Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях обрабатывающих отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Изучение понятия и сущности интеграционного менеджмента;
2. Изучить теоретико-методологические основы интеграционных процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и сущность интеграционного менеджмента……………4
Основные понятия менеджмента……………………………………..4
Место и роль интеграционных процессов в менеджменте…………5
Эволюция интеграционных структур в России……………………..7
Глава 2 Предпосылки интеграции………………………………………….17
2.1 Интегрированные структуры и модернизация российских предприятий……………………………………………………………..23
2.2 Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей……………….24
Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы…………………………………………29

Файлы: 1 файл

Интеграционные системы мен-та Курсовая Бюлер.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра управления качеством

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Интегрированные системы менеджмента» на тему: «Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях обрабатывающих отраслей»

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент группы УК-10 П

Кочнев А.В.

Проверил преподаватель:

Бюлер А. В.

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 г.          

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Понятие и сущность интеграционного менеджмента……………4

    1. Основные понятия менеджмента……………………………………..4
    2. Место и роль интеграционных процессов в менеджменте…………5
    3. Эволюция интеграционных структур в России……………………..7

Глава 2 Предпосылки интеграции………………………………………….17

2.1 Интегрированные структуры и модернизация российских предприятий……………………………………………………………..23

2.2 Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности обрабатывающих отраслей……………….24

Заключение…………………………………………………………………..28

Список используемой литературы…………………………………………29                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
 Данная тема является актуальной, так как в современных условиях в экономике России происходят изменения, отражающие новые явления на микро  и макроуровнях. Наряду с увеличением открытости российской экономики, ростом внешнеторгового оборота, ростом ВВП и оживлением различных направлений бизнеса, проявился и ряд негативных факторов: дезинтеграция отраслей и регионов, утрата партнерских взаимоотношений с рядом ранее взаимозависимых производств, многие из которых оказались за рубежом; отсутствие заинтересованности частного сектора в долгосрочных вложениях; слабость банковского сектора и его нежелание поддерживать реальное производство. Преодолению этих проблем могла бы способствовать переориентация стратегического менеджмента промышленных компаний на интеграционное развитие.

Среди общих факторов развития мировой экономики, подвергшихся наибольшему изменению в последнее время, следует отметить ускорение научно-технического прогресса и усиление его влияния на результаты хозяйственной деятельности и условия конкуренции бизнес-структур, увеличение информационной и мотивационной составляющих успеха в бизнесе и их влияние на поведение менеджеров и конкуренцию. Стабилизации бизнеса российских компаний неуклонно ведет к развитию стратегического планирования и управления. Переход к стратегическому планированию сопровождается процессами слияния бизнес-структур, интеграцией производственных процессов.

Цель работы:

1. Изучение понятия  и сущности интеграционного менеджмента;

2. Изучить теоретико-методологические  основы интеграционных процессов.

 

 

 

 

Глава 1 Понятие  и сущность интеграционного менеджмента

    1. Основные понятия менеджмента

 

В самом простом понимании  управление это воздействие субъекта на объект. Под объектом в данном определении полагается всё то, на что может быть распространено воздействие. Субъект - это лицо, которое совершает воздействие. Бывает, что управление нужно не только для нормальной деятельности системы, но и для обеспечения её развития в требуемом направлении. Управление в этом случае состоит в формировании и реализации плана развития объекта.

Выделяя менеджмент в  особый вид управления, подчеркивается, что он является современной научно-методологической стадией эволюции управления организациями. Менеджмент системно охватывает все аспекты управления и позволяет с помощью научных методов привести любой социальный объект управления в упорядоченную систему.

Культура – ключевой и самый сложный инструмент управления. Так или иначе он используется в любой системе управления, в  решающей степени определяя её эффективность.

Корпоративная (то есть свойственная организации) культура – важный, но пока мало изученный ресурс организации. Этому во многом способствовало место, которое в картезианской и марксистской традициях отводилось культуре среди других областей знания. Культура считалась побочным, второстепенным феноменом, «производной от социальных процессов». Впоследствии возникло и укрепилось понимание того, что «социальные изменения получают в основном культурную мотивацию». По сути, культура представляет собой «локомотив», который тянет цепочку последующих изменений образа мыслей и образа действий. «Это уже не столько пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная форма».

 

 

 

    1. Место и роль интеграционных процессов в менеджменте

Современное производство товаров и услуг основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности  самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих  факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания  жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

Сюда входят разработка плана проекта, выполнение плана  проекта и общий контроль изменений.

Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции  менеджера на потребности рынка  и мобилизации внутренних и внешних  переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы.

