Наблюдение процесс банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:17, реферат

Краткое описание

Введение
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Процедура наблюдения……………………………………………..5
Временный управляющий…………………………………………..7
Обязанности временного управляющего………………………….14
Собрание кредиторов……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..23
Литература…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Nablyudenie-kak-procedura-bankrotstva!.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    Закон не содержит ответа на вопрос о порядке  действий арбитражного суда при наличии  кандидатов в управляющие: например, если различными кредиторами представлены две кандидатуры (следует отметить, что равными с кредиторами правами обладают налоговые и иные уполномоченные органы в части своих требований). Между тем на практике не исключены такие ситуации. Очевидно, право выбора в случае наличия нескольких кандидатур будет принадлежать арбитражному суду. Полномочия временного управляющего возникают в полном объеме с момента его назначения. Определение арбитражного суда о его назначении не может быть обжаловано. Временный управляющий действует до: утверждения арбитражным судом мирового соглашения; принятия судом решения об отказе в признании несостоятельности; принятия судом определения о введении внешнего управления; принятия решения об открытии конкурсного производства; удовлетворения судом ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей. В последних трех случаях временный управляющий обязан функционировать до назначения соответственно внешнего, конкурсного или нового временного управляющего.

    При временной неспособности временного управляющего исполнять возложенные  на него обязанности арбитражный  суд вправе назначить его заместителя. К кандидатуре заместителя предъявляются  перечисленные выше требования. При назначении временного управляющего и определении размера его вознаграждения. В целях защиты интересов кредиторов и сохранения имущества должника Закон наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей. Временный управляющий имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника, которую ему обязано предоставить руководство. Это право связано с обязанностью управляющего проводить анализ состояния и деятельности должника. Согласно Закону (п.1 ст.60) временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности сделок в отношении ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Представляется, что правовую норму указанной статьи можно понимать следующим образом. Из обязанности временного управляющего принимать меры по защите имущества должника, установленной п.2 ст.20 и п.1 ст.61 Закона. Следует, что временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок, совершенных должником как до, так и после введения наблюдения с нарушением общих требований закона к действительности сделок (§2 главы 9 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, на мой взгляд, временный управляющий имеет право заявлять о признании недействительными двух категорий сделок должника: во-первых, совершенных с нарушением пп.2 и 3 ст.58 Закона и, во-вторых, признаваемых недействительными в соответствии с §2 главы 9 ГК. В юридической литературе высказывается мнение о том, что иски о признании недействительным сделок должника не должны рассматриваться в деле о банкротстве. Такой подход правомерен по отношению только ко второй категории сделок (совершенных с нарушением общих норм); сделки же, заключенные с нарушением норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", представляется логичным признавать недействительными в рамках производства по делу о банкротстве. При необходимости временный управляющий может обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности, а также о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об их отмене. Сохранность имущества должника основная цель деятельности временного но и главная обязанность управляющего. Кроме того, он должен проводить анализ финансового состояния должника, определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, устанавливать кредиторов должника и размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

    3. Обязанности временного  управляющего

    В обязанности временного управляющего входит также проведение первого  собрания кредиторов. Временный управляющий составляет отчет, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Отчет необходимо представить в арбитражный суд по окончании наблюдения. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения временным управляющим своих обязанностей он может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст.21 Закона. Степень ответственности дифференцируется в зависимости от наличия убытков должника или кредиторов в связи с действиями управляющего. Если никто из указанных лиц не понес убытков, временный управляющий может быть просто отстранен от исполнения своих обязанностей. Если же убытки были, это является основанием, во-первых, для отзыва лицензии арбитражного управляющего (соответствующее решение принимает государственный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, оно может быть обжаловано в арбитражный суд) и, во-вторых, для привлечения к гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков).

