Отвсеты по производственному менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:51, курс лекций

Краткое описание

Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги). Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Файлы: 1 файл

Производ.менеджмент.docx

— 46.56 Кб (Скачать)

1.Понятие,  цель, сущность производственного  менеджмента

Производственный  менеджмент  является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и  услуги). Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

2. История исследования  производства

Исследования  производства стали активно проводиться  в ХVIII в. и связаны со становлением и развитием капиталистического способа производства. Машинное производство привело к замене специализированной трудовой деятельности частичного мануфактурного рабочего действиями мощных высокопроизводительных механизмов. Весь процесс был разделен на составляющие фазы. Возник институт промышленных управляющих. Менеджеры появились, прежде всего, на крупных капиталистических предприятиях, которые были в состоянии оплачивать таких управляющих. В аппарате управления возникли специализированные подразделения, выполняющие различные функции: технической подготовки и совершенствования производства; управления персоналом и организации труда; оперативного управления контроля производства; ремонта и обслуживания оборудования; материально-складского и транспортного хозяйства; сбыта продукции; бухгалтерии и финансов и др. Начало исследований производств по праву связано с именем Ф. Тейлора (1856-1915). Тейлор предлагал конкретные решения, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства; ведение строго регламента на применение материалов и инструментов; стандартизацию инструментов, рабочих операций; точный учет рабочего времени; исследование трудовых операций путем разложения их на составные элементы и хронометража, установления контроля за каждой операцией и др. Система Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века. Гантт применил аналитические методы для исследования отдельных производственных операций. Он разработал методы планирования последовательности производственных операций. Эти методы не потеряли свое значение и в современных условиях. Исследование системы человек-машина позволило Гантту связать организационный и мотивационный аспекты производства. В исследованиях американского ученого Г. Эмерсона (1853-1931) были рассмотрены вопросы рациональной организации труда не только отдельного исполнителя, но и всякой целесообразной деятельности человека с точки зрения производительности и предложена методика достижения максимальной эффективности. Инженером Ф.Л. Ковалевым разработан метод отбора наиболее рациональных приемов труда, применяемых передовыми рабочими, их дальнейшего усовершенствования и последующего массового внедрения.

3.Стратегические  функции производственного  менеджмента

Стратегические  функции производственного менеджмента, или его стратегии включают:

1) стратегию  товара, определяющую выбор новых  товаров и модернизацию уже  производящихся. Эта стратегия неразрывно  связана с анализом жизненного  цикла товаров, с проведением  маркетинговых исследований;

2) стратегию  процесса, определяющую выбор способов  производства отобранных товаров,  обоснование производственной мощности  и ее резервирования. Под способом  производства здесь понимается  совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований;

3) стратегию  размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети также оказывающее огромное влияние на эффективность бизнеса;

4) стратегию  организации производства, определяющую  организационную структуру нового  или реконструируемого предприятия,  выбор форм и методов организации  работ внутри предприятия, построение  рабочих центров и обеспечение  их ресурсами

5) стратегию  обслуживания производства, определяющую  формы организации и методы  технического, транспортного и складского  обслуживания предприятия;

6) стратегию  качества, приобретающую в последнее  время все большее значение  ввиду тех кардинальных изменений,  которые происходят в бизнесе.

4.Производственные и операционные системы

К производственной относится деятельность, в условиях которой определяющей функцией является функция производства товаров, тогда  как другие функции играют вторичную  роль и служат дополнением. Коммерческая деятельность характеризуется прежде всего товарно-денежными операциями. К числу особых видов коммерческой деятельности относится финансовая деятельность. Здесь объектом купли-продажи является весьма специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги, которые не только опосредуют товарообменные операции, но и служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные или в валютно-денежные.

 Любая предпринимательская  организация в результате своей  целенаправленной деятельности, так  или иначе связана с производством товаров или услуг. Однако в теории менеджмента принято различать понятия «производство» и «операции». Под производством понимается переработка какого-либо сырья в готовые изделия, т. е. выпуск товаров. Понятие операции рассматривают шире, включая как производство товаров, так и оказание услуг.

5.Типы  производства

Тип производства – комплексная характеристика технических, организационных и экономических  особенностей машиностроительного  производства, обусловленная его  специализацией, объемом и постоянством номенклатуры изделий.

