Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Сегодня на рубеже тысячелетий, образовательное сообщество чрезвычайно интересует, как скажутся изменения в деловом мире на профессиональных качествах управленцев. Каким будет менеджер XXI века?
Мы являемся свидетелями революций в области технологий. Изменения происходят очень быстро, и оказывают влияние на все. Меняется среда бизнеса, изменяется сам бизнес, трансформируются методы и формы управления им, меняются люди, осуществляющие эти изменения.
Введение 3
Тенденции развития бизнес-среды 4
Ответственность менеджеров в области информационных систем 12
Заключение 17
Использованная литература 18
Можно было продолжать перечисление изменений для общего менеджмента организации. Но уже очевидно, что менеджер должен постоянно учиться (то есть меняться) и принимать верные решения по изменению своего бизнеса.
Ответственность менеджеров в области информационных систем
Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы:
• ничего не
делать с информационной
• модифицировать
существующую информационную
• создавать новую информационную систему.
В чем состоит ответственность руководителя в части информационной системы организации?
1. Понимание своего бизнеса и места в нем своей организации через информационные потребности (В чем состоит ваш бизнес? Реальный взгляд на будущее организации и создание идей на продажу. Какова среда конкурентного предпринимательства в Вашей области? Какая информация нужна для ответа на предшествующие вопросы, какова частота ее получения? и т.д.).
2. Понимание возможностей современных автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем и технологий (Каким образом нужно руководить Вашим отделом информационных систем? Необходимость планирования информации и информационной архитектуры организации. Установление вероятностных характеристик частей системы. Увеличение технологического потенциала фирмы. Каковы задачи служащего главного информационного офиса? И т.д.).
3. Умение определить стратегию развития информационных систем (Какова цель развития информационной системы? Какую концепцию развития Вы выбрали? Что и в какой последовательности мы будем делать? и т.д.).
4. Умение работать в современной информационной среде. (Какими практическими навыками работы в информационной среде Вы обладаете? Знаете ли Вы и работаете ли с базовыми инструментальными средствами деловой информатики (крупноформатными электронными таблицами, текстовыми процессорами, СУБД, графическими пакетами, средствами коммуникации и обмена данными? и т.д.)).
Влияние изменений на представителей IT менеджмента организаций
IT менеджеры (от руководителя
всей службы, до начальника какого–либо
IT подразделения) — это люди, которые
разрабатывают и воплощают в
жизнь технологическую
Как за последние пять лет изменилась роль директора информационной службы, как она может измениться в ближайшие несколько лет и каковы на сегодняшний день важнейшие факторы его успешной деятельности?
Первый вывод — рост зависимости бизнеса от ИТ, а также расширение функций директоров информационных служб, особенно в области развития бизнеса и формирования деловой стратегии ( почти 60% респондентов подчиняются непосредственно исполнительному директору, 70% входят в высшее звено руководства, а 14,5% — в совет директоров своей компании).
Второй вывод — высшее звено руководства проявляет растущую заинтересованность в поддержке стандартов или инициатив в сфере информационных технологий, чаще участвует в дискуссиях и процессе принятия решений. Таким образом, мы видим процесс сближения интересов и понимания общности задач у CEO и CIO.
В качестве факторов, имеющих принципиальное значение для успешной деятельности директора информационной службы, отмечаются следующие:
• эффективное взаимодействие с коллегами и руководством;
• формирование
у членов коллектива
• надежность в обслуживании клиентов;
• создание
сильной управленческой
• возможность
произвести впечатление на
Следующее положение очень важно для нас. Исследователи отметили, что специалистам по информационным технологиям предстоит освоить две сравнительно новые роли. Первая — «мастер перемен»: лидер в организации, управлении и поддержке изменений в сфере бизнеса. Вторая и наиболее важная — «бизнес-стратег» — человек, оказывающий непосредственное влияние на стратегию развития предприятия, отвечающий за технологические аспекты электронной коммерции и т. п. Как мы видим, влияние изменений проявилось в появлении новых ролей для IT менеджера, и эти роли перешли к нему от общего менеджмента организации.
