Мотвация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятия линейной, функциональной и линейно-функциональной структуры управления организации.
В связи с поставленной целью в работе будут решаться следующие задачи:
изучить основные понятия организации как системы;
охарактеризовать линейной, функциональной и линейно-функцио

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ............................................................................................. 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА. ................................................ 5
Основные понятия. .............................................................. 5
Признаки системы. .............................................................. 7
2. СТРУКТУРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 10
Понятие структуры. ........................................................... 10
Линейная структура. .......................................................... 11
Функциональная структура. ............................................ 11
Смешанные структуры. .................................................... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .................................................................................. 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ............ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ. ..........................................

Файлы: 1 файл

Система управления организацией.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
 

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ. ............................................................................................. 3

      1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК  СИСТЕМА. ................................................ 5

    1. Основные понятия. .............................................................. 5
    2. Признаки системы. .............................................................. 7

      2. СТРУКТУРЫ СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 10

    1. Понятие структуры. ........................................................... 10
    2. Линейная структура. .......................................................... 11
    3. Функциональная структура. ............................................ 11
    4. Смешанные структуры. .................................................... 12

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .................................................................................. 16

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ............ 18

      ПРИЛОЖЕНИЯ. ................................................................................. 20  
 
 
 
 
 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ 

      Различные литературные источники, оперируя понятиями  «организация производства», «организация деятельности» и т. п., чаще всего раскрывают их как совокупность мероприятий, создающих условия для протекания соответствующего процесса в желаемых рамках. Прилагательное «организационный» допускает трактовку от «принадлежащий организации, фирме» до «устраивающий, создающий, творящий». Истинный же смысл словосочетания «организационный менеджмент» можно раскрыть, обращаясь к основному элементу деятельности менеджера как руководителя предприятия, программы, проекта.

      Приступая к конструированию или совершенствованию  некой экономической системы, менеджер рассматривает различные варианты ее структуры, для каждого из них проводит предварительное планирование процессов и ищет оптимальные условия их осуществления. В совокупности эти аспекты и определяют сущность организационного менеджмента, содержание которого составляют:

  • определение целей системы (в частности, фирмы) и выбор путей их достижения;
  • создание (совершенствование) структуры системы;   .
  • обеспечение возможностей функционирования системы;
  • выбор того варианта, который обеспечит наивысшую экономическую (социальную) эффективность предприятия (программы, проекта).

      Стратегию действий, выбираемую из ряда вариантов и позволяющую достичь целей с наименьшими затратами ресурсов, принято считать оптимальной. Вместе с тем, когда число вариантов бесконечно (а именно так обстоит дело в любой экономической системе, где только число воздействующих факторов может быть сколь угодно большим), говорить о безусловной предпочтительности какого-то одного варианта невозможно. В этом случае вариант, избранный по определенному критерию, признают рациональным или целесообразным. Соотнеся данные положения с деятельностью менеджера, приходим к выводу, что организационный менеджмент следует рассматривать как отыскание приемлемого компромисса между стремлением к максимальной результативности экономической системы и ограничениями на ресурсные возможности, т. е. как целесообразную созидающую деятельность.

      Цель  данной работы  - рассмотреть понятия  линейной, функциональной и линейно-функциональной структуры управления организации.

      В связи с поставленной целью   в работе будут решаться следующие  задачи:

      изучить основные понятия организации как системы;

      охарактеризовать  линейной, функциональной и линейно-функциональной структуры управления организации.

      Теоретической основой  работы являются труды  российских ученых- экономистов, исследующих  данную проблему. При выполнении работы использован  диалектический, табличный и иллюстративный методы, а также методы сравнения, сопоставления.

     В качестве основных источников при написании  работы были использованы  работы А.Н.Мардаса, О.А. Мардаса «Организационный менеджмент»,  Г.Р.Латфулина, А.В.Райченко «Теория организации», Б.Г. Литвак «Разработка  управленческого решения».

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка  литературы. 

 

       1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК  СИСТЕМА 

      1.1. Основные понятия

      В самом общем смысле управление есть целенаправленное воздействие одного объекта на другой. В силу того, что исходная формулировка цели доступна только объекту, наделенному интеллектом, за воздействующим объектом закрепилось название «субъект». Однако само воздействие не обязательно осуществляется человеком. Он может лишь определять цель воздействия.

      Сущность  управления раскрывается при рассмотрении сфер его осуществления. Различают три сферы объективной действительности и соответственно три вида управления:

  • управление в неживой природе;
  • управление в биологических системах (организмах);
  • управление в человеческом обществе (социальное управление).

      Социальное  управление присуще обществу на любых  стадиях развития. Оно обусловлено  единой природой общества, ибо, как  говорил К. Маркс, «всякий непосредственно общественный или совместный труд в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени управления, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма, в отличие от движения его самостоятельных органов»1.

