Национальные модели менеджмента: особенности, достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить область сходимости немецкой и российской моделей менеджмента на примере кейса «Сканворд для лидера»
Задачи работы:
 описать основные признаки и элементы немецкой и российской моделей менеджмента;
 выявить положительные качества немецкой модели менеджмента для России;
 разработать решение кейса «Сканворд для лидера».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Ведущие модели менеджмента: Германии, Америки, Японии
1.1.1 Особенности немецкой модели менеджмента
1.1.2 Американская модель менеджмента
1.1.3 Японская (азиатская) модель менеджмента
1.2 Современный российский менеджмент
2 РЕШЕНИЕ КЕЙСА «СКАНВОРД ДЛЯ ЛИДЕРА»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURSOVA.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


Департамент образования и науки Кемеровской области

 

ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка

             

 

Специальность: 100102

                                                                      «Организация  обслуживания  

в сфере сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

                 Дисциплина:    Менеджмент   

Тема:   «Национальные модели менеджмента: особенности, достоинства и недостатки”»

                                                                              (КР. 100102.12.01.ПЗ)

 

 

 

              Руководитель                          _______             ______________                              О.В.Белинская

                                                                       Дата                             Личная подпись

                         Зав. ПЦК                                          _______             _____________                              Л.И. Григолия

                                                                         Дата                             Личная подпись

                   Выполнил студент

              группы    М 10-04                            _______                   _____________                            А.В. Музалева

                                                                         Дата                               Личная подпись

   

                                

Оценка  ________________________________________________

 

 

 

 

Новокузнецк, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Ведущие модели менеджмента: Германии, Америки, Японии

1.1.1              Особенности немецкой модели менеджмента

1.1.2 Американская модель менеджмента

1.1.3 Японская (азиатская) модель менеджмента

1.2 Современный российский менеджмент

2 РЕШЕНИЕ КЕЙСА «СКАНВОРД ДЛЯ ЛИДЕРА»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в сфере сервиса с учетом своих характерных особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и изолированно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране властвовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления, но с приходом рыночных отношений и иностранного партнерства в страну, стало необходимо изучение проверенных временем ведущих зарубежных моделей менеджмента.

Большинство российских менеджеров берут и осваивают методы управления из Японских и Американских школ менеджмента на своих предприятиях, не рассматривая другие модели. Поскольку в это время более эффективны, могут быть методы другой модели менеджмента. Те, которые еще с истории связаны с Россией. И это методы немецкой модель менеджмента, так как у ФРГ и РФ много соприкасающихся моментов. Например:

Немецкая принцесса София Фредерика Ангальт-Цербстская, известная как Екатерина Великая, совершив государственный переворот против Петра III, взошла на российский престол и правила на протяжении 34 лет. В эту эпоху Россия достигла существенных военных и политических успехов. Во время царствования Екатерины II по её инициативе в Россию были приглашены многочисленные немецкие переселенцы, которыми заселялись малонаселённые земли и которые впоследствии стали называться российскими немцами.

Сейчас же в наше время Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 % природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения.

Актуальность заключается в изучения всего ценного, что содержится в немецкой теории и практике «но не бездумного его перенесения на отечественную почву», а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Наибольший вред карьере наносят стереотипы, сужающие кругозор. Меняются времена, меняются способы управления компаниями, меняются люди - и вчерашние недостатки могут внезапно обернуться достоинствами, и наоборот.

Цель работы – выявить область сходимости немецкой и российской моделей менеджмента на примере кейса «Сканворд для лидера»

Объектом работы являются национальные особенности управления.

Предмет работы – кейс «Сканворд для лидера»

Задачи работы:

                  описать основные признаки и элементы немецкой и российской моделей менеджмента;

                  выявить положительные  качества немецкой модели менеджмента для России;

                  разработать решение кейса «Сканворд для лидера».

Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

Методы исследования:

изучение, анализ и синтез научной, научно-методической и другой литературы, нормативных  документов, материалов на электронных носителях по проблеме исследования; изучение и обобщение (передового) опыта работы; мысленный эксперимент и др.


1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Ведущие модели менеджмента: Германии, Америки, Японии

 

1.1.1      Особенности немецкой модели менеджмента

 

Наиболее часто в сравнительных исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента. [4, c. 123-125]

Стимулирование профессиональной подготовки. Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Важность в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии. Стимулирование роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. Все рабочие и специалисты постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к изменяющимся или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

Техническая подготовленность менеджеров. Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА (мастер делового администрирования) не является распространенной. Для немецких менеджеров, мастеров и наставников  типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них - докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии. Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место в англосаксонских странах. Менеджеры среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий. Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии.

Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам и производственным подразделениям. Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими. Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свои контроль. Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. - все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ-менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.

Расширенный объем ответственности и полномочий. Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции. Высококвалифицированным и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их «мотивации» менеджер американского типа. Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем

Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах - 3 года. Для немцев длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции. Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.

Качество и инновации. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях. Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. Еще один немецкий феномен - это Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA-Союз Машиностроителей Германии). Состоящие в ней предприятия и организации платят 0,5% своих годовых доходов в исследовательский фонд, средства которого расходуются на отраслевые НИОКР.

Эффективные трудовые отношения. Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые антагонизмы, которые имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистичная по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих, находит благодатную почву в немецком обществе.

Формализованный производственный менеджмент. Немецкие менеджеры уделяют внимание детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Немецкие управленцы уделяют много внимания планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.

Мы рассмотрели модель менеджмента Германии и для сравнительного анализа нам необходимо рассмотреть модели менеджмента других стран. [1, c. 12-24]

 

1.1.2 Американская модель менеджмента

 

Американская модель применяется в корпорациях США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, частично в Великобритании, и некоторых других странах.

Информация о работе Национальные модели менеджмента: особенности, достоинства и недостатки