Организациоонное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:01, реферат

Краткое описание

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Сущность и определение лидерства…………………………………………...4
Подходы к изучению лидерства………………………………………………..6
Концепции лидерства…………………………………………………………...8
Сущность руководителя………………………………………………………..10
Уровни руководства…………………………………………………………….11
Стиль руководства………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

организационное поведение.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

     Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.

     Рассмотрим  характеристики каждого уровня.

     Руководители  низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют  много общего независимо от того, в какой сфере они работают.

     Руководители  этого ранга выполняют следующие  функции:

    • осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;
    • постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;
    • распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;
    • распределяют задания среди работников.

     Руководители  этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т.д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель.

     Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

     Руководители  среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней  руководящего среднего звена. Чаще всего  их 2 – верхний и низший.

     К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном  учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры  от лейтенанта до полковника.

     Руководители  этого ранга возглавляют крупные  подразделения организации, например отдел.

     Руководители  среднего звена выполняют следующие  функции:

    • выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
    • принимают решения по работе своего подразделения;
    • определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;
    • организуют разработку предложений по улучшению работы;
    • подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
    • доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

     Руководители  этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

     Руководители  высшего звена. Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

     Общими  для всех руководителей высшего  звена являются следующие функции:

    • принимают важнейшие решения;
    • выполняют больший объем работ в высоком темпе;
    • постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома

     Бывают  случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными  вещами.

Стиль руководства.

     Под стилями руководства психологи  понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций (7).

     Использование руководителем навыков профессионального  общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих:

     а) авторитарный;

     б) демократический;

     в) либеральный.

     Характеристики  известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде – таблица 2.

     Таблица 2.

     Стили руководства

Общие психологические  характеристики руководителя Отношение к подчиненным Характеристики  групповых отношений
I. Авторитарный стиль
Руководитель  часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов Официальность в общении. Не склонен считаться  с мнением других Отсутствие  доверительности, враждебность, повышенная конфликтность
II. Демократический стиль
Руководитель  активен, ровен в общении, самокритичен Главная черта  – постоянный контакт с  людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности Минимум агрессивность  друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль
Недостаточно  активен, боится конфликтов, стремится  к безответственности Панибратство  в отношениях, согласия с мнением  подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные  ситуации и конфликты
 

     Существует  типология руководителей по 2 основным критериям:

     - внимание к людям;

     - ориентация на цель организации.

     Эта типология носит условный характер (рис. 2).

     1. Демократ. Заботится больше всего  о состоянии межличностных отношений  в рабочей группе. Слабо учитывает  потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда  наилучшим образом выполняет  задачу.

     2. Диктатор. Основная ориентация –  решение профессиональное задачи  оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой  задачи основой являются профессиональная  подготовка.

     3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.

     4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.

     5. Манипулятор. Основной задачей  своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления. 

Внимание  к людям (1) Демократ (4) Организатор
   
                                 (5) Манипулятор
(3) Пессимист (2) Диктатор

Внимание к профессиональной задаче

  Рис. 2 Типология руководителей 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Существует  определенный набор человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

       В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

       Ряд из них зависит от него самого и  связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность  деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 
 

  1. Вершигова Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – 283 с.
  2. Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.- М.,2006. – 65с.
  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2004. - 296с.
  4. Кравченко А.И. История менеджмента М.: Академический проект. - М.,2004. – 472с.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  6. Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2004. – 192с.
  7. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  8. Уткин Э.А. Курс менеджмента. - М.: Зерцало, 2005. – 184с.

Информация о работе Организациоонное поведение