Единичное производство характеризуется:

 малым объемом  выпуска одинаковых изделий, повторное  изготовление которых, как правило, не предусматривается; большой номенклатурой выпускаемых изделий; неустойчивой технологической специализацией участков; универсальным оборудованием;  разнообразными и неупорядоченными связями между рабочими местами;  универсальным высококвалифицированным персоналом.

 Серийное производство характеризуется производством нескольких однородных типов изделий:

 периодически повторяющимися партиями; специализацией участков - предметной, предметно-групповой.

  Массовое производство  характеризуется:

 большим объемом  выпуска изделий, непрерывно изготовляемых  продолжительное время, в течение  которого на большинстве рабочих  мест выполняется одна рабочая  операция подетальной специализацией участков;

 специализированным оборудованием; специализацией участков по предметно-замкнутой форме, прямоточными связями между рабочими местами - поточное производство; рабочие - операторы, низкой квалификации.

6. Классификация управленческих  решений. Требования  к управленческим  решениям.

Управленческое  решение - это взвешенный шаг, результатом  которого являются осуществление действия для достижения цели организации  или воздержание от него.

1. По степени  влияния на будущее организации  - стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; - тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам:- глобальные - охватывают всю организацию в целом; - локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более пяти лет); среднесрочные (от одного года до пяти лет); краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности  воздействия: внешние, внутренние.

5. По обязательности  выполнения: - директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; - рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;  - ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному назначению: - регулирующие - определяют метод выполнения действий;

 - координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; - контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте  охвата:общие - распространяются на всю компанию в целом;  специальные - рассматривают отдельные вопросы.

8. По степени  запрограммированности:- запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;  - незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере  реализации: научные и маркетинговые  исследования, производство, реализация  товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.

10. По способам  принятия: интуитивные - принимаются  руководителем на основе его  способности предвидеть результаты;  адаптивные - принимаются руководителем  в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

Требования  к управл. решениям:

1. эффективность – подчеркивает соотношение ожидаемого и экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию.

 2.обоснованность – это необходимость учета всех факторов и усилий, связанных с принятием решений.

 своевременность 

3. непротиворечивость – согласование с ранее принятыми решениями

4. конкретность – проявляется в четком указании, что, кто и в какое сроки должен сделать

 5.полномочность – это наличие у субъекта управления (менеджера) соответствующих прав.

7. Планирование и  прогнозирование,  уровни планирования.

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных  путей развития, последствий тех  или иных решений. Планирование -  разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно  связаны. Определение уровней планирования является также предметом планирования и проводится для каждого конкретного проекта с учетом его специфики, масштабов, географии, сроков и т. д. Уровни планирования и система планов должны строиться с использованием принципов «обратной связи», обеспечивающих постоянное сравнение плановых данных с фактическими и обладать большой гибкостью, актуальностью и эффективностью. Агрегирование календарно-сетевых планов (графиков) является важным и весьма эффективным инструментом, позволяющим управлять сложными проектами. Обычно выделяют следующие виды планов: концептуальный план; стратегический план реализации проекта;

 тактические  (детальные, оперативные) планы.

Концептуальное  планирование, результатом которого является концептуальный план, представляет собой процесс разработки основной документации по проекту, технических  требований, оценок, укрупненных календарных  планов, процедур контроля и управления. Концептуальное планирование проводится в начальный период жизненного цикла  проекта. Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки стратегических, укрупненных, долгосрочных планов. Детальное (оперативное, тактическое) планирование связано с разработкой тактических, детальных планов (графиков) для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей.

Для каждого из уровней есть свое представление входных данных, которыми обычно являются: договорные требования и обязательства; описание доступных ресурсов и ограничения на их использование (сроки, интенсивность, размещение и т. д.); оценочные и стоимостные модели; документация по аналогичным разработкам.

8. Планирование. Виды  планирования

Планирование - это определение системы целей  функционирования и развития организации, а также путей и средств  их достижения. Сущность планирования заключается в разработке оптимального плана деятельности по достижению цели. Входными данными при планировании являются информация о прошлом (ретроспективная информация) и информация о настоящем, которая по отношению к плановому периоду является также информацией о прошлом. Поэтому ее относят условно к ретроспективной информации (условно-ретроспективная информация).

Информация о работе Отвсеты по производственному менеджменту