Основные типы структур в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» и поиске путей её совершенствования.
Задачи исследования:
Изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;
Анализ и оценка существующей организационной структуры управления предприятием ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»;
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
3

Теоретическая часть……………………………………………………
5

Роль организационной структуры для повышения эффективности управления организации …………………………………………………

5

Основные типы структур…………………………………………………
5

Принципы формирования организационных структур…………………
10

Практическая часть ……………………………………………………….
15

Характеристика организации……………………………………………..
15

Организационная структура предприятия и состав кадров как факторы, влияющие на эффективность работы организации………………...

20

Анализ влияния структуры и состава кадров на эффективность работы…………………………………………………………………………...

23

Рекомендации по совершенствованию структуры и состава кадров….
25

Заключение………………………………………………………………….
29

Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач ТМ переделанный.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

При данном типе организационной структуры предприятия линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.

Генеральный директор Общества избирается общим собранием акционеров сроком на 3 года.

Генеральный директор Общества имеет следующие полномочия:

1) обеспечивает выполнение решений  Общего собрания акционеров и  Совета директоров Общества;

2) заключает договоры и совершает  иные сделки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом;

3) является представителем работодателя  при заключении коллективного  договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) выносит на рассмотрение Совета  директоров вопрос о целесообразности и необходимости переоценки основных фондов Общества, в случаях, предусмотренных Действующим законодательством;

5) утверждает правила, инструкции и другие внутренние документы Общества, за исключением документов, утверждаемых общим собранием акционеров и Советом директоров Общества;

6) определяет организационную структуру  Общества, утверждает штатное расписание Общества, а также его филиалов и представительств;

7) принимает на работу и увольняет  с работы сотрудников, в том  числе назначает и увольняет  руководителей филиалов и представительств  Общества;

8) применяет к работникам меры  поощрения и налагает на них  взыскания в порядке и на  условиях, предусмотренных действующим законодательством о труде, а также внутренними документами Общества;

9) открывает расчетный, валютный  и другие счета Общества,

10) выдает доверенности от имени  Общества;

11) обеспечивает организацию и  ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества;

12) не позднее, чем за 35 (тридцать  пять) дней до даты проведения  годового общего собрания акционеров Общества представляет на рассмотрение Совету директоров Общества годовой отчет Общества;

13) обеспечивает организацию и  планирование работы подразделений, филиалов и представительств Общества, осуществляет контроль за их деятельностью;

14) принимает участие в подготовке  и проведении общих собраний  акционеров;

15) обеспечивает внесение установленных  законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей в бюджеты;

16) обеспечивает использование  прибыли в соответствии с решениями  общих собраний акционеров;

17) создает безопасные условия  труда работников Общества;

18) обеспечивает защиту государственной  и коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации и служебных сведений, разглашение которых может нанести ущерб Обществу или Российской Федерации. Генеральный директор несет персональную ответственность за организацию работ и созданию условий по защите государственной тайны в Обществе, за несоблюдение установленных законодательством ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну;

19) утверждает инвестиционные программы  и финансовые планы Общества;

20) определяет виды стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.), порядок и условия их применения, а также устанавливает формы, систему и размер оплаты труда работников Общества;

21) самостоятельно устанавливает  для работников Общества дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы;

22) решает другие вопросы текущей  деятельности Общества.

Генеральный директор определяет позицию Общества (представителей Общества) по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников) и заседания совета директоров дочерних и зависимых обществ за исключением случаев, когда в соответствии с уставом Общества такие полномочия отнесены к компетенции Совета директоров Общества.

При существующей структуре управления Генеральному директору непосредственно подчиняются:

  • Главный инженер;
  • Юристконсульт;
  • Отдел оформления и выпуска проектов;
  • Финансово-экономический отдел;
  • Канцелярия;
  • Отдел защиты государственной тайны;
  • Отдел кадров.

В ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.

