Основные пути выхода из экономического кризиса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Очевидным фактом является то, что финансовый кризис в США перерос в мировой финансовый кризис. Кризисными признаками мирового кризиса 2008 можно назвать: потребительский бум в США, который привел к тому, что цены на сырьевые товары достигли своих исторических максимумов (нефть WTI $147,27 за баррель) . В крупнейшей экономике мира случился ипотечный кризис, затем последовали банкротства банков, страховых компаний и обвал рынка. Государство принялось спешно национализировать финансовую сферу, крупнейшие банки, страховые компании и инвестиционные компании обратились к государству за помощью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Возникновение экономического кризиса…………………………………....5

1.1 Определение экономического кризиса……………………………………..5

1.2 Экономические циклы…………………………………………………….....6

1.3 Экономические кризисы за рубежом………………………………………13

1.4 Особенности экономического кризиса в России……………………….....22

2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России………….....31

2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение…………...31

2.2 Реформа банковского сектора……………………………………………...39

Заключение………………………………………………………………………51

Список использованной литературы………………………………………….53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, есть еще одна проблема: тотальный  произвол естественных монополий, без борьбы с которыми силами ФАС модернизации невозможна. Также очень важно не забывать о социальной защите населения. Ссылаясь на данные Левада-Центра, М. Делягин напомнил, что в России 8% населения – нищие, еще 85% - испытывают нехватку средств на покупку простой бытовой техники, т.е. являются бедными, и даже прослойка среднего класса за последний год сильно сократилась. Чтобы глубже изучить проблему модернизации и кризиса в России, рассмотрим мнение ещё одного эксперта.

     Директор  Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что для России лучшей модернизацией станет эффективное преодоление кризиса с наименьшими издержками и в как можно более короткие сроки. Главная причина кризиса заключается в глобальной перекапитализации рынка. В российской ситуации проблему отягощают макроэкономические проблемы и негативные внутренние факторы. По его оценкам, в России крайне низкий уровень доверия в экономике. Кроме того, экономика имеет сырьевую направленность. И в условиях кризиса, сопровождаемого резким падением цен на сырье, Россия окажется в более болезненной ситуации.

     По  его мнению, кризис – это крах спекулятивной экономики, а сегодня  необходимо создать условия для  развития не спекулятивной, а инновационной  модели экономики, обеспечить такие условия, чтобы вложения в инновации были выгодны с точки зрения нормальных процентов нормы прибыли.[27]

     Главный научный сотрудник Института  экономики РАН Борис Хейфец считает, что между дефолтом и сегодняшним  кризисом много общего. И в том, и в другом случае нет стратегии решения проблемы, но есть значительный отток капитала и значительные траты валютных

27 Интернет - ресурс: www.rg.ru

 резервов. Сегодня порядка 20% валютных резервов  уже потрачено. Касаясь проблемы модернизации, Б. Хейфец предложил две группы мер: краткосрочные и долгосрочные. Если краткосрочные меры, направленные на усиление конкурентоспособности экономики, требуют усиления роли государства, то долгосрочные меры потребуют приоритетов в расширении международного сотрудничества, и не только в рамках ЕврАЗЭС, но и ШОС и АССИАН, так как уже сегодня нужно решать проблему сбыта продукции обрабатывающей промышленности.

     Глубина кризиса обусловлена тем, что  в наши дни Россия зависима от внешней  конъюнктуры не меньше, чем десять лет назад, а цены на ее основные экспортные товары — нефть, газ и металлы — упали за последний год в 3,5—6 раз. Источником инвестиций для промышленности были внешние займы, выросшие за 2003—2008 гг. на $467 млрд, и получение новых кредитов сильно затруднилось. Гарантией устойчивости крупных компаний считались котировки их акций, обвалившиеся на 60—85%. Страна, утверждавшая все эти годы свой политический суверенитет, не заботилась должным образом об экономическом. Никто не ставил целью сделать Россию развитой индустриальной экономикой, полагаясь на потенциал "энергетической сверхдержавности". С девальвацией рубля и новой волной импортозамещения наша страна заходит на третий круг постсоветского развития: всякий раз, когда страна сталкивалась с падающими ценами на сырье и нехваткой заемных средств (как в 1991—1992 или 1998 гг.), выходом становилось обесценение рубля, сокращение издержек томительное ожидание нового восходящего тренда на сырьевом рынке. Для успешного развития российской экономики необходимо сделать следующее:

     - во-первых, необходимо радикальное  снижение производственных издержек;

     - во-вторых, максимальное поощрение  прямых инвестиций. И в-третьих,  превращение государства в действенного  агента модернизации. Остановимся  подробнее на каждом из этих элементов.

