Наблюдение процесс банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:17, реферат

Краткое описание

Введение
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Процедура наблюдения……………………………………………..5
Временный управляющий…………………………………………..7
Обязанности временного управляющего………………………….14
Собрание кредиторов……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..23
Литература…………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Nablyudenie-kak-procedura-bankrotstva!.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    Московский гуманитарно-экономический институт

Чувашский филиал 
 
 
 
 

Реферат: 

Студентки 4 курса факультета «Управления и экономики»

Мочновой  Е.В.

Группы 29 – МЭС – 3/07 

Учебная дисциплина: «Хозяйственное право»

Тема: «Наблюдение как процедура банкротства» 
 
 

Проверено:                                                                                  Руководитель:                                                                                                                

 

«      » 2009                                                     Оценка 
 
 
 
 
 
 
 

г. Алатырь 

Содержание 

Введение……………………………………………………………..3

Процедура наблюдения……………………………………………..5

Временный управляющий…………………………………………..7

Обязанности временного управляющего………………………….14

Собрание кредиторов……………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………..23

Литература…………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Процедура наблюдения осуществляется в целях  обеспечения сохранности имущества  должника и проведения анализа его  финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения кредиторов. Правда, кредиторы в случае явной опасности злоупотреблений со стороны должника могли ходатайствовать о применении определенных мер в соответствии с АПК РФ: наложение ареста на имущество должника, запрещение совершать определенные действия, приостановление взысканий по исполнительным документам в безакцептном порядке, реализация имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

    Однако  на практике такие меры применялись, как правило, только на этапе ликвидации должника. Если же речь шла о применении соответствующих мер непосредственно после подачи заявления кредитором, возникали проблемы, которые в большинстве случаев делали невозможным обеспечение интересов заявителя. Например, АО подало заявление о признании несостоятельности (банкротстве) ТОО, одновременно направив ходатайство об обеспечении требований путем наложения ареста на имущество должника. Арбитражный суд принял заявление о несостоятельности, но отказал в наложении ареста, мотивировав это тем, что применение такой меры сделало бы невозможным продолжение деятельности ТОО.

     

       Аргумент суда представляется вполне оправданным. Действительно, в случае наложения ареста на активы хозяйственная деятельность должника неизбежно прекращается, вследствие чего даже потенциально жизнеспособное предприятие теряет возможность восстановить свою платежеспособность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Процедура наблюдения

    Процедура наблюдения установлена Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве)"1, введенным в действие с 1 марта 1998 года, который принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов, с другой. Законом определен круг лиц, которые обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 6). Это должник, кредитор и прокурор - при неисполнении должником денежных обязательств, а также должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы - при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей. Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила (упрощенные процедуры банкротства). Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации; отсутствующему должнику; должнику – индивидуальному предпринимателю, а также к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан.

    Для должника в некоторых случаях  установлена обязанность обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (ст. 8). При ее неисполнении Законом (ст. 9) предусмотрена ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также индивидуального предпринимателя. Наблюдение вводится независимо от того, по чьей инициативе возбуждено производство по делу о банкротстве. Законом установлены некоторые особенности процедуры наблюдения для определенных категорий должников: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств; профессиональных участников рынка ценных бумаг. Введение процедуры наблюдения означает невозможность предъявления имущественных требований непосредственно к должнику без направления их временному управляющему; удовлетворения требований участников должника юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (в случае выхода участника его требования должны быть предъявлены к временному управляющему и рассмотрены в общем порядке). Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

      Введение наблюдения влияет на производство дел, связанных с взысканием денежных средств и другого имущества должника, а также на исполнительное производство по уже вынесенным судебным решениям, причем различный правовой режим устанавливается для вступивших и не вступивших в силу судебных решений. Если на момент введения наблюдения дело находится в производстве суда (общей юрисдикции, арбитражного, третейского), то продолжение судебного разбирательства зависит от кредитора по конкретному требованию. Производство по делу, связанному с взысканием имущества должника, может быть приостановлено по ходатайству кредитора. В случае отсутствия ходатайства производство по делу продолжается и завершается вынесением решения. Однако это решение не может быть исполнено немедленно. Правда, наличие судебного решения, подтверждающего требование кредитора, переводит это требование в разряд установленных, что избавляет арбитражный суд от необходимости проверять его обоснованность. Для кредитора признание его требования установленным означает, что арбитражный управляющий наверняка примет это требование, поскольку установленные требования не могут быть по каким бы то ни было причинам им отклонены (п. 4 ст. 4 Закона).

В случае приостановления судебного разбирательства  по ходатайству кредитора он должен обратиться со своим требованием  к временному управляющему. Если решение по делу, связанному с взысканием имущества должника, принято и открыто исполнительное производство, принципиальное значение имеет момент вступления этого решения в законную силу. В случае вступления его в законную силу после начала наблюдения приостанавливается исполнение любого решения. Если же решение вступило в законную силу до начала наблюдения, некоторые решения подлежат исполнению: о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда.

