Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия. Организационная культура – сегодня популярная и актуальная тема. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
- повысить уровень управляемости компанией;
- усилить сплоченность команды;
- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия. Объектом исследования является ОАО «Прогтекс».
Задание ……………………………………………………………………
Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры………
1.1. Понятие и структура организационной культуры……
1.2. Функции и типы организационной культу-ры......................................
1.3. Влияние культуры на организационную эффективность……………
Глава 2. Анализ организационной культуры ОАО «Прогтекс».
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2. Основные факторы, проблемы, определяющие существующую организационную культуру.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
3.1. Структура организационной культуры ОАО «Прогтекс».
3.2. Рекомендации по изменению организационной культуры.
Заключение……………………
Список используемой литературы…………
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
на тему: «Организационная культура предприятия и ее взаимосвязь с эффективным менеджментом»
2010
Содержание
Задание ……………………………………………………………………
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры………
1.1. Понятие и структура организационной культуры……
1.2. Функции и типы организационной культуры......................
1.3. Влияние культуры
на организационную
Глава 2. Анализ организационной культуры ОАО «Прогтекс».
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2. Основные факторы, проблемы, определяющие существующую организационную культуру.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
3.1. Структура организационной культуры ОАО «Прогтекс».
3.2. Рекомендации по изменению организационной культуры.
Заключение……………………
Список используемой литературы…………
Введение
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.
Организационная культура – сегодня популярная и актуальная тема. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
- повысить уровень управляемости компанией;
- усилить сплоченность команды;
- использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Цель данной работы – доказать
влияние организационной
1. Теоретические основы организационной культуры
1.1. Понятие и структура организационной культуры
В современной литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах.
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Э. Шейн, имя которого, связано с зарубежными исследованиями в области организационной культуры, определяет ее как «... совокупность основных убеждений – сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, – которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам». Он предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням.
- технологии;
- архитектура;
- наблюдаемые образцы поведения.
- проверяемые в физическом окружении;
- проверяемые только через социальный консенсус.
- отношения с природой;
- понимание реальности, времени и пространства;
- отношение к человеку;
- отношение к работе.
А вот как определяет термин «организационная культура» словарь «Социальные теории организации»:
Организационная культура – совокупность базовых представлений, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или группы на символическом уровне.
Можно заметить, что все определения и толкования имеют область пересечения: организационная культура – это совокупность разделяемых членами организации представлений, установок, ценностей, убеждений, предопределяющих организационное поведение членов организации.
Впервые понятие организационной
культуры было введено в конце 70-х
гг. в связи с попытками
Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и прояв-
ляется, прежде всего, в
организационном поведении
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются
познать организационную
Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Существует деление организационных культур на субъективные и объективные. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная организационная культура служит основой формирования
управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Организационная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Каждый коллектив уникален. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции.
1.2. Функции и типы организационной культуры
По отношению к организации орг
Охранная – создание барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления.
Интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.
Регулирующая – поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
Коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.
Адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
Ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.
Мотивационная – создает необходимые стимулы для действий.
Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих.
Типы организационной культуры. Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.
1. Культура власти, или Зевса. Это авторитарная культура. Ее существенный момент – личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех предопределяется квалификацией руководителя и своевременностью выявления проблем. Все это позволяет быстро принимать и реализовывать решения в условиях острой конкуренции. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.
Информация о работе Организационная культура предприятия и ее взаимосвязь с эффективным менеджментом