
результат в своей работе, и
тем, что он на самом деле должен
знать и уметь для того, чтобы
выполнять свою работу в соответствии
с заданными стандартами
Однако любая стратегия, а следовательно, и деятельность компании бывает подвержена внешнему воздействию. Меняются рынок, технологии, свод законов или демографическая ситуация. В соответствии с этим будут корректироваться возможности, цели и задачи компании. Вслед за изменением стратегии изменяются цели и задачи конкретной деятельности, а вместе с ними и те квалификационные характеристики, которые дают возможность сотруднику реализовывать эти цели эффективно. Кроме того, необходимо признать, что не существует таких инструментов, которые помогли бы заранее точно определить, какой и в каком объеме тот или иной навык или умение потребуются. Определять это приходится методом проб и ошибок, используя процедуру оценки и управления эффективностью деятельности.
Таким образом,
получаем следующий набор критериев-
| факультативной, зависеть от желания сотрудника. Вполне может быть, что сотрудник поставлен перед выбором: либо учиться и исправлять с помощью приобретенных знаний и навыков текущую ситуацию, либо оставить компанию; | |
| использована в качестве поощрения (или отдыха как разновидности поощрения). Возможно, что, напротив, используется в качестве дисциплинарного взыскания или предупреждения; | |
| безадресной, не связанной с конкретной потребностью в текущей деятельности сотрудника; | |
| спонтанной, без предварительной работы по определению потребности; | |
| без контроля результата
пройденного обучения (ведь речь идет
о проблемах в текущей |