Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:40, отчет по практике
Современные предприятия в значительной мере все еще базируются на принципах, сформулированных Адамом Смитом в его фундаментальном труде «Благосостояние наций», опубликованном в 1776 г. Производственный процесс он предлагал разбить на элементарные, простые задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнять один рабочий; при этом от рабочего не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом, достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях. Это легко реализуемая идея, в связи, с чем предложенные принципы были и остаются весьма успешными в массовом производстве типовой продукции, выполняемой силами большой армии неквалифицированных рабочих, использующих простое оборудование.
1 Введение
2 Общая характеристика деятельности фирмы ЗАО «НПФ» Микран»
3 Инжиниринг и Реинжиниринг
4 Моделирование бизнес-процессов
5 Использование Системы бизнес-моделирования Business Studio 3 на примере фирмы ЗАО «НПФ «Микран»
6 Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Диплом лауреата номинации "Признание экспертов" форума "Новая электроника России-2009".
НПФ «Микран» является членом Российской торгово-промышленной палаты, а с 2006 года – учредителем двух предприятий – резидентов Томской особой экономической технико-внедренческой зоны и членом Российского союза производителей нефтегазового оборудования.
У предприятия сложились крепкие стабильные отношения с государственными организациями, компаниями и дистрибьюторами и России и странах СНГ.
В 2007 году НПФ «Микран» стало лидером Консорциума «СибСвязьАвтоматика», объединяющим производителей оборудования телекоммуникаций и автоматизации инфраструктуры нефтегазопроводов.
Решением Экспертного совета Российской ТПП (февраль 2008 г.) аппаратура ЗАО «НПФ «Микран» рекомендована к продвижению на рынок стран ШОС и СНГ.
По итогам конкурса МЭРТ РФ и TASIS ЗАО «НПФ «Микран» включено в Перечень экспортно-ориентированных предприятий России [2].
3 Инжиниринг и Реинжиниринг
Мир, в котором живут современные предприниматели, за последние 10 лет существенно изменился. Несмотря на эти изменения, многие компании с длительной историей хозяйствования на рынке продолжают по инерции держаться за старые управленческие идеи. Поэтому необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход — основа инжиниринга бизнеса (бизнес-процессов), наиболее важным направлением, которого является Реинжиниринг, или перестройка существующих компаний [3].
|
Рисунок 2.1 – эволюция компаний предоставляющих инженерные услуги
Если обратится к истории современного инжиниринга (рисунок 2.1), то видно, что активное развитие инжиниринг получил 50-60 лет назад, фактически после Второй мировой войны. Это связанно с тем, что в то время стали осуществляться крупные проекты восстановления и модернизации промышленности в Европе, а позднее началась масштабная индустриализация стран третьего мира. В связи с этим возникла новая по тем временам потребность в комплексных инженерных услугах и проектах «под ключ». В частности требовалось не только построить промышленный объект, но и помочь заказчику в обучении кадров и оказать последующие техническое содействие в освоении передаваемых технологий [6]. В связи с этим услуги в области инжиниринга стали всё более разнообразными, возникли национальные и международные рынки инжиниринговых услуг [4].
С учетом новой практики понадобилось уточнить понятие инжиниринга, систематизировать его виды, а также унифицировать инжиниринговые услуги не только на национальном уровне, но и на международном.
В итоге за многие десятилетия в России и в мире накопилось весьма значительные различия в организации инженерного дела и в методах решения инженерных задач.
Понятие инжиниринга оказалось между наукой и производством.
Цель инжиниринговой деятельности — повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний.
Далее рассмотрим понятие «Реинжиниринг». “Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перепроектирование бизнеса для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение, усовершенствование или модификация, а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели в 5—10 раз и более”.
Реинжиниринг отличается от инжиниринга тем, что при одной и той же конечной цели первый предполагает ее достижение не за счет традиционных хозяйственных и технических решений, а за счет инноваций, внедрения в производство новейших достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих резкое улучшение конечного результата производства [3].
Необходимо обратить внимание на то что:
1) инжиниринг и реинжиниринг формируют научные, технологические и управленческие основы разработки и реализации инвестиционных проектов;
2) инжиниринг и реинжиниринг – это основные инструменты формирования региональной и глобальной инфраструктуры современной экономики;
3) формы предоставления инжиниринговых и реинжиниринговых услуг активно развиваются, а также расширяется практика системной интеграции Инжиниринговых услуг;
4) в зависимости от ситуации инжиниринговая компания может исполнять роль инженера-консультанта, инженера-подрядчика, инженера-управляющего;
5) исполнение инжиниринговых услуг требует эффективного управления бизнес-процессами и бизнес-проектами;
6) стремясь эффективно оказывать услуги «вовне», следует быть системно организованным «внутри» [4].
В чем состоит отличие Инжиниринга и Реинжиниринга? (таблица 2.1)
Таблица 2.1 - Сравнительная характеристика Инжиниринга и Реинжиниринга
Параметр | Инжиниринг | Реинжиниринг |
Уровень изменений | Наращиваемый | Радикальный |
Начальная точка | Существующий процесс | «Чистая доска» |
Частота изменений | Непрерывно/единовременно | Единовременно |
Длительность изменений | Малая | Большая |
Направление изменений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Охват | Узкий — на уровне функций (функциональный подход) | Широкий — межфункциональный |
Риск | Умеренный | Высокий |
Основное средство | Стратегическое управление | Информационные технологии |
Тип изменений | Изменение корпоративной культуры | Культурный/структурный |
Как показал мировой производственный опыт, инжиниринг и реинжиниринг сыграли определенную положительную роль в повышении эффективности производства на предприятиях бизнеса. Однако этот рост, за некоторым исключением, был весьма скромным. Как правило, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составлял 10—20% или чуть больше.
