Особенности развития теории практики менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение менеджмента………………………………………….7
1.Эволюция управленческой мысли ………………………………..7
Глава 2.Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента …………………………………………………………………...12
2.1. Школа научного управления ………………………………………12
2.2. Классическая (административная) школа в управлении …………14
2.3. Школа психологии и человеческих отношений …………………..15
2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….17
Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента ………………………………..21
3.1. Особенности американской модели ………………………………..21
3.2. Характеристика японской модели ………………………………….23
3.3. Западноевропейская модель менеджмента ………………………...25
Глава 4. Развитие менеджмента в России ……………………………………..28
4.1. Проблемы менеджмента в России…………………………………..33
4.2. Основные направления развития теории и практики российского менеджмента……………………………………………………………..…37
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

менеджмент -особенности развития теории практики менеджмента в россии.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

         Формирование  российского  менеджмента   должно   учитывать   основную  тенденцию развития ментальности  в сторону  развивающегося  индивидуализма, все  больше  ориентируясь  на  личность,   осуществление   индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно  на личных способностях каждого индивида. При формировании системы  управления надо как можно сильнее учитывать деловые  качества  индивида,  способность его к восприятию нового,  настойчивость.  В  крупных  городах  с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше  проявляется стремление  к обогащению.   Система   формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц,  у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям  лучше  всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать  зарплату  в  соответствии  с  ними.  Работников  с коллективистской психологией целесообразно использовать на  участках,  где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом  на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль,  использование бригадной формы организации труда и его оплаты и т.д.  При  таком  подходе можно  осуществлять  и  целенаправленный  отбор  управляющих.  Современный российский менеджер должен отличаться  гибкостью  в  определении  целей  и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий  в  себе  гибкость, приспособляемость  и  огромные  волевые  качества   придется   формировать длительные годы. Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора  на   трудолюбие   работника,   ориентация   на   старательность   и пунктуальность. Эти заложенные  в народе  качества  необходимо  всячески поощрять.  При воспитании  данных   качеств,   в   процессе   становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к  гибким.  Сегодня  жесткость  является необходимой, но вынужденной  мерой.  Стратегическая  перспектива  русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и  более  эффективному по  содержанию  управлению.   Российский   менеджмент   должен   учитывать христианские традиции. Бердяев отмечал, что “ душа  русского  народа  была сформирована  православной  церковью,  она  получила   чисто   религиозную формацию. Религиозная формация выработала некоторые  устойчивые  свойства, догматизм, аскетизм, способность нести  страдание  и  жертвование  во  имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру”. Стремление  к  богатству  все больше  пронизывает  различные  слои  общества  и  является   определяющим стимулом  деятельности.  Христианство  в   своей   сущности   нежелательно относится к жадности, власти “ желтого дьявола”.  Отсюда  еще  одна  черта русского менталитета: люди могут работать не столько  ради  денег,  а  для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной  идеи. Энтузиазмом  русского  народа  пользовались  многие  поколения   советских руководителей. В то же время энтузиазм,  возникший  на  основе  какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из  кризисной ситуации,  дав толчок  ее  социально-экономическому развитию и в наши дни.

Целесообразно вспомнить слова Тейлора: “  Искусство  научного управления это эволюция, а не  изобретение”.  Однако  и  эволюция предполагает сознательный отбор. Поэтому мы можем добавить к  высказыванию Тейлора следующее: “ ...искусство научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и  методов  менеджмента,  отражающего  в  себе  важнейшие специфические особенности национального менталитета”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с целью  и задачами курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

1.Подготовка современных  менеджеров-профессионалов невозможна  без знания истории развития  менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. 
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, 
Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления, которая должна претерпеть  радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение  приобретает изучение передового  и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С.37.
  2. Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления. М., 2005.
  3. Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли. М, 1998.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 1999.

5. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного

Университета. Серия "Менеджмент". - М., 2000. - Вып. 3.

6. Ванюрихин Г.И. Творчество и мастерство преподавателя. Тезисы докладов 2 международной научно-методической конференции "Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт". - Новосибирск, 1999.

7. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и

консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 1999.

8. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 222 с.

9. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 1997.

10. Менеджмент в Россиии на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. -М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000 г.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. -М.: Дело, 1999.

12. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской

экономики. - М.: ОАО Издательство "Экономика", 1999.

13. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности//Социол. исслед. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104

14.  Семенова И.И.  История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

15. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.

Румянцевой, Н.А. Соломатина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,

1999.

 


Информация о работе Особенности развития теории практики менеджмента в России