Требования к директорам информационных служб (а, следовательно, и к их квалификации) могут быть сведены к четырем пунктам:
• они должны хорошо разбираться в технике;
• быть ориентированными на предоставление услуг;
• иметь способности
к стратегическому
• быть готовыми к переменам.
Примерно половину своего рабочего времени руководители информационных служб проводят непосредственно в своей службе, затрачивая вторую половину на установление внешних контактов (работа с поставщиками информационных технологий, участие в решении проблем, связанных с интеграцией информационных технологий в производство, модернизация бизнеса, участие в стратегическом планировании). И доля этой части работы будет расти.
Исследователям удалось выявить факторы, имеющие определяющее значение для успешной деятельности руководителя информационной службы.
Среди этих факторов: умение строить взаимосвязи с высшим руководством, а также заручиться его доверием; создание высококлассного коллектива управления информационными технологиями; быстрое реагированием на возникающие потребности и пожелания работников и руководства; открытость и честность в отношении возможностей и функционирования информационных технологий; поддержка репутации надежной службы; наличие репутации человека, разбирающегося в бизнесе; и т.д.
Анализ новой роли IT менеджеров в организации, их качеств, факторов успеха позволяет сделать вывод о том, что кроме узко профессиональных свойств, у IT менеджера должны появиться и развиваться качества общего менеджера — лидерство, коммуникабельность, работа в команде, поддержка инициативы, общее понимание бизнеса компании.
И последнее, что касается
влияния изменений на представителей
IT менеджмента организаций и
Были сформулированы четыре идеальные модели директора информационной службы нового тысячелетия. Наиболее предпочтительная модель, которую выбрали 41% опрошенных, — «руководитель, имеющий опыт работы с ИТ и опыт управления, способный к формированию деловой стратегии и поддержке ИТ…, который любит свою работу».
Однако наиболее вероятной,
хотя и менее желательной, участникам
исследования представляется модель,
в которой функции директора
информационной службы выполняют два
человека: «один человек занимается
решением стратегических задач и
модернизацией производства, в большей
степени уделяя внимание информации
и системам, чем технологии и инфраструктуре,
а другой берет на себя обязанности
технологического директора, занимаясь
техникой, инфраструктурой и
Третья модель — «директор,
обладающий хорошими техническими знаниями,
который преимущественно
Четвертая — «управленец-универсал, менеджер по образованию, имеющий надежных помощников — технарей, который при этом занимается развитием и модернизацией бизнеса и обладает хорошими перспективами карьерного роста».
Несомненно, такие серьезные преобразования в технологиях не могут не коснуться образовательной сферы. Во-первых, бизнес школы, готовят своих выпускников для работы в новых условиях, должны соответствующим образом реагировать на изменения требований к менеджерам. Необходимы новшества в подготовке менеджеров в связи с трансформацией представлений о роли информации и информационных технологий. Во–вторых, развитие технологий оказывает влияние на учебные заведения, методы организации обучения, сам процесс обучения. Можно говорить о процессе интеграции учебных заведений на базе информационных технологий.
Заключение
Развитие общества неуклонно идет в пользу применения информационных технологий. Как и всех сфер жизни, это касается и применения их в управлении бизнесом. Тенденции развития бизнес-среды делают особо важной роль IT-менеджеров всех категорий.
Для организаций становится приоритетной задача поиска высококлассных IT-менеджеров, обучения персонала в области информационных технологий.
Использованная литература
1. Майкл Эрл. Директор информационной службы: вчера, сегодня, завтра. Computerword Россия, № 9, 2000.
2. Терхо Уимонен. Сегодня директор ИС, а завтра — генеральный? Computerword Россия, № 9, 2000.
3. Кэтлин Мур. Весь мир ИТ в твоих руках. Computerword Россия, № 7, 2000.
4. За чашкой кофе с Солвиком: Вице-президент Cisco Systems об особенностях карьеры директора информационной службы. Computerword Россия, № 15, 2000.
5. Боб Льюис. Семь смертных грехов специалистов по ИТ. http://www.osp.ru.
6. Холли Блюменталь. Что дает диплом специалиста в области ИТ? http://www.osp.ru.