Проведение  анализа финансового состояния  должника одна из обязанностей временного управляющего. Он включает в себя определение  стоимости имеющегося у должника имущества и сопоставление ее с суммой судебных издержек и расходов, а также выявление перспектив финансового оздоровления должника. Проведение финансового анализа требует высокой квалификации, которой управляющий может и не обладать. В этом случае он имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством о привлечении аудитора с оплатой его услуг по общему правилу из имущества должника. Вопрос о назначении аудиторской проверки решает суд. Закон устанавливает, что при проведении финансового анализа должника сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо учитывать сезонность работ, их независимость от климатических условий, возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании текущего (либо последующих) периода сельскохозяйственных работ.

Возможны  следующие результаты финансового анализа.

1. У  должника достаточно имущества  для покрытия судебных расходов  и выплаты вознаграждения временному  управляющему. При этом должник  является потенциально жизнеспособным, то есть его финансовое состояние  может быть восстановлено.

2. Должник  обладает имуществом, достаточным  для покрытия судебных расходов  и выплат, но восстановить его  платежеспособность крайне затруднительно  или невозможно.

3. У  должника недостаточно имущества  для покрытия судебных расходов  и выплат; восстановление его платежеспособности маловероятно.

В первом случае представленное заключение будет  служить одним из оснований назначения внешнего управления при рассмотрении арбитражным судом этого вопроса. Установление невозможности оздоровления должника во втором случае в принципе не препятствует принятию кредиторами решения о введении внешнего управления (практике известны ситуации восстановления платежеспособности и таких должников).Особые требования предъявляются к кредиторам в третьем случае. Кредиторы при принятии решения о введении внешнего управления должны установить порядок осуществления выплат на покрытие судебных расходов. Если же договоренность по этому вопросу не достигнута, но часть кредиторов проголосовала за введение внешнего управления, именно они будут нести солидарную обязанность по их покрытию. Установление размера требований каждого кредитора одна из обязанностей временного управляющего, осуществляемая им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, поскольку при голосовании на собрании каждый кредитор обладает количеством голосов, пропорциональным сумме его требований. Кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным. Этот срок не является пресекательным, но кредиторы, предъявившие свои требования за его пределами, могут быть не допущены к голосованию на первом собрании кредиторов. Конкретное требование кредитора на момент его заявления может считаться установленным и неустановленным. Установленным считается требование, которое признано должником или подтверждено вступившим в законную силу судебным решением. При этом не имеет значения, вступило оно в законную силу до или после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным. Поэтому кредитор может быть заинтересован в вынесении судом решения по делу, несмотря на то, что его исполнение будет приостановлено. Установленные требования должны быть предъявлены (с приложением соответствующих документов) временному управляющему (в течение того же месячного срока) арбитражному суду и должнику. Каждый из которых может завершаться установлением требования. Первый этап рассмотрение требования самим должником. Если в течение недели должник не представил возражений против конкретного требования, оно считается установленным (возражения должны быть направлены арбитражному суду и временному управляющему). При этом должник уже не имеет права впоследствии возражать ни против самого требования, ни против его размера. Второй этап рассмотрение требования кредитора арбитражным судом в случае наличия возражений должника. Суд проверяет обоснованность требования, и выносит определение о признании или непризнании его обоснованным с указанием причин отклонения требования. Определение может быть обжаловано. Однако до принятия определения, устанавливающего требования, кредитор не имеет права голоса на собрании кредиторов (Закон не содержит препятствий к участию такого кредитора в собрании).Временный управляющий вправе признавать установленными только требования, заявленные кредитором. Если требование не заявлено, а выявлено при проведении анализа документации должника, временный управляющий должен зафиксировать такое требование, но решать вопрос о его признании он не имеет права. Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до указанной даты. Всех выявленных кредиторов необходимо уведомить о проведении собрания. Точка зрения некоторых авторов о том, что наличие кворума является обязательным на мой взгляд, небесспорна. Поскольку ст.64

