Организациоонное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:01, реферат

Краткое описание

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Сущность и определение лидерства…………………………………………...4
Подходы к изучению лидерства………………………………………………..6
Концепции лидерства…………………………………………………………...8
Сущность руководителя………………………………………………………..10
Уровни руководства…………………………………………………………….11
Стиль руководства………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

организационное поведение.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………2

Сущность  и определение лидерства…………………………………………...4

Подходы к изучению лидерства………………………………………………..6

Концепции лидерства…………………………………………………………...8

Сущность  руководителя………………………………………………………..10

Уровни  руководства…………………………………………………………….11

Стиль руководства………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………16

Список  литературы……………………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента  проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Лидерство, как и управление, является до некоторой  степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. 
 
 
 

Сущность  и определение  понятия лидерства.

Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений и наказаний - это навык «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления. В отличие от способности к управлению, лидерство - это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе.Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в коллективе лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Лидерство -это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть - это потенциал, имеющийся у человека.

Подходы к изучению лидерства 

     Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя динамику поведения и уровень ситуационности, можно выделить основные группы лидерства.

     Динамика  поведения отражает то, как рассматривается  лидер: в статике или динамике. В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным.

     Второе  изменение связано с уровнем  или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся  подходы, подводящие к идее универсальности, на другом – ситуационность – признается критической, решающей для эффективного лидерства.

     Комбинация  двух переменных приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов  подходов к изучению лидерства в  организации (рис. 1).

     Первый  тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «Х» и «У» Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

     Второй  тип рассматривает лидерство  как набор образцов поведения, присущи  лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая  сетка Блейка и Моутон). 

Есть 

поведение

Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения без учета  ситуации Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера  
Динамика поведения Тип 1. Анализ лидерских  качеств без учета ситуации Тип 4. Ситуационный анализ характера эффективного лидера  
нет поведения      
  Нет учета 

ситуации

Уровень ситуационности Есть учет ситуации
 

     Рис. 1 Типы подходов к изучению лидерства 

     Третий  тип предполагает изучение лидерских  качеств, но уже в зависимости  от конкретной ситуации (концепции  ситуационного лидерства: Танненбаума-Шмидта, Дидлера, Стинсона Джонсона, Врума-Йеттона-Яго и др.).Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера преобразователя и харизматического лидера). 

Концепции лидерства

Несмотря  на то, что лидеры и лидерство  всегда оказывают значительное влияние  на курс развития мировой истории  тщательное их изучение, как уже  отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.

     1. Теория лидерских качеств. Она  является наиболее ранним подходом  к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

     Мы  рассмотрим эти качества в таблице 1.

     Таблица 1.

     Лидерские качества, наиболее встречающиеся у  успешных лидера

Интеллектуальные  способности Черты характера личности Приоритетные  качества
  1. Ум и логика
  2. Рассудительность
  3. Проницательность
  4. Оригинальность
  5. Концептуальность
  6. Образованность
  7. Знание дела
  8. Речевая развитость
  9. Любопытство и познавательность
  10. Интуитивность
1. Инициативность

2. Гибкость

3. Бдительность

4. Созидательство

5. Честность

6. Личностная  целостность

7. Смелость

8. Самоуверенность

9. Уравновешенность

10. Независимость

11. Самостоятельность

12. Амбициозность

13. Потребность  в достижениях

14. Настойчивость  и упорство

15. Энергичность

16. Властность

17. Работоспособность

18. Агрессивность

19. Стремление  к превосходству

20. Обязательность

21. Участливость

1. Умение заручаться  поддержкой

2. Умение  кооперироваться

3. Умение  завоевывать

4. Такт  и дипломатичность

5. Умение  брать на себя риск и ответственность

6. Умение  организовывать

7. Умение  убеждать

8. Умение  менять себя

9. Умение  быть надежным

10. Умение  шутить и понимать юмор

11. Умение  разбираться в людях

     2. Концепции лидерского поведения.  Изучение образцов поведения,  присущих лидерам, началось на  кануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

     Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что  и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

     1) три стиля руководства;

     2) исследования университета штата  Огайо;

     3) исследования Мичиганского университета;

     4) системы управления (Ликерт);

     5) управленческая сетка (Блейк и  Моутон);

     6) концепция вознаграждения и наказания,

     7) заменители лидерства. 

Сущность  руководства

Управление  – необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем  или менеджером.

     Обычно  руководителя характеризуют по его  роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом.

     Руководитель  занимается управлением – это  его основная функция. Управление нередко  рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. 

Уровни  руководителей 

     Руководителей традиционно делят на группы.

     1. Технологический уровень – ежедневно  осуществляющиеся операции и  действия.

     2. Управленческий уровень – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.

     3. Институционный уровень – занимаются  разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями  политики организации, ее связями  с другими организациями.

Информация о работе Организациоонное поведение