Отчет о практике по менеджменту на ОАО "Измайловская мануфактура"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики является изучение процесса управления на данном предприятии, а также рассмотрение практики руководства предприятием и разработка предложений по ее совершенствованию.
Отчет по менеджменту включает в себя следующие разделы:
1. Ознакомление с предприятием. Здесь отражаются такие особенности, как:
 организационно-правовая форма;
 вид хозяйственной деятельности;
 номенклатура производимой продукции, услуг;

Оглавление

Введение…………………………………….………………………………………..…3
Раздел 1. Характеристика предприятия...……………………………………………..4
1.1. Общие сведения…………………………………………………………………4
1.2. Организационно-правовая форма……………………………………………...4
1.3. Вид хозяйственной деятельности……………………………………………...4
1.4. Ассортимент вырабатываемой продукции……………………………………5
1.5. Основные поставщики сырья и потребители продукции…………………….5
1.6. Основные конкуренты…………………………………………………………..5
1.7. Режим работы …………………………………………………………………..5
1.8. Перечень профессиональных групп рабочих и специалистов……………….6
1.9. Структура предприятия………………………………………………………...8
1.10. Технико-экономические показатели работы……………………………..….10
Раздел 2. Работа в плановом отделе…...……………………………………………..10
2.1. Миссия и цели предприятия……………………………………………………..11
2.2. Оценка и анализ внешней среды………………………………………………...13
2.3. Анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия………………….15
2.4. Выбор стратегии………………………………………………………………….17
2.5. Оценка стратегического плана…………………………………………………..20
2.6. Реализация стратегического плана…………………………………...…………21
Раздел 3. Работа в отделе снабжения и сбыта………………………………………22
Раздел 4. Работа в отделе труда и заработной платы……………………………….25
4.1. Разделение труда…………………………………………………………………26
4.2. Организация труда………………………………………………………………..27
4.3. Нормирование труда……………………………………………………………..28
4.4. Система стимулирования труда…………………………………………………30
4.5. Расчет заработной платы………………………………………………………...32
Раздел 5. Работа в финансовом отделе………………………………………………33
5.1. Уплотненный аналитический баланс предприятия…………………………….34
5.2. Сравнительный аналитический баланс…………………………………………36
5.3. Абсолютные показатели финансовой устойчивости…………………………..39
5.4. Оценка относительных показателей финансовой устойчивости……………...42
Раздел 6. Работа дублером руководителя……………………………………………43
Заключение…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Отчет о практике по менеджменту на ОАО Измайловская мануфактура.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

4.             Портфель фабрики не содержит продукции-"собак", которая требует серьёзных финансовых затрат в случае увеличения их продаж. Такие товары отстают по конкурентоспособности, то есть несмотря на длительное присутствие на рынке, им не удалось завоевать своего покупателя.

При наличии таких товаров/услуг приоритетной стратегией будет деинвестирование, скромное существование или уход с рынка.

ОАО "Измайловская мануфактура" занимает достаточно большую долю рынка. При этом выпускаемые суровые ткани по качеству являются лучшими по сравнению с продукцией предприятий-конкурентов. Большое количество продукции предприятие выпускает на заказ, поэтому спрос на нее достаточно стабилен. Следовательно, активная работа на рынке способствует дальнейшему укреплению позиций фабрики.

При выборе стратегии с учетом положения фирмы и отрасли используются различные методы: матрица позиций бизнеса, матрица развития Стрикленда и Томпсона и другие. Так как матрица Томпсона-Стрикленда рассматривает этот вопрос более детально, проведем анализ ОАО с её помощью (рис. 5).

Итак, ОАО имеет порядочное количество конкурентов, но все же занимает достаточно сильную конкурентную позицию с сильным внутренним потенциалом. При этом положение предприятия не настолько плохо, чтобы прибегнуть к ликвидации. Фабрика не располагает средствами, чтобы прибегнуть к стратегии вертикальной интеграции. Поэтому, учитывая невысокий уровень конкуренции, наиболее оптимальным представляется применение стратегии дифференциации.

Учитывая перечисленные сильные и слабые стороны ОАО "Измайловская мануфактура", а также внешние факторы, влияющие на её деятельность, наиболее преемлемой стратегической альтернативой для фабрики являтеся общая стратегия конкуренции.

Предприятие существует на рынке суровых тканей более ста лет, занимает стабильное положение и является прибыльной. Но в настоящих условиях (рост конкуренции, проблемы с сырьем, повышение налогов и т. д.) увеличить объем реализации производимой продукции не так легко.

Исходя из анализа портфеля продукции ОАО очевидно, что для достижения поставленной цели целесообразным будет проведение стратегии дифференциации. То есть предприятие стремится к внутреннему росту путем расширения ассортимента и производства новых тканей в базовой отрасли при использовании существующих технологий.