      Процессы  управления, присущие человеческому  обществу, весьма разнообразны. Условно можно выделить:

  • политическое управление;
  • управление государством;
  • управление экономикой и ее составляющими (экономическое управление).

      В процессе управления осуществляется объединение (интеграция) всех сторон и аспектов деятельности организации в единое целое. Исследование процессов такой интеграции как целостного, комплексного и конкретного социального явления и составляет предмет теории управления организацией. Общая теория управления основана на формальной логике, и в связи с этим особое место в ней занимают экономико-математические методы.

      Главным объектом экономического управления является предприятие.

      Управление  производством в литературе определяется как менеджмент — система принципов, методов, средств и форм воздействия субъекта управления на управляемый объект, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

      Таким образом, организационный менеджмент следует понимать прежде всего как  приложение теории управления к руководству  фирмой, дроектом, организацией (экономической  системой).

      Понятия «элемент» и «система» являются фундаментальными в общей теории управления.

      Элемент происходит от латинского «elementarius» и имеет смысл: начальный, простой, простейший, конечный, неделимый, лежащий в основе чего-либо. Впервые понятие «элемент» встречается, по-видимому, у Аристотеля в его работе «Метафизика». Элемент — это относительно самостоятельная часть целого, рассматриваемая на данном уровне анализа как единое неделимое с интегральным поведением, направленным на реализацию присущей этому целому функции.

      Элементу  присущи по меньшей мере три основных атрибута:

  • он выполняет одну или несколько функций;
  • он обладает определенной логикой поведения;
  • он используется в одном или нескольких контекстах.

      Функция указывает на то, «что делает элемент». Логика описывает внутренний алгоритм поведения элемента, т. е. определяет, «как элемент реализует свою функцию». Контекст определяет конкретные условия применения (приложения) элемента в тех или иных условиях, в той или иной среде.

      Понятию же система вообще нельзя дать строгого определения. Его можно лишь описать и в дальнейшем принимать таковым на основе соглашения. Обычно систему трактуют как совокупность элементов, проявляющую свойства, которые не могут быть получены суммированием свойств отдельных элементов.

      Из  этого следует, что для выделения системы требуется наличие:

  • цели, для реализации которой формируется система;
  • объекта, состоящего из множества элементов, связанных в одно целое важными с точки зрения цели признаками;
  • субъекта («наблюдателя»), формирующего систему;
  • характеристик внешней среды по отношению к системе и отражения ее взаимосвязи с системой.

      Наличие субъекта создает неоднозначность, субъективность при выделении существенных системных признаков и вызывает значительные трудности для однозначного выделений системы, т. е. ее универсального определения. 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Признаки системы 

      В настоящее время нет общепринятого  и строгого определения большой  системы. Сформулированы лишь характерные отличительные признаки больших систем, которые позволяют воспринимать это понятие достаточно одинаково. Наиболее важными отличительными признаками большой системы являются:

      1.  Целенаправленность и управляемость  системы, т. е. наличие у нее  общей цели и общего назначения, задаваемых и корректируемых  в системах более высокого уровня или внутри самой системы.

      2.  Обусловленный разделением труда  многоплановый характер задач,  в решении которых участвуют специалисты разных областей. Чтобы обеспечить их целенаправленные действия, и организуется процесс управления системой.

      3.  Сложная иерархическая структура  системы, т. е. определенная  соподчиненность подсистем различных  уровней, предусматривающая сочетание  централизованного управления с автономностью отдельных частей.

      4. Наличие функциональных подсистем.  Формально любая совокупность элементов данной системы вместе со связями между этими элементами может рассматриваться как ее подсистема. Однако выделение подсистемы целесообразно в тех случаях, когда она представляет собой более или менее самостоятельно функционирующую часть системы с определенной целью функционирования.

      5.  Наличие сложных информационных  связей внутри системы (как  между подсистемами, так и внутри каждой подсистемы), материальный, энергетический и информационный обмен с другими системами (внешней средой).

      6.  Свойства адаптации и самоорганизации,  способность выбора целесообразного поведения в условиях случайных и конфликтных ситуаций, воздействия внешних и внутренних возмущающих факторов.

      7.  Многомерность и огромный объем  перерабатываемой информации.

      Таким образом, большие системы выступают, как правило, в виде целостных  человеко-машинных систем с централизованным управлением, целенаправленно функционирующих  и совершенствующихся в условиях возмущающих внешних и внутренних воздействий и конфликтных ситуаций.

      Сущность  менеджмента в большой экономической  системе в общем случае заключается в согласовании действий ее подсистем и элементов и формировании такого их поведения, при котором достигается максимально возможная в данных условиях эффективность решения стоящих перед системой в целом задач.

      Проблема  эффективности является центральной  в управлении большими (сложными) системами. Целью организационного менеджмента  в конечном итоге является достижение высокой эффективности функционирования сложной экономической системы. 

Информация о работе Мотвация