Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……...3
Понятие и содержание менеджмента……………….....................5
Законы и закономерности менеджмента………………………...11
Современная система взглядов на управление…………….........14
Менеджер — профессиональный управляющий………………..16
Анализ организационной структуры управления на примере.....18
6. Заключение………………………………………………………....33
Литература………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая-Основы менеджмента 2 курс.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Существуют два типа задач менеджмента:

  1. тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации;
  2. стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Так же мы знаем о нескольких разновидностей менеджмента.

  • Производственный менеджмент - определяет оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции, используемые технологии, рациональный способ загрузки оборудования, расстановку кадров, управление персоналом, способы разрешения конфликтов, способы устранения сбоев и неполадок, методы проведения текущего контроля.
  • Снабженческо-сбытовой менеджмент – включает в себя организацию подписания хозяйственных договоров, закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих, хранение и отправку конечной продукции покупателям.
  • Инновационный менеджмент - направлен на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками, создание опытных образцов, внедрение инноваций в производство.
  • Маркетинг-менеджмент - занимается исследованием рынков, определением существующего и потенциального спроса на продукцию, разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
  • Менеджмент персонала - занимается подбором, расстановкой и обучением персонала, определением методов мотивации сотрудников, созданием благоприятного психологического климата на предприятии, улучшением труда и быта работников, налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
  • Финансовый менеджмент - управляет созданием бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ресурсов фирмы, оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия, принятием мер по укреплению финансового положения организации.
  • Эккаунтинг-менеджмент - занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы. 
    2.   Законы и закономерности менеджмента

 

В основе менеджмента  лежит система экономических  законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая  ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся  в процессе существования данного  явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Различают общие и  специфические законы управления.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;

Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

  • закон интеграции управления;

Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности  самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих  факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания  жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

  • закон экономии времени;

Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают  те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение  формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его  теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

  • единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
  • пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
  • централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
  • соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

Исходя из функционального  деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

 

  1. Современная система взглядов на управление

 

Современная система  взглядов на управление (ее называют новой  управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главным фактором этих изменений являлись научно-технический прогресс и реструктуризация мировой экономики.

Первая половина ХХ века для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Теоретики и практики управления того времени рассматривали организации как «замкнутые системы». Пожалуй, именно этот подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление. Ее основные черты:

1. Предприятие — закрытая  система, для которой характерна  определенная стабильность целей,  задач и условий деятельности.

2. Главный фактор успеха  и конкурентоспособности — рост  масштабов производства продукции и услуг.

3. Главная задача менеджмента  состоит в рациональной организации  производства, эффективном использовании  всех видов ресурсов и росте  производительности труда.

4. Главными источниками  прибавочной стоимости являются  факторы производства и производительность труда производственных рабочих.

5. Основой системы  управления является контроль  всех видов деятельности, функциональное  разделение работ, нормы, стандарты  и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование  всех видов ресурсов.

К такой системе научных  взглядов на управление привела логика примышленного (индустриального) развития, выразившегося в формировании крупных  организаций (предприятий, компаний, корпораций), на которых сосредоточиваются большие  капиталы, производственные потенциалы, трудовые ресурсы. Рост числа и размеров предприятий был прямым следствием повышения деловой активности. При этом крупные предприятия, состоявшие из большого числа производственных единиц, достигали роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации. Это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.

Во второй половине ХХ в. страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70—80-е гг. ХХ в.

В ее центре - рассмотрение организации как части более  общей системы со следующими характерными чертами:

         1. Предприятие - это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

        2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.

         3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

        4. Главные источники прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.

Информация о работе Основы менеджмента