4. Собрание кредиторов

Закона, регламентирующая порядок созыва первого  собрания кредиторов, не содержит положений о кворуме, следует руководствоваться общей нормой п.4 ст.12, где установлено, что собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

    Право голоса на первом собрании кредиторов имеют конкурсные кредиторы (и уравненные с ними в правах в части предъявляемых требований налоговые и иные уполномоченные органы). Главный признак, в соответствии с которым участник собрания наделяется правом голоса, установление его требований посредством признания должником или арбитражным судом. Порядок принятия решений первым собранием кредиторов зависит от принимаемого решения. В литературе отмечается, что решение первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов вступивших в процесс конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов. Однако на практике решения в соответствии со ст.14 Закона иногда принимаются большинством голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Такой порядок принятия решений является основным и применяется для голосования, во-первых, по всем вопросам (за исключением наиболее важных) на первом собрании и, во вторых, по всем вопросам на повторном собрании, если первое не было правомочно принимать соответствующие решения. К наиболее важным (решение по которым принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов) относятся вопросы: о введении внешнего управления, о его продлении, о принятии ходатайства в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства, о принятии решения об отстранении временного управляющего от исполнения обязанностей и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Даже для решений, которые принимаются большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, необязательно наличие кворума. 

    Закон (ст.64) перечисляет лиц, которые могут участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: временный управляющий, руководитель должника, представитель работников должника. Представляется, что его нельзя считать исчерпывающим. В собрании кредиторов без права голоса должны иметь возможность участвовать кредиторы, заявившие свои требования по истечении указанных законом сроков либо обжаловавшие определение суда об отклонении их требований. Их участие в собрании не оговорено Законом, но можно считать весьма логичным. Также представляется обоснованной возможность участия в собрании без права голоса кредиторов, не являющихся конкурсными. Первое собрание кредиторов очень важный для должника этап периода наблюдения. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов.

    Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа. В этом случае возможно принятие решения  о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. В случае принятия такого решения при недостаточности средств должника на возмещение судебных расходов и выплат кредиторы должны также решить вопрос об источнике указанных платежей. Если кредиторы убедились в невозможности восстановления нормального функционирования должника, они должны ходатайствовать в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В любом случае кредиторы вправе избрать комитет кредиторов или вынести решение о принятии собранием кредиторов на себя функций комитета. Собрание кредиторов может также решить вопрос о заключении мирового соглашения, выработав его условия. Порядок его заключения регламентируется главой VII Закона. Временный управляющий обязан представить протокол первого собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее недельного срока после даты проведения собрания. Если арбитражный суд обнаружит какие-либо нарушения процедуры проведения собрания или принятия решений, он вправе не утвердить решение собрания кредиторов. В этом случае проводится повторное собрание в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда. Она устанавливается в определении о принятии заявления о признании должника несостоятельным. Если собрание кредиторов не может быть проведено в указанный срок, арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности без учета решения собрания кредиторов. Указанная норма Закона восполняет один из существенных недостатков ранее действовавшего законодательства, когда решение о введении внешнего управления могло не содержать положения о назначении управляющего, в результате чего его подбор и назначение осуществлялись уже в пределах срока внешнего управления. Период наблюдения заканчивается вынесением арбитражным судом решения или определения, которые устанавливают дальнейшую судьбу должника. На основании ходатайства, направленного в арбитражный суд собранием кредиторов в случае его проведения, суд принимает один из следующих документов:

1. Решение  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства. Оно может быть принято судом  на основе соответствующего ходатайства  собрания кредиторов либо по  собственной инициативе. Принятие  такого решения по инициативе  суда допускается, во-первых, если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения; во вторых, временный управляющий в недельный срок с момента проведения собрания не представил в суд никакого решения. И в том и в другом случае арбитражный суд должен убедиться в наличии признаков банкротства (минимальной суммы задолженности и минимального периода просрочки платежей).

Информация о работе Наблюдение процесс банкротства