Особенности кадрового планирования на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение важности кадрового планирования в организации.

Для исследования кадрового планирования в организации решаются следующие вопросы:
Проблемы кадрового планирования.
Предпосылки кадрового планирования.
Основные задачи кадрового планирования
Цели кадрового планирования.

Оглавление

Введение 2-3
Глава 1 Теоретическая часть.

Кадровое планирование в системе кадровой политики современных организаций 4-19
1.1 Сущность кадрового планирования современных организаций 4-7
1.2 Особенности, цели и задачи кадрового планирования 7-15
1.3 Проблемы кадрового планирования современных организаций 16-19
Глава 2 Практическая часть

Содержание кадрового планирования в ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга 20-37
2.1 Специфика кадрового планирования в ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга 20-26
2.2 Анализ динамики кадров в ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга 26-30
2.3 Анализ основных аспектов программы кадрового планирования

ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга 31-37
Заключение 38-39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Особенности кадрового планирования на предприятие.docx

— 74.02 Кб (Скачать)

     Как указал доктор юридических наук, профессор  Анисимков Владимир Михайлович в своем докладе о проблемах кадров современной уголовно-исполнительной системы «проблема кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы заключается в том, что сотрудники, имеющие высшее образование, не задерживаются здесь…» [9, С. 3].

Тем самым  он подсказал вывод нашего анализа: текучесть кадров в зависимости  от образования составляет 56% (18,7; 21,8; 15,5%).

Для кадрового  планирования одним из важнейших  критериев является текучесть персонала, которая оценивает качество всех сторон работы с персоналом. Под  текучестью персонала понимают увольнение сотрудников по собственному желанию, то есть сюда не входят увольнения по сокращению штатов, увольнения в связи с выходом  на пенсию или призывом в Вооруженные  силы. Количественным критерием текучести  служит отношение численности уволившихся  сотрудников за некоторый период (как правило, за год) к их общей  численности на момент начала этого  периода.

За период 2005-2007 гг. из учреждения уволилось по собственному желанию 46 сотрудников, из них 21 женщина (45,6%) и 25 мужчин (54,3%). При  этом по возрастной категории: среди  уволившихся женщин преобладают  женщины в возрасте 18-25 лет (26,1%), 45 лет и выше (10,9%). Можно предположить, что первая группа увольнялась в связи с мотивационной неудовлетворенностью, а вторая – по состоянию здоровья.

     Среди уволившихся мужчин преобладают  мужчины в возрасте 45 лет и  старше (23,9%) и в возрасте 18-25 лет (13,0%). Причины увольнения могут быть те же. По образовательному уровню: среди  уволившихся женщин преобладают  те, которые имеют юридическое  высшее (17,4%) и неполное высшее (10,9%); среди уволившихся мужчин те, которые  имеют юридическое высшее (21,7%), неполное высшее (13,0%) и другое высшее (13,0%).

Таким образом, при анализе текучести кадров необходимо учитывать, что наибольшая вероятность увольнения исходит  от сотрудников в возрасте 18-25 лет, имеющих высшее и неполное высшее образование.

Примерные границы допустимой текучести персонала  в учреждениях уголовно-исправительной системы можно увязать со статистикой  текучести кадров в учреждениях  подобного типа и со статистикой  текучести кадров конкретного учреждения в динамике за ряд последних лет. Например, в учреждениях уголовно-исправительной системы по мнению Калинина Ю. И., проводившего анализ текучести кадров в учреждениях уголовно-исполнительной системы по всей территории России, «текучесть кадров не должна превышать 21%». В исследуемом учреждении текучесть кадров составляет 37,4%, что указывает на высокую текучесть кадров и, следовательно, неэффективную кадровую политику в целом.

Известно, что высокий уровень текучести  свидетельствует о невысоком  уровне мотивации персонала, прежде всего о неудовлетворённости  работой. К тому же, высокая текучесть  ведёт к снижению эффективности  работы организации за счёт ухода  квалифицированных сотрудников  и нарушению устойчивых связей между  подразделениями, а также к росту  расходов на обучение вновь нанимаемого персонала.