Таким образом, интеграционные процессы в менеджменте предполагают рациональное объединение усилий, предварительно дифференциально распределенных в пространстве и во времени в интересах специализации как способа повышения производительности и эффективности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эволюция интеграционных структур в России

Интеграция промышленных предприятий и образование современных структур корпоративного типа - одна из важнейших тенденций развития организации и управления в ХХ в. Изменения среды вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм, в которых реализуются процессы промышленного производства.

Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей  истории носили волнообразный характер. Можно отметить пять наиболее выраженных волн в развитии этих процессов:

  • волна слияний в 1887—1904 гг.;
  • слияния компаний в 1916—1929 гг.;
  • волна конгломератных слияний в 60—70-х годах двадцатого столетия;
  • волна слияний в 80-х годах;
  • слияния во второй половине 90-х годов.

Первый пик слияний  пришелся на начало XIX в. Тогда укрупнение предприятий было вызвано изменением законодательной базы и исключительно  неблагоприятными условиями для ведения бизнеса. Впервые появились компании, занявшие в ряде отраслей монопольное положение. Возможность существенно влиять на рыночные цены, манипулируя производством и предложением, обеспечивало им особенно высокую прибыльность и меняло саму суть рыночной экономики, базировавшейся до этого на принципах свободной конкуренции.

В исторической ретроспективе  интересен всплеск слияний компаний, занятых в разных видах бизнеса, т.е. слияний конгломератного типа. Появление крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришлось на 60-е годы двадцатого столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики, в 60-е же годы формирование конгломератов происходило на чисто коммерческой основе.

В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась. Она была обусловлена, прежде всего, стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.

В 80-е годы прибыли  конгломератов стали снижаться. Компании, входившие в конгломераты, имели худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях. Новые поглощения приводили к убыткам. По расчетам М. Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.

В 80-е годы XX в. удельный вес слияний конгломератного  типа значительно уменьшился. Более  того, создание новых корпораций сопровождалось разрушением конгломератов, возникших 10-20 лет назад. В этот период преобладали поглощения конкурентов путем покупки их акций, в том числе очень заметными среди них стали враждебные поглощения. Активно стала осуществляться горизонтальная интеграция. Это было вызвано смягчением антимонопольного законодательства.

В 90-е годы прошлого века одной из причин интеграции стало  стремление обеспечить стабильность в  условиях меняющихся рынков. На Западе в результате жесткой конкуренции  и неопределенности внешней среды  стал популярным горизонтальный тип  слияния. Так, в сталелитейной промышленности и в сфере предоставления услуг по доступу в Интернет вследствие избытка предложения произошло сокращение количества предприятий отрасли. В 1997–1998 гг. имела место интеграция финансовых институтов.

С точки зрения экспертов, причины всплеска слияний в 1998 г. связаны с общими процессами глобализации в экономике, ожидаемым созданием европейского экономического и валютного союза. Также следует отметить, что в каждой конкретной области бизнеса имеются свои специфические факторы, «подталкивающие» к интеграции субъектов рынка. Например, рост спроса на банковские и страховые услуги, сближение ранее принципиально разных секторов рынка - банковского и страхового - обусловили интенсификацию интеграции компаний, специализирующихся на финансовой деятельности.

Стремление снизить  издержки производства, распределения  и сбыта продукции и посредством  этого добиться увеличения прибыли  и отдачи от инвестиций и усилить  свои конкурентные позиции чаще всего  вызывало вертикальную интеграцию предприятий. Создание крупных интегрированных структур в российской промышленности обусловлено не только рыночной самоорганизацией в переходный период российской экономики в 90-е годы ХХ в. Надо учитывать, что определенный позитивный опыт был накоплен в предыдущие десятилетия, в период поисков, которые велись еще в рамках централизованной плановой системы хозяйства. На формирование интеграционных структур в российской экономике переходного периода оказывает влияние наследственность планово-административной системы управления. Поэтому следует рассмотреть практику образования в административно-командной экономике производственных, торгово-производственных, научно-производственных объединений, агропромышленных комплексов, государственных производственных объединений.

В советский период интеграционные процессы в производстве имели свою специфику. На протяжении этого исторического периода предпринимались попытки внедрить различного рода объединения, комбинаты, комплексы и другие формы территориальной и отраслевой организации производства с целью рационального использования ресурсов и получения народнохозяйственного эффекта. При этом критерии интеграции определялись в большей степени не экономическими соображениями. При объединении предприятий использовались планово-административные методы. Взаимосвязи между предприятиями в планово-административной экономике устанавливались и регулировались плановой системой, а не непосредственными участниками. Отношения между предприятиями скорее являлись вертикальными, чем горизонтальными, поскольку предприятия были тесно интегрированы с вышестоящими административными органами, а горизонтальные связи с другими предприятиями были довольно слабыми.

Информация о работе Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях обрабатывающих отраслей