Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель работы:
1. Изучение понятия и сущности интеграционного менеджмента;
2. Изучить теоретико-методологические основы интеграционных процессов.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и сущность интеграционного менеджмента……………4
Основные понятия менеджмента……………………………………..4
Место и роль интеграционных процессов в менеджменте…………5
Эволюция интеграционных структур в России……………………..7
Глава 2 Предпосылки интеграции………………………………………….17
2.1 Интегрированные структуры и модернизация российских предприятий……………………………………………………………..23
2.2 Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей……………….24
Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы…………………………………………29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления качеством
Курсовая работа по дисциплине «Интегрированные системы менеджмента» на тему: «Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях обрабатывающих отраслей»
Работу выполнил:
студент группы УК-10 П
Кочнев А.В.
Проверил преподаватель:
Бюлер А. В.
Екатеринбург
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие и сущность интеграционного менеджмента……………4
Глава 2 Предпосылки интеграции………………………………………….17
2.1 Интегрированные структуры и модернизация
российских предприятий…………………………………………………
2.2 Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей……………….24
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………29
Введение
Данная тема является актуальной, так
как в современных условиях в экономике
России происходят изменения, отражающие
новые явления на микро и макроуровнях.
Наряду с увеличением открытости российской
экономики, ростом внешнеторгового оборота,
ростом ВВП и оживлением различных направлений
бизнеса, проявился и ряд негативных факторов:
дезинтеграция отраслей и регионов, утрата
партнерских взаимоотношений с рядом
ранее взаимозависимых производств, многие
из которых оказались за рубежом; отсутствие
заинтересованности частного сектора
в долгосрочных вложениях; слабость банковского
сектора и его нежелание поддерживать
реальное производство. Преодолению этих
проблем могла бы способствовать переориентация
стратегического менеджмента промышленных
компаний на интеграционное развитие.
Среди общих факторов развития мировой экономики, подвергшихся наибольшему изменению в последнее время, следует отметить ускорение научно-технического прогресса и усиление его влияния на результаты хозяйственной деятельности и условия конкуренции бизнес-структур, увеличение информационной и мотивационной составляющих успеха в бизнесе и их влияние на поведение менеджеров и конкуренцию. Стабилизации бизнеса российских компаний неуклонно ведет к развитию стратегического планирования и управления. Переход к стратегическому планированию сопровождается процессами слияния бизнес-структур, интеграцией производственных процессов.
Цель работы:
1. Изучение понятия
и сущности интеграционного
2. Изучить теоретико-
Глава 1 Понятие и сущность интеграционного менеджмента
В самом простом понимании управление это воздействие субъекта на объект. Под объектом в данном определении полагается всё то, на что может быть распространено воздействие. Субъект - это лицо, которое совершает воздействие. Бывает, что управление нужно не только для нормальной деятельности системы, но и для обеспечения её развития в требуемом направлении. Управление в этом случае состоит в формировании и реализации плана развития объекта.
Выделяя менеджмент в особый вид управления, подчеркивается, что он является современной научно-методологической стадией эволюции управления организациями. Менеджмент системно охватывает все аспекты управления и позволяет с помощью научных методов привести любой социальный объект управления в упорядоченную систему.
Культура – ключевой и самый сложный инструмент управления. Так или иначе он используется в любой системе управления, в решающей степени определяя её эффективность.
Корпоративная (то есть свойственная организации) культура – важный, но пока мало изученный ресурс организации. Этому во многом способствовало место, которое в картезианской и марксистской традициях отводилось культуре среди других областей знания. Культура считалась побочным, второстепенным феноменом, «производной от социальных процессов». Впоследствии возникло и укрепилось понимание того, что «социальные изменения получают в основном культурную мотивацию». По сути, культура представляет собой «локомотив», который тянет цепочку последующих изменений образа мыслей и образа действий. «Это уже не столько пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная форма».
Современное производство товаров и услуг основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.
Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.
Сюда входят разработка плана проекта, выполнение плана проекта и общий контроль изменений.
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы.
Таким образом, интеграционные процессы в менеджменте предполагают рациональное объединение усилий, предварительно дифференциально распределенных в пространстве и во времени в интересах специализации как способа повышения производительности и эффективности труда.
Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в ХХ в. Изменения среды вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства.
Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей истории носили волнообразный характер. Можно отметить пять наиболее выраженных волн в развитии этих процессов:
Первый пик слияний пришелся на начало XIX в. Тогда укрупнение предприятий было вызвано изменением законодательной базы и исключительно неблагоприятными условиями для ведения бизнеса. Впервые появились компании, занявшие в ряде отраслей монопольное положение. Возможность существенно влиять на рыночные цены, манипулируя производством и предложением, обеспечивало им особенно высокую прибыльность и меняло саму суть рыночной экономики, базировавшейся до этого на принципах свободной конкуренции.
В исторической ретроспективе
интересен всплеск слияний
В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась. Она была обусловлена, прежде всего, стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.
В 80-е годы прибыли конгломератов стали снижаться. Компании, входившие в конгломераты, имели худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях. Новые поглощения приводили к убыткам. По расчетам М. Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.
В 80-е годы XX в. удельный вес слияний конгломератного типа значительно уменьшился. Более того, создание новых корпораций сопровождалось разрушением конгломератов, возникших 10-20 лет назад. В этот период преобладали поглощения конкурентов путем покупки их акций, в том числе очень заметными среди них стали враждебные поглощения. Активно стала осуществляться горизонтальная интеграция. Это было вызвано смягчением антимонопольного законодательства.
В 90-е годы прошлого века одной из причин интеграции стало стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков. На Западе в результате жесткой конкуренции и неопределенности внешней среды стал популярным горизонтальный тип слияния. Так, в сталелитейной промышленности и в сфере предоставления услуг по доступу в Интернет вследствие избытка предложения произошло сокращение количества предприятий отрасли. В 1997–1998 гг. имела место интеграция финансовых институтов.
С точки зрения экспертов, причины всплеска слияний в 1998 г. связаны с общими процессами глобализации в экономике, ожидаемым созданием европейского экономического и валютного союза. Также следует отметить, что в каждой конкретной области бизнеса имеются свои специфические факторы, «подталкивающие» к интеграции субъектов рынка. Например, рост спроса на банковские и страховые услуги, сближение ранее принципиально разных секторов рынка - банковского и страхового - обусловили интенсификацию интеграции компаний, специализирующихся на финансовой деятельности.
Стремление снизить
издержки производства, распределения
и сбыта продукции и
В советский период интеграционные процессы в производстве имели свою специфику. На протяжении этого исторического периода предпринимались попытки внедрить различного рода объединения, комбинаты, комплексы и другие формы территориальной и отраслевой организации производства с целью рационального использования ресурсов и получения народнохозяйственного эффекта. При этом критерии интеграции определялись в большей степени не экономическими соображениями. При объединении предприятий использовались планово-административные методы. Взаимосвязи между предприятиями в планово-административной экономике устанавливались и регулировались плановой системой, а не непосредственными участниками. Отношения между предприятиями скорее являлись вертикальными, чем горизонтальными, поскольку предприятия были тесно интегрированы с вышестоящими административными органами, а горизонтальные связи с другими предприятиями были довольно слабыми.