При этом выбранный вариант развития соответствует поставленным перед предприятием целям.

 

Конкурентная позиция фирмы

 

слабая

сильная

Темпы роста рынка

высокие

II

1.    Стратегия концентрации в базовой отрасли.

2.    Покупка другой фирмы той же отрасли для усиления конкурентных преимуществ.

3.    Вертикальная интеграция.

4.    Диверсификация.

5.    Закрытие фирмы, банкротство, если другие меры не помогли.

I

1.      Продолжение концентрации выбранной отрасли.

2.      Международная экспансия.

3.      Вертикальная интеграция.

4.    Диверсификация в смежные отрасли.

низкие

III

1.      Пересмотр стратегии концентрации в базовой отрасли.

2.      Слияние с конкурирующей фирмой

3.      Вертикальная интеграция

4.      Диверсификация

5.      Стратегия "сбора урожая".

6.      Ликвидация.

 

IV

1.      Международная экспансия.

2.      Диверсификация концентрического и горизонтального роста.

3.      Диверсификация в новую отрасль.

4.      Совместные предприятия в новых отраслях.

5.      Вертикальная интеграция.

6.      Продолжение стратегии концентрации, рост за счёт отвоевания доли рынка у слабых конкурентов.

 

Рис. 5. Матрица Томпсона-Стрикленда.

 

 

Оценка стратегического плана.

Стратегическое планирование — это процесс, который должен постоянно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться руководством. Оценка стратегии проводиться путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов.

1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями     организации?

Стратегия, выбранная для ОАО является совместимой с его возможностями. Предприятие имеет необходимое оборудование, а также собирается закупать новое и увеличивать объем производственных площадей. Специалисты проведут все необходимые расчеты, связанные с изменением и расширением ассортимента. Это позволяет реализовать стратегию концентрической диверсификации и увеличить объем выпуска продукции. Если же на предприятии параллельно будут проводиться маркетинговые мероприятия, то выпущенная продукция будет успешно реализовываться более успешно.

2.      Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

Степень риска при расширении ассортимента невелика, так как новый ассортимент формируется с учетом сезонности, а также потребностей постоянных заказчиков.

3.  Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?

Для реализации выбранной стратегии ОАО обладает достаточными техническими ресурсами и необходимыми сырьевыми ресурсами. Но при этом испытывает недостаток трудовых ресурсов. То есть необходимо привлекать производственных рабочих, с тем чтобы обеспечить оптимальную работу оборудования при полной производственной мощности.

4.  Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

При выборе стратегии учитывались внешние угрозы и возможности. Решение о проведение стратегии концентрической диверсифекации было принято после изучения конкурентов, которое показало, что данная стратегия обеспечит повышение объемов реализации продукции ОАО.

5.  Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов предприятия?

Выбранная стратегия является лучшим способом применения ресурсов фабрики, поскольку при её выборе учитывались сильные и слабые стороны предприятия, и состояние внешней среды, о чем уже говорилось выше. Можно было применить и другие стратегии, либо их сочетание. Но после тщательного анализа было выявлено, что стратегия дифференциации является оптимальной для достижения поставленной цели.

 

Реализация стратегического плана.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.

Успешная реализация плана требует разработки краткосрочных и долгосрочных программ, политики, тактики, процедур и правил, а также разработки бюджета.

Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными, оно разрабатывает и краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными. Такие короткие стратегии называются тактикой. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается, тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена. При этом тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, поэтому тактические результаты быстрее проявляются. Стратегический план разбивается по годам. Поскольку экономическая ситуация постоянно меняется, то применяется эластичное (адаптивное) планирование, которое подразумевает ежегодную коррекцию планов.

Тактический план на первый квартал 2000 года:

1.   Освободить арендуемое помещение под ткацкий цех.

2.   Договориться с поставщиками о закупке необходимого оборудования (цена, количество, условия поставок, сроки и т. д.).

3.   Выделить средства, необходимые для осуществления второго пункта.

После составления долгосрочных и тактических планов необходимо разработать дополнительные ориентиры. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Обычно формулируется на длительный период времени.

Цель ОАО непосредственно связана с удовлетворением потребностей потребителей. Поэтому предприятие осуществляет политику выпуска высококачественных суровых тканей за счет высокой организации производства и слаженной работы руководителей, специалистов и рабочих всех подразделений. Например, начальник прядильного производства проводит исследовательские работы по снижению обрывности в прядении, улучшению качества выпускаемой продукции.  Также фабрика проводит политику сохранения и увеличения рабочих мест, что очень важно в наше время при нестабильной экономической ситуации в стране.

Для руководства управленческими действиями одной политики недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Когда ситуация при принятии решения часто повторяется, руководитель применяет уже испытанный способ действия и вырабатывает стандартизированные указания. Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Так, при неисправности ткацкого станка ткачиха должна сообщать об этом начальнику ткацкого производства, который сам установит причину неполадки и даст соответствующие указания своим подчиненным.

Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила. Правила точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Например, объем выпуска суровых тканей ограничен пограничным объемом производства, больше которого фабрика выпустить не может. Поэтому правилом фабрики является заключение контрактов на выпуск того количества продукции, которое может произвести.

 

 

Работа в отделе снабжения и сбыта

Система сбыта служит связующим звеном между предприятием и потребителями и выполняет следующие функции:

1)      оценка перспектив — поиск новых перспективных направлений сбыта продукции;

2)      продажи — практическая реализация искусства торговли — подхода к потребителю, представления товара, удовлетворения запросов покупателя и совершения сделки;

3)      услуги — оказание различных услуг потребителям — консультации по возникшим проблемам, организация решения финансовых вопросов и обеспечение доставки товара;

4)      сбор информации — участие в исследованиях рынка и сборе информации для нужд компании;

На ОАО "Измайловская мануфактура" отдел снабжения и сбыта осуществляет следующие виды деятельности:

1)     работа с поставщиками сырья (хлопка) и оборудования;

2)     работа со сложившимся кругом покупателей;

3)     работа с посредниками на зарубежном рынке;

4)     поиск новых покупателей на внутреннем рынке;

5)     изучение цен предприятий-конкурентов на аналогичную продукцию;

6)     планирование ассортимента в зависимости от требований рынка (сезонность, мода).

Общей целью данной службы  на ОАО является достижение главной цели фабрики — увеличение объемов реализации суровых тканей, выпускаемых ОАО. То есть ее деятельность направлена на продажу как можно большего количества продукции.

Отделом снабжения и сбыта руководит коммерческий директор, в подчинении которого находятся два товароведа.

Коммерческий директор занимается заключением сделок по закупке сырья, продаже суровых тканей, выпускаемых фабрикой. Обговаривает количество продукции, цену, сроки и условия поставок, осуществляет контроль за отгрузкой продукции. А также занимается изучением цен на суровые ткани на рынке и формированием плана по ассортименту, согласно с потребностями потребителей.

Товаровед предоставляет коммерческому директору сведения о выработке суровой ткани и наличии продукции на складе, предупреждает его об отгрузке товара. При экспорте суровых тканей занимается оформлением необходимых документов.

Отдел снабжения и сбыта выполняет оперативные планы. Это связано с тем, что фабрика выпускает продукцию, которая не является готовой и не может продаваться конечному потребителю в розницу, так как суровые ткани должны подвергаться дополнительной обработке и отделке. Предприятие работает, в основном, за счет заказов, поэтому сложно строить долгосрочные стратегические планы.

В работе данного отдела, как и на всем предприятии в целом, не используется метод управления по целям. Однако товароведы могут вносить коммерческому директору свои предложения, связанные с реализацией и отгрузкой продукции. Но все организационные вопросы, связанные с работой службы, решает коммерческий директор. От его подчиненных требуется лишь предоставление необходимой информации, а не решение конкретных задач.

Например, фирма решила приобрести у ОАО "Измайловская мануфактура" определенное количество суровых тканей. Тогда коммерческий директор дает задание товароведам предоставить информацию об объеме выпускаемых суровых тканей и их наличии на складе. Имея эти данные, коммерческий директор может обсудить с фирмой объем поставки.

Если необходимое количество продукции находится на складе, то обговаривают цену, время и условия поставки. Если нужного количества товара на данный момент на складе нет, то фабрикой может приняться заказ на выпуск необходимого объема суровых тканей.

Но при заключении любой сделки коммерческий директор всегда соизмеряет предложения с возможностями предприятия, так как существует пограничный объем производства.

В случае принятия окончательного решения заключенный договор (партия на сумму более 10 тыс. руб.) или контракт подписывается генеральным директором.

При сделке, совершаемой на внутреннем рынке, товародвижение осуществляется напрямую от производителя к компании-покупателю (см. рис. 6).

 

 

Рис. 6. Канал нулевого уровня распределения.

На рис. 7показано движение товара в случае экспорта суровых тканей, когда ОАО продает их промышленному дилеру (организации, которая затем перепродает товары фирмам-потребителям).

 

 

 

Рис.7. Одноуровневый канал распределения.

Условия поставки товара могут быть разными. Если сделка заключена на внутреннем рынке, то предприятие может само отгрузить продукцию автотранспортом. Если же покупатель является экспортером, то ОАО в соответствии с "Инкотермс-2000" предпочитает такой вид базисных условий поставки, как FCA (Free Carrier) - свободно у перевозчика, то есть транспорт оплачивается покупателем продукции.

Информация о работе Отчет о практике по менеджменту на ОАО "Измайловская мануфактура"