Основные научные школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Управленческую деятельность можно считать ровесницей
человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний,
человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13

II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19

III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Школа психологии и человеческих отношений

 

Одним из недостатков  школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Первая попытка применить  психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

В 20 — 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Одним из главных отличий  школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

Одним из основателей  школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Главный теоретический вывод вывод Элтона Мэйо заключается в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

Представители школы  «человеческих отношений» рекомендовали  уделять серьезное внимание изменению  неформальной структуры при перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стреми к  тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы  психологии и человеческих отношений  можно отнести игнорирование  вопросов самоуправления и самоорганизации  рабочих в производстве, учеными  был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных  и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших  этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера,       Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Теория «Х» и теория «У»,— это две модели поведения руководителей. Он отмечал, что «успех Менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

 

 

 

 

 

 

3.4. Школа науки управления

 

Становление школы науки  управления связано с развитием  математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  • Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  • Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все  функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным  и процессным подходами и расширяет  их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации,под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки  управления заключается в том, что  она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление  школы науки управления связано  с развитием точных наук  и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 — 1877).

Возможность использования  математики для решения экономических  проблем вызвала большой интерес  в России.

Ряд крупных специалистов, таких как  В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит  Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономикоматематической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук В.С. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование  моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных  ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только  
наука, но и искусство.

Наглядно четыре школы  менеджмента можно рассмотреть в таблице  3.1.  (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

         Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Сущность управления всегда неразрывно связана со специфическими закономерностями самой управляемой системы, и изучение менеджмента  как исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента, что способствует формированию ими собственных взглядов для эффективного решения сегодняшних и будущих проблем. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, 3. Мэйо и др., которые являются крупнейшими классиками менеджмента, а так же крупными философами, определявшими стратегию делового предпринимателя.                                         

          Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование управления.

          Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка  основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

        В настоящее время формируется новая, российская модель управления экономикой и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Другими словами, начинает складываться облик современного предпринимателя — человека, который владеет собственностью, использует наемный труд, берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей к инновациям, ко всему новому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и литература

 

  1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций. - М.:     

          ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с.

  1. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н., Матросова О.В., Менеджмент:

          Учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 2-е доп. и перераб. —

          Ростов н/Д: Феникс 2006. — 384 с. — (Высшее образование ).

  1. Классики менеджмента / Под ред. М.Уорнера / Пер. с англ. под ред.

          Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2007.-1168 с.: ил.- (Серия

          «Бизнес- класс»).

  1. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред.В.Н.Парахиной,

          Л.И. Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.

  1. http//rurdirius.info.

1 Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов 

   н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С.277.

2  Классики менеджмента / Под ред. М.Уорнера / Пер.с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -  

   СПб.: Питер, 2007. – C.68.

3 Там же. С.71.

4 Там же. С.75.

 


Информация о работе Основные научные школы менеджмента