Особенности исследования систем управления менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование систем управления менеджмента.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику исследования систем управления, рассмотреть его сущность в развитии организации;
Проанализировать исследование систем управления как составляющую часть менеджмента организации;
Раскрыть цели и задачи функционирования систем управления.
1 Методология исследования систем управления в организации

Оглавление

Введение 3
1 Методология исследования систем управления в организации 6
1.1 Менеджмент организации как объект, исследования 6
1.2 Исследование как составная часть менеджмента организации 12
2 Особенности исследования систем управления менеджмента 18
2.1 Характеристика исследования систем управления менеджмента 18
2.2 Цели функционирования системы управления 21
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Исуменеджмента.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения[8, c.37].

По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует  выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

  • распознание проблем и проблемных ситуаций;
  • определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;
  • установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);
  • нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;
  • разработка вариантов решения проблем;
  • выбор оптимального варианта решения - проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей [5, c.58].

Исследования необходимо проводить  не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с  научной, так и с практической точек зрения. С научной точки  зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем, чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация4.

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в  научно-исследовательских или хозяйственных  организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны: иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами; обладать знаниями современных методов и техники управления; обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа; иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей; кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование систем управления включает:

  • уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;
  • выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
  • выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
  • сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
  • получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия [10, с.124].

2.2 Цели функционирования системы управления

 

Любая система управления по определению  есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.

Любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость.

Предназначение организации образует фундамент для установления целей  организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. Если нет критериев выбора или оценки степени достижения целей функционирования, нет и самих целей функционирования.

Как правило, организации ставят и  реализуют не одну, а несколько  целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических – стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в табл. 1.

Таблица 1. Классификация целей

Критерии классификации

Группы целей:

Период установления

Стратегические Тактические 

Оперативные

Содержание 

Экономические

Организационные

Научные

Социальные 

Технические

Политические 

Функциональная структура

Маркетинговые Инновационные  Кадровые

Производственные Финансовые Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность 

Особо приоритетные

Приоритетные 

Прочие 

Измеримость

Количественные 

Качественные 

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Разовые

Иерархия 

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта. Рост объекта

Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта


 

 

На каждом уровне организации возникают  частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.

Следовательно, в теории организации  понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности5.

Таким образом, проектирование целей  организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.

Проектирование целей организации  производится в несколько этапов (см. приложение А).

В качестве примера ниже рассматривается  процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и  общему менеджменту), и в Приложении Б приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Постановка целей маркетинга связана  с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфрастуктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение  средств производства, превращение  ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Информация о работе Особенности исследования систем управления менеджмента