     Таким образом, при кадровом планировании сотрудникам отдела кадров ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга необходимо обратить внимание на мотивацию персонала.

     Отдельным аспектом анализа текучести является анализ стажа работы сотрудников  до увольнения. Например, в учреждениях  уголовно-исправительной системы средняя  продолжительность работы персонала, непосредственно общающегося с осужденными, не превышает 1,5–2 года. Это вызвано, обычно, психологическим утомлением, связанным со стрессовыми ситуациями. Если учреждение заинтересовано в сохранении сотрудников, то оно должно предусмотреть их "взбадривание" до того, как они уйдут, посредством обучения, смены должности, изменения системы оплаты, организации санаторно-курортного лечения и других подобных мероприятий.

     Наибольшее  количество сотрудников 38,2% работает в  учреждении от 1 года до трех лет. Свыше пяти лет работает всего 19,5%. Это подтверждает наши предыдущие выводы о высоком уровне текучести кадров в учреждении.

Таким образом, возрастной анализ кадров учреждения с их разделением по половому признаку позволил выявить предпосылки к  текучести кадров: выход на пенсию; рождение ребенка; мотивационная неудовлетворенность.

Анализ  структуры сотрудников в зависимости  от имеющегося образования показал, что риск текучести кадров в зависимости  от образования составляет 56%, так  как в основном из учреждения увольняются  сотрудники с высшим и с неполным высшим образованием.

Анализ  текучести кадров показал, что наибольшая вероятность увольнения исходит  от сотрудников в возрасте 18-25 лет, имеющих высшее и неполное высшее образование.

Анализ  стажа сотрудников подтвердил наши предположения о высокой текучести  кадров в учреждении. 
 
 

     2.3 Анализ основных  аспектов программы  кадрового планирования  ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга 

     Разработкой стратегии кадрового планирования и обеспечения учреждения человеческими  ресурсами, созданием планов организационно-технических  мероприятий по ее реализации в ФГУ  ИЗ.56/1 г. Оренбурга занимается кадровая служба учреждения. Программа кадрового  планирования (обеспечения персоналом) ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга, по сути, является обозначением основных этапов процесса определения того когда, где, сколько, какого качества (квалификации) потребуется  учреждению сотрудников для реализации его задач с учетом прогноза текучести  кадров.

Программа планирования обеспечения персоналом ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга составляется с периодичностью раз в год  на основе текущего (оперативного) анализа  динамики кадров в течение предыдущего  года, и содержит следующие разделы:

  • Оптимизации использования имеющегося персонала;
  • Совершенствованию процесса приема на работу;
  • Организации профессионального обучения, подготовки кадров на перспективу;
  • Создание основы для развития других программ управления персоналом.
  • На первом этапе разработки стратегии планирования кадров в ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга планируются мероприятия по внутрифирменному перемещению персонала с целью обеспечить наиболее эффективное использование кадров. В программе разработаны три основных вида перемещения сотрудников внутри учреждения: повышение в должности и/или по зарплате; понижение в должности и/или по зарплате; горизонтальное перемещение. Внутреннее перемещение сотрудников учреждения основывается на квалификационные категории, присвоение которых осуществляется на основании «Инструкции о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом Минюста от 05.09.2006 г. № 283 во исполнение пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и в целях совершенствования профессиональной подготовки и закрепления кадров в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
 

   При присвоении квалификационных категорий  в первую очередь учитываются: образование, стаж службы, показатели служебной  деятельности, уровень профессиональной подготовленности и исполнительской  дисциплины. В данной инструкции описан порядок определения степени  подготовленности сотрудников при  проведении испытания на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий, согласно которому проводятся квалификационные испытания, осуществляемые квалификационной комиссией, созданной специальным  приказом за подписью начальника учреждения. Квалификационные испытания организуются и проводятся специально созданной  в Учреждении комиссией периодически, но не реже одного раза в полгода.