     Сегодня одна из главных задач — снизить  цену инвестиционных товаров на внутреннем рынке. Кризис дает нам шанс: рубль  обесценивается, а крупные ресурсные  корпорации могут оказаться под  государственным контролем. В условиях, когда спрос на газ, нефть, металлы и стройматериалы объективно низок, они должны продаваться в России по значительно более низким, чем мировые, ценам. Часто говорят, что стремительный рост Китая обеспечивается дешевой рабочей силой. Она и впрямь недорога (средняя зарплата в промышленности не превышает $210 в месяц), но при этом литр бензина стоит 55 центов, 1 кВтч электроэнергии — 2,3 цента, тонна цемента — $50—55, а тонна стального проката — $515. Именно поэтому в стране за последние пять лет были построены 3,1 млрд кв.м жилья и 480 тыс км автомобильных дорог (из них 36 тыс — шестиполосных автострад) (в России — для сравнения — всего 232 млн кв.м жилья и 11,5 тыс км дорог, качество которых не всегда отвечает высоким мировым стандартам).[18]

     Не  менее важная задача — активизировать инвестиционный процесс. Сейчас много говорят о необходимости снижения налоговой нагрузки на бизнес. Необходимость этой меры не очевидна. В России большая часть промышленной продукции создается на мощностях, унаследованных от советской эпохи и доставшихся их нынешним владельцам по "остаточной стоимости". Поэтому налоги служат исключительно важным инструментом ограничения сверхприбылей. В то же время следовало бы ввести пониженную ставку налогообложения новых предприятий, создаваемых с нуля. Этим компаниям необходимо обеспечить как минимум вдвое более низкую ставку НДС, освободить от налога на прибыль в течение 3-5 лет, а тем из них, которые будут созданы в промышленном секторе, дотировать до 50% расходов на энергоресурсы на протяжении первых трех лет работы. Было бы целесообразно гарантировать возврат инвестору всего объема НДС, уплаченного в ходе строительства предприятия, в течение трех месяцев после его введения в строй (по образцу возврата НДС при экспорте). Сейчас желательно не сокращение общей налоговой нагрузки на бизнес, а создание механизмов, которые подталкивали бы развитие новых производств и облегчали их выход на рынок. Следует также отказаться от демагогических рассуждений об отмене лицензирования и проверок: контроль качества и безопасности продукции нельзя ослаблять — его лишь нужно сделать более прозрачным и эффективным.

     Последние годы показали: в России даже в эпоху  нефтяных сверхдоходов недостаточно внутренних источников инвестиций. Масштаб иностранных  кредитов — тому свидетельство. Финансовая система страны оставляет желать лучшего. Суммарные активы российских банков на 1 января 2008 г. составляли 20,2 трлн руб., или $775 млрд по тогдашнему курсу; это соответствует активам испанского Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA, занимающего лишь 30-ю строчку в списке крупнейших банков мира. Изменить ситуацию в ближайшие годы не удастся — и потому привлечение прямых иностранных инвестиций должно стать абсолютным приоритетом. История показывает: в странах Юго-Восточной Азии и Китае в первые 20 лет после начала ускоренной индустриализации средний темп прироста прямых иностранных инвестиций превышал темп прироста ВВП в 3,1 раза. Помимо тех льгот, которые описаны выше для инвесторов, иностранные предприниматели должны получать дополнительные послабления, прежде всего — освобождение от налога на прибыль до момента окупаемости инвестиций в основной капитал (особенно это важно для производств, создаваемых в тех секторах, в которых Россия либо безнадежно отстала, либо вообще не представлена — например, в производстве средств мобильной связи, компьютерной и оргтехники, микросхем, бытовой техники и лекарственных средств). Условием предоставления особого налогового режима служило бы соблюдение графика увеличения доли российского сырья и компонентов в производимой продукции (индекс локализации производства).[28]

28 Интернет –  ресурс: www.government.ru

 

     Важнейшим фактором позитивного влияния государства  на экономику могло бы стать, завершение ставшего уже постоянным ее реформирования. После принятия пакета законов, направленных на ограничение монополизма, снижение издержек и поощрение инвестиционной деятельности (вытекающих из предложенных выше и сопутствующих им мер), было бы полезно ввести трехлетний мораторий на внесение изменений в Налоговый и иные кодексы и коррекцию имеющих важное значение для функционирования бизнеса норм и правил. Законы должны восприниматься как неизменные, а не переписываемые на потребу лоббистских групп.

     Следует также упростить многие бюрократические схемы. Ввести уведомительный принцип регистрации предприятий через почту или Интернет, сведя к минимуму личное общение предпринимателей с чиновниками. Устранить возможность пересмотра начисления налоговых платежей, уплаченных более чем три года назад. Исключить из Земельного кодекса принцип деления земель на категории, усложняющий введение земель в оборот и провоцирующий коррупцию. Фундаментальным принципом должно стать недопущение пересмотра норм регулирования бизнеса в сторону их ужесточения.