2.3 Анализ влияния структуры и состава кадров на эффективность работы

Произвести объективную комплексную оценку эффективности функционирования организационной структуры управления предприятия достаточно сложно, т.к. необходимо учесть большое количество различных аспектов, имеющих свою особую специфику на каждом предприятии. Но, тем не менее, можно выделить два подхода к решению данной проблемы:

  1. Финансовый подход к оценке эффективности функционирования организационной структуры управления предприятием – т.е. оценка того, насколько эффективны затраты на функционирование оргструктуры организации (т.н. управленческие расходы), включающие в себя следующие виды затрат:
  • Затраты на оплату работы менеджеров предприятия, которую можно ранжировать по подразделениям и по уровням управления, вплоть до отдельных структурных единиц;
  • Затраты на формирование, поддержку работоспособности и эффективности функционирования самой организационной структуры управления, которые могут быть представлены в виде оплаты консалтинговых услуг сторонней организации, затрат на отдельные мероприятия, такие, как собрание различного рода комитетов, поддержание их долгосрочного функционирования, финансирование работы экспертных советов или отдельных экспертов и т.п.
  • Закупка (или аренда) и ремонт различных материальных ценностей, необходимых для функционирования административного аппарата организации (помещения, оргтехника, мебель и пр.) и связанные с ними эксплуатационные расходы.
  • Затраты на различные расходные материалы, без которых вообще не возможна работа менеджера (бумага, канцелярские принадлежности и расходные материалы для копировальной и множительной техники). Оплата электроэнергии, без которой невозможно функционирование офисной оргтехники и пр.
  1. Системный подход к оценке эффективности деятельности субъекта предпринимательской деятельности - т.е. оценка качества функционирования организации, как системы или их совокупности, которую трудно четко формализовать, но можно выделить следующие наиболее важные аспекты:
    1. Оценка функционирования информационных потоков, характеризуемых по следующим позициям:
  • общее время реагирования;
  • интенсивность;
  • избыточность;
  • дублирование;
  • нестабильность;
  • погрешность;
  • форма представления.
    1. Оценка качества решения поставленных задач, которую можно реализовать через анализ следующих позиций:
  • соблюдение, установленных для выполнения различных задач и достижения конкретных целей, временных и количественных характеристик;
  • наличие так называемых "узких мест" и эффективность их нейтрализации;
  • соответствие выполняемых сотрудниками функций их должностным инструкциям;
  • внутренняя атмосфера предприятия (атмосфера на производстве, в офисных помещениях), качество PR мероприятий и т.п.

Для оценки деятельности конкретного подразделения можно использовать анализ многофакторных мультипликативных, аддитивных и смешанных моделей, в основу которых заложен тот факт, что чем более эффективно функционирует ОСУ, тем с большей отдачей будет работать все предприятие. Наиболее распространенным методом анализа эффективности функционирования ОСУ СПД является анализ отдачи затрат на производство и реализацию продукции и услуг, в которые входят издержки на функционирование управленческого аппарата за исключением капитальных вложений.

 

    1. Рекомендации по совершенствованию структуры и состава кадров

Структура управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», просуществовавшая долгие годы, являлась наиболее типичной для многих средних и крупных научно-исследовательских институтов России и СНГ. Она вполне соответствовала своим задачам и вполне адекватно функционировала. Изменение внешней среды потребовало соответствующей корректировки организационной структуры.

В результате анализа действующей организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» можно сделать следующие выводы.

  • Организационная структура предприятия не до конца отвечает современным рыночным условиям, требует доработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.
  • Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых проектных решений.
  • Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы продукции.
  • Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.
  • Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.
  • Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

Первой задачей на пути формирования новой организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура управления должна строиться вокруг них.

Вторая задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.

Приемлемой моделью для ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в настоящее время могла бы стать схема организационной структуры управления с использованием концепции стратегических хозяйственных подразделений (рис. 6). В основу организационной структуры управления положена модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организаций.

Применение этой модели позволит:

1. Создать современную организационную структуру управления, адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.

2. Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе.

3. Освободить руководство объединения от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением научно-производственным комплексом.

4. Повысить оперативность принимаемых решений.

5. Вовлечь в предпринимательскую деятельность все подразделения объединения, способных расширить номенклатуру продукции и услуг, повысить гибкость и конкурентоспособность.

 


Рис. 6. Схема структуры организации, ориентированной на стратегическое управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Успех современных организационных структур все в большей мере зависит от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.

Информация о работе Основные типы структур в организации