   Результаты  испытаний на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий каждого  сотрудника отражаются в специальном  акте. На основании акта учреждением  или органом УИС издается приказ о присвоении (подтверждении) сотруднику квалификационной категории либо лишении (понижении) сотрудника квалификационной категории. Приказ служит основанием для  начисления им соответствующего вознаграждения или прекращения его выплаты с даты подписания квалификационной комиссией.

   При повышении в должности в ФГУ  ИЗ.56/1 г. Оренбурга в первую очередь  происходит отбор кандидатов на продвижение, обладающих высоким потенциалом, в  дальнейшем происходит определение  соответствия кандидата требованиям  к его новой должности. Данная процедура недостаточно описана  в Программе: не ясно, по каким критерием  и какими методами определяется высокий  потенциал сотрудника.

   При понижении в должности и/или  по зарплате в ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга  в первую очередь оценивается  прогресс уровня соответствия кандидата  требованиям к его настоящей должности; оценивается соответствие уровня квалификации сотрудника меняющимся требованиям к его должности; отбираются сотрудники, наихудшим образом выполняющие свои служебные обязанности, добивающиеся наихудших результатов. Здесь также нет критериев отбора и не разработаны экономические методы определения результатов деятельности сотрудника.

   Программой  предусмотрено создание для выдающихся в прошлом сотрудников специальных  должностей помощников или советников.

Процедура перемещения сотрудника внутри ФГУ  ИЗ.56/1 г. Оренбурга опирается на следующие  элементы: желание сотрудника; согласие руководителя подразделения, куда переходит  сотрудник; согласие руководителя подразделения, где работает сотрудник. Но в этом случае необходимо наличие вакансии в принимающем подразделении  и согласие руководителя этого подразделения. Это согласие, в свою очередь, обусловлено  тем, насколько руководителя принимающего подразделения устраивают квалификация и поведенческие особенности  сотрудника.

Вторым  разделом программы кадрового планирования ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга является план по совершенствованию процесса приема на работу. В этом плане специалисты  кадровой службы разрабатывают основные аспекты набора и отбора персонала организации. План разработан в соответствии с современными условиями на рынке труда.

В программе  кадрового планирования ФГУ ИЗ.56/1 г. Оренбурга определены следующие  вопросы, на которые необходимо дать ответы при анализе имеющейся  вакансии:

  • Нельзя ли обойтись без этой вакансии, распределив работу между другими сотрудниками?
  • Какова ожидаемая загрузка должности (трудоёмкость работ)?
  • Каково наименование должности?
  • Кому подчиняется должность и в какое подразделение входит?
  • Каковы цели должности?
  • Каковы функции должности?
  • С кем взаимодействует должность?
  • Каковы требования к квалификации кандидата на должность?
  • Какими могут быть установлены зарплата и другие составляющие компенсационного пакета для этой должности?
 

   Ответы  на часть из этих вопросов фактически составляют описание должности. Вопрос о зарплате и составляющих компенсационного пакета решается, исходя из ценности должности  для учреждения, с учётом нормативов, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Следующим этапов анализа вакансии является ее обработка, в ходе которой решаются перечисленные ниже задачи:

  • Разработка требований к кандидату на занятие вакансии;
  • Подготовка рекламы вакансии (объявления о работе) и распространение её (здесь учитываются расходы на рекламу);
  • Включение вакансии в штатное расписание, если до этого она там отсутствовала;
  • Подготовка набора тестов для кандидатов;
  • Подготовка изменения бюджета (фактическое изменение бюджета производится бухгалтерией учреждения).
 

   Формализация  требований к кандидатам является обязательным условием отбора персонала в ФГУ  ИЗ.56/1, наиболее распространенной формой такой формализации является подготовка документа, описывающего основные функции  сотрудника, занимающего данное рабочее  место (должностной инструкции). Для  оценки кандидатов на замещение вакантной  должности специалист ФГУ ИЗ.56/1 определяет, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Сделать  это довольно сложно, в особенности  для человека, незнакомого со спецификой работы на вакантной должности (сотрудника службы персонала), поэтому мы считаем, что в данный пункт необходимо включить положение о сотрудничестве с начальником отдела, где имеется вакансия.

Информация о работе Особенности кадрового планирования на предприятие