     Российской  власти следует сильно измениться для  того, чтобы соответствовать целям  модернизации. Важнейшей функцией российского  "государства развития" должно стать его участие в развитии отечественной инфраструктуры. За последние десять лет Россия вышла в лидеры среди развитых стран по обеспеченности мобильной телефонной связью (128 аппаратов на 100 человек против 92,3 в США и 104,3 в ЕС) и резко нарастила распространенность Интернета (с 44 пользователей на 1 тыс жителей в 2000 г. до 236 в 2008-м), но ее позиции в тех сферах, за которые отвечает государство, только ухудшились. России нужно в ближайшие годы построить не менее 15—20 современных авиаузлов, 20—30 тысяч километров многополосных автодорог, 7—10 тысяч километров железнодорожных путей, пригодных для движения скоростных поездов. Госкорпорации с этим просто не справятся.

     Правильнее  всего было бы организовать конкурсы на реализацию соответствующих проектов среди западных компаний, разместить ресурсы, предназначенные для оплаты работ, на аккредитивы в международных банках и осуществить расчеты по факту введения объектов в строй. Ответственность за реализацию таких проектов можно было бы возложить на министерство развития, предоставив право их аудита наиболее известным международным аудиторским компаниям. Если исходить из расценок, существовавших летом 2008 г. в Германии, выполнение этой программы обойдется в $120—145 млрд, т.е. потребует при десятилетнем горизонте не более $12—13 млрд в год (на такую сумму еженедельно сокращались резервы ЦБ России в январе 2009-го). Но и эти расходы можно сократить, если передать инвесторам долгосрочные концессии на построенные объекты.

     Всё сводится к тому , что задачами правящей элиты станут. Первая – это построить  эффективное государство. Начать формирование эффективной власти необходимо с создания элитой условий для ответственной деятельности правоохранительной системы. Ответственная деятельность судов, милиции, прокуратуры заставит в свою очередь государственную исполнительную и местную власть соблюдать закон. Чиновники будут опасаться разворовывать бюджет, вымогать и брать взятки, препятствовать свободе предпринимательства, нарушать равенство прав конкуренции, присваивать частную собственность.

     Вторая  крупная задача элиты в осуществлении  модернизации России состоит в том, чтобы создать условия для начала смены модели экономического развития. Суть этого процесса - это уйти от сырьевой экономики и перейти к диверсифицированной и инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, наукоемких производствах и новых знаниях.

     Чтобы успешно осуществить модернизацию России правящей элите необходимо создать  условия для соблюдения закона –  системы ответственности власти, бизнеса и граждан. Ведущую роль в организации процесса преобразований в стране играет государственная  власть. Чтобы заставить ее эффективно действовать и быть свободной от коррупции необходимо ее деятельность сделать прозрачной.

     Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной и местной власти и их должностных лиц. Для результативного использования механизма прозрачности российскому правящему классу его необходимо законодательно обеспечить. Процесс осуществления гражданского контроля с помощью прозрачности позволит повысить ответственность государственных и муниципальных служащих.

     Поскольку прозрачность деятельности власти заставит ее работать в условиях конкуренции  – политической по отношению к  партиям и общественной по отношению  к институтам гражданского общества, постольку она будет вынуждена обеспечивать работу закона - соблюдение прав и свобод человека. Обеспечение свободы предпринимательства, равенства прав конкуренции, защита частной собственности создает условия для мотивации к труду, частной инициативе и инновациям. [29]

     Это обусловливает активное развитие малого и среднего бизнеса, полноценное  функционирование рыночной экономики. Рыночные отношения, в свою очередь, запускают механизм ответственности, воспроизводящий компетентность бизнеса. Это обусловлено тем, что движущей силой рыночной экономики является конкуренция, которая мотивирует бизнес быть эффективным. Бизнес будет выживать за счет повышения производительности труда, инноваций, а не взяток и теневых сделок. Как результат модернизации, в России сформируется и начнет

29  Интернет  – ресурс: www.lada-auto.ru

 

развиваться эффективная рыночная экономика. Именно в условиях развития такой экономики  могут быть успешно реализованы  все направления технологической  модернизации, которые определены президентом в его Послании.

     В стране начнет подниматься малый  бизнес, увеличиваться уровень жизни  абсолютного большинства народа, формироваться массовый средний  класс. Эффективное развитие экономики  позволит значительно увеличить государству вложения в здравоохранение, строительство доступного и комфортного жилья, образование, науку и культуру, то есть в человеческий капитал.

Информация о работе Основные пути выхода из экономического кризиса в России