2. Временный управляющий

 Введение наблюдения влечет за собой появление в деле о банкротстве особой фигуры - временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения, если это отвечает интересам должника и кредиторов. Функции руководителя и временного управляющего строго разграничены. Вопрос об отстранении руководства должника всегда был одним из наиболее важных. С одной стороны, неграмотное руководство является причиной сложностей должника, с другой - иногда эти сложности бывают следствием внешних причин, которые не связаны с качеством управления. Однако, как правило, руководитель должника лучше, чем управляющий, разбирается в специфике производства, особенностях работы и сбыта выпускаемой продукции данного предприятия, поэтому управляющий сталкивается с необходимостью привлечения руководства к вынесению конкретных управленческих решений. Мировой практике известны две основные системы: внутреннего управления, когда должником управляет прежнее руководство (например, в США), и независимого

- с привлечением профессионального управляющего (Великобритания). Выбор системы управления зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Можно выделить внешние и внутренние факторы в зависимости от возможности со стороны руководства повлиять на них. Если финансовый кризис стал результатом действия внутренних факторов, то есть прямо или косвенно связан с некомпетентностью руководства, внешнее управление вполне оправданно; если же неплатежеспособность связана с внешними факторами, действие которых никак не зависело от руководителя, целесообразность его отстранения представляется спорной. Иначе говоря, необходима проверка деятельности руководства должника с целью выявления допущенных им ошибок. К сожалению, Закон не позволяет решать эти вопросы достаточно эффективно. В нем не уделяется должного внимания результатам указанной проверки, в ходе которой выясняется причастность либо непричастность руководителя к возникновению неплатежеспособности предприятия. Если анализ финансового состояния должника позволяет сделать вывод о возможности восстановления платежеспособности, как правило, назначается внешнее управление, что в любом случае влечет отстранение руководителя от исполнения обязанностей, даже если финансовые трудности вызваны действием внешних факторов и не могли быть предотвращены руководителем. На мой взгляд, в таких случаях необходимо принять смешанную систему управления: руководитель, не причастный к возникновению финансовых проблем, должен действовать наряду с арбитражным управляющим и в процессе применения других (последующих) процедур банкротства. Законом установлены ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника. Только с согласия временного управляющего они могут совершать сделки, связанные:

- с передачей  недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его

в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных  обществ и товариществ или  с распоряжением таким имуществом иным образом;

- с распоряжением  иным имуществом должника, балансовая  стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника (указанные ограничения не распространяются на совершение сделок должником профессиональным участником рынка ценных бумаг, если это сделки с ценными бумагами клиентов должника, которые совершаются по поручениям клиентов, подтвержденным в течение наблюдения);

- с получением  и выдачей займов (кредитов), выдачей  поручительств и гарантий, уступкой  прав требований и переводом  долга, а также с учреждением  доверительного управления имуществом  должника. Только с согласия временного управляющего может быть принято решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях юридических лиц. По решению суда в случае необходимости этот перечень может быть расширен: не исключается введение судом запрета совершать любую сделку без согласия временного управляющего.Представляется, что рассматриваемые ограничения касаются только дееспособности должника, которая восполняется действиями временного управляющего; правоспособность при этом не изменяется. Следовательно, нецелесообразно в данном случае употреблять термин "правосубъектность", поскольку правоспособность и дееспособность юридических лиц не совпадают по объему. Наряду с этим Законом определены вопросы, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций. В этом случае можно говорить об ограничении как дееспособности, так и правоспособности должника в период проведения процедуры наблюдения. Если руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше), арбитражный суд вправе отстранить такого руководителя от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего, что свидетельствует о переходе к системе независимого управления. При передаче управленческих функций временному управляющему прекращается ограничение правоспособности должника. Ограничения дееспособности действуют на протяжении всего процесса рассмотрения дела о банкротстве. Введение процедуры наблюдения означает прекращение такой меры по обеспечению иска, как арест имущества или денежных средств, если она действовала ранее. Эта мера при наблюдении теряет свою значимость, напротив, арест способен сделать невозможным спасение бизнеса. Целям обеспечения сохранности имущества должника служит деятельность временного управляющего. Любые ограничения по распоряжению имуществом могут осуществляться только арбитражным судом под контролем временного управляющего.

    Временный управляющий назначается арбитражным  судом. Закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры управляющего и его  назначения. По общему правилу он должен иметь статус индивидуального предпринимателя, обладать специальными знаниями и не иметь заинтересованности в отношении должника и кредиторов. Временными управляющими не могут быть назначены лица: осуществлявшие ранее управление делами должника юридического лица (за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет); отношении которых имеются ограничения на осуществление соответствующей деятельности (дисквалифицированные лица); не имеющие судимость Кандидатура временного управляющего выдвигается кредиторами. Обращает на себя внимание следующее положение: должник лишен права выдвигать кандидатуру временного управляющего, что, на мой взгляд, едва ли можно признать обоснованным, поскольку, как правило, должник более, чем кредиторы, заинтересован в восстановлении платежеспособности. При отсутствии предложений кредиторов арбитражный суд выбирает из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. По закону арбитражный управляющий должен иметь соответствующую лицензию, которая выдается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Однако ясно, что необходимый штат профессиональных управляющих, имеющих соответствующую лицензию и зарегистрированных в арбитражных судах, будет создан далеко не сразу: названные положения Закона о лицензировании вводятся в действие через год после вступления его в силу, то есть с 1 марта 1999 года. До этого момента назначаться управляющими и быть зарегистрированными в этом качестве в суде могут лица, имеющие аттестат специалиста по антикризисному управлению, полученный в установленном порядке. Таким образом, при отсутствии кандидатур из перечисленных лиц в недельный срок с момента получения запроса арбитражного суда государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению или его территориальное агентство будут обязаны предложить требуемую кандидатуру. Очевидно, назначение временным управляющим сотрудника государственного органа представляет собой установленное законом исключение из общего правила о лицензировании деятельности арбитражных управляющих. В качестве аналогичного исключения можно рассматривать возможность назначения временным управляющим крестьянского (фермерского) хозяйства лица, не имеющего лицензии. Законом установлены случаи, когда к кандидатуре временного управляющего предъявляются дополнительные требования. Это касается управления имуществом должника профессионального участника рынка ценных бумаг: управляющий помимо лицензии должен иметь аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

Информация о работе Наблюдение процесс банкротства