Таким образом, задачи Реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и, в конечном счете — выживаемости предприятия. А инжиниринг – это непрерывное освоение и продвижение политики предприятия [5].
Ключевое слово «процесс», наиболее важное в определении понятия «реинжиниринг» [6].
Что же такое бизнес-процесс (БП)? Более наглядно можно представить графически (рисунок 3.1)
Рисунок 3.1 – Представление Бизнес-процессов
Из рисунка 3.1 видно, что БП – это действие плюс объект, в отношении которого совершается это действие, начало и окончание действия. Например, если процесс исполнения работ будет описан детально, то такое описание работ и называется БП.
Бизнес-процесс — это действия по достижению цели компании. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией.
Модель – это отображение процесса, создаваемое для решения прикладных задач. Модель создаётся с помощью специализированного языка. Это могут быть графики, языки схем, таблицы или текстовые описания. Договорённость о том, как отображается процесс, с помощью какого языка, называется нотацией описания бизнес-процессов [7].
Зачем нужны модели бизнес-процессов? Модель бизнес-процессов помогает понять, как устроена работа, позволяет регламентировать эту работу, то есть зафиксировать порядок её исполнения. Модель бизнес-процессов помогает управлять: если известен порядок исполнения работы, можем задавать её параметры, планы, ресурсы, сроки исполнения работ, планировать эти параметры, обеспечивать организацию их исполнения, контролировать исполнение, регулировать ход исполнения (рисунок 3.2)
Рисунок 3.2 – Модель бизнес-процессов
Ещё одно важное применение, или сфера, в которой бизнес-процессы очень помогают, – это сфера автоматизации. Описанный процесс в виде моделей БП можно автоматизировать. Это касается потоков информации, которые возникают и используются в ходе исполнения БП, можно обеспечить исполнение отдельных работ или комплексов работ по ходу БП [6].
Поэтому модель – это описание БП на специализированном языке или его представление в виде таблиц, схем, текстов. Оно помогает понять процесс, управлять им, регламентировать и автоматизировать его.
Существует множество методик описания бизнес-процессов и программных продуктов, поддерживающих эти методики. Выбор методики и программного средства зависит от многих факторов. Например, от масштаба оптимизации, размера компании, бюджета проекта по оптимизации.
Специалисты, которые используют модели БП – это, прежде всего менеджеры, руководители и исполнители, включенные в организацию и исполнение БП. Что их интересует, какие главные вопросы, ответ на которые они хотят получить при использовании моделей БП [5]? Модели БП помогают отвечать на такие вопросы (рисунок 3.3):
Рисунок 3.3 – Вопросы, которые интересуют специалистов использующих модели бизнес-процессов
Поэтому можно сказать, что модель БП – это описание работы, выполняемой качественно и обеспечивающей достижение необходимой эффективности[8].
Внедрение на фирму ЗАО «НПФ «Микран» Системы бизнес-моделирования Business Studio, позволило осуществить:
– формализацию и контроль выполнения стратегии фирмы;
– проектирование системы управления;
– формирование регламентирующей документации;
– внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO.
Задачи, которые Система бизнес-моделирования Business Studio позволила решить, можно представить в виде полного цикла разработки и оптимизации системы управления фирмы, графически (рис 4.1):
Рисунок 4.1 - Полный цикл разработки и оптимизации системы управления компанией
Почему на предприятии решили внедрять подобную программу?
Основными мотивационным фактором являлись возможности системы бизнес-моделирования Business Studio 3, а это:
– разработка стратегических карт, проектирование сбалансированной системы показателей (BSC/KPI)
– сбор и анализ значений показателей;
– создание графических моделей бизнес-процессов;
– имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ (ФСА);
– разработка модели организационной структуры;
– расчет штатной численности;
– формирование регламентирующих документов;
– поддержка создания и улучшения системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO.
Помимо основных возможностей, системы бизнес-моделирования обладают также техническими возможностями:
1) мастер для создания новых отчетов и документов;
2) формирование отчетов в формате Microsoft Word или HTML-навигатора;
3) обеспечение совместной работы над бизнес моделью;
4) использование в качестве редактора диаграмм Microsoft Visio.
Внедрение подобной программы позволило обеспечить дополнительные средства сбора и анализа значений показателей: Сбор значений через Excel, то есть Business Studio автоматически рассылает сотрудникам отчеты по e-mail, которые они должны заполнить в Microsoft Excel, и затем автоматически загружает их в свою базу данных. Контроль показателей – руководители компании получают возможность контролировать текущие значения показателей, а также оценивать их динамику с помощью набора специальных отчетов, которые они могут:
– сформировать самостоятельно в системе Business Studio;
– получить от сотрудника, в виде файла Microsoft Word;
– просмотреть на корпоративном сайте компании, который Business Studio формирует автоматически.
Возможности Business Studio 3:
1. Business Studio позволяет в свойствах стрелки указывать требования для каждого объекта, являющегося результатом процесса;
2. Формировать иерархии подразделений и должностей. Поддержка 4 типов субъектов: Подразделение, Должность, Внешний субъект, Роль;
3. Business Studio на основе информации о занятости должности в бизнес-процессах рассчитывает рекомендуемое количество специалистов;
4. Одно из важных преимуществ системы бизнес моделирования Business Studio – это Возможности по формированию документов и отчетов;
5. Система бизнес моделирования Business Studio существенно облегчает выполнение этапов разработки и поддержания СМК.
Рассмотрим более подробно возможности системы бизнес моделирования Business Studio версия 3.0:
1) Business Studio позволяет в свойствах стрелки указывать требования для каждого объекта, являющегося результатом процесса (рисунок 4.2):
Рисунок 4.2 – Редактирование объекта с использованием свойств стрелок