Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:11, курсовая работа
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная, какие мотивы лежат в основе деятельности человека, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, они могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Введение.
1. Понятие мотивации её цели и задачи.
1.1 . Понятие и критерии мотивации.
1.2 . Теории содержания мотивации.
1.3 . Теории процесса мотивации.
2. Исследование мотивации труда на примере организации.
2.1. Недостатки мотиваторов на предприятии.
2.2. Групповая и индивидуальная мотивация.
2.3. Предложения в мотивационном процессе в организации.
Заключение.
Список литературы.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд уязвимых моментов.
Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения.
На
основе систематизации и объединения
в определенную совокупность потребностей,
форм их проявления в поведении человека
и возможных средств удовлетворения потребностей
может быть составлена таблица, показывающая
связь отдельных средств мотивирования
с пирамидой потребностей Маслоу.
Группы потребностей | Форма проявления потребностей | Средства удовлетворения потребностей |
Самовыражение | Стремление к достижению результатов | Предоставление творческой работы |
Признание и самоутверждение | Желание занимать определенное место в коллективе | Присвоение рангов или званий |
Принадлежность и причастность | Стремление к достижению дружеских отношений | Поощрение создания неформальных групп |
Безопасность | Стремление к предотвращению опасных изменений | Создание системы страхования |
Физиологические потребности | Желание регулярно и качественно питаться | Создание легкодоступных систем питания |
Теория ERG.
Теория А. Маслоу, подвергавшаяся критике за недостаточное подтверждение на практике, была модифицирована Клейтоном Альдерфером. В его теории, получившей название «Теории ERG» (от английских слов existence – существование, relatedness – взаимосвязи и growth – рост), выделяются только три категории потребностей:
Модель ERG и теория А. Маслоу имеют несколько схожих черт: обе предусматривают иерархическую структуру потребностей, в обеих утверждается, что индивид продвигается по «лестнице» нужд последовательно, шаг за шагом. Но К. Альдерфер сократил число категорий потребностей до трех и предположил, что продвижение между ними является более сложным, а именно подчиняется принципу «фрустрация – регрессия». В соответствии с ним в случае, если удовлетворить потребность высокого уровня не удается, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Так, работник, которому не удается добиться личностного роста, может вернуться к более низкой социальной потребности и направить все свои усилия на увеличение доходов. Таким образом, модель ERG является не столь жесткой, как иерархия потребностей А. Маслоу: она допускает, что люди могут перемещаться по иерархии не только вверх, но и вниз в зависимости от способности удовлетворять потребности.
Теория
иерархии потребностей объясняет, почему
менеджменту организаций
Опыт
многих руководителей показывает, что
создание «гуманной» рабочей среды,
когда человек может сам подбирать оптимальный
баланс между работой и личной жизнью,
тоже является высокоуровневым фактором
мотивации. Так, в компании Click Action
Inc. из Пало-Альто, штат Калифорния, специализирующейся
на прямом онлайновом маркетинге, менеджеры
создали культуру «умной работы, и уважения
к чужому времени». Результатом стал рост
мотивации и производительности. Во вставке
«Мастера менеджмента» рассказывается
о другой компании, тоже пришедшей к выводу
о том, что у сотрудников должно оставаться
достаточно времени и сил для личной жизни.
Современные работники высоко ценят гибкие
подходы к организации труда, такие как
дистанционная работа, гибкий график,
совмещение обязанностей.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, которая связана с изучением и описанием потребностей достижения, соучастия и властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны принимать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.
Исходя из вышеперечисленных характеристик можно сказать, что члены организации, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Однако при этом им трудно заниматься той работой, у которой нет ясного и ощутимого результата, наступающего достаточно быстро. Они могут с энтузиазмом и все время заниматься решением задачи, но при этом им постоянно нужно получать результат. Важно отметить, что качество результата, а также качество их работы не обязательно являются наивысшими. Люди с такой потребностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими. Совместно полученный результат их устраивает гораздо меньше, чем, если бы они получили этот результат в одиночку.
МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена к характеристике не только отдельных людей, но и отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И, наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.
Считается, что наличие у работников высокой потребности достижения оказывает влияние на их активность и результативность. Поэтому полезно оценивать уровень потребности достижения у членов организации при их продвижении по службе, а также у претендентов на вхождение в организацию. Оценка уровня потребности достижения может быть использована и для приведения характера и содержания работы в соответствие с потребностями достижения работников.
В целях регулирования уровня данной потребности важно проводить обучение членов организации и соответствующим образом организовывать работу. В частности, желательно включать в нее регулярную обратную связь, разбирать примеры успешного достижения целей. Также в связи с тем, что люди с высокой потребностью достижения имеют повышенную самооценку и соответственно не склонны ставить трудные цели, необходимо пытаться корректировать их самооценку.
Стремление к достижению делает людей успешными в решении стоящих перед ними задач. Успешный предприниматель должен иметь высокий уровень потребности достижения. Однако зачастую именно люди с высокой потребностью достижения не достигают высших уровней в управленческой иерархии, так как на этих уровнях требуется принимать более рискованные решения и ставить более высокие цели, чем на это готовы пойти люди с высокой потребностью достижения. Поэтому однозначно можно сказать, что для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью индивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения. Если же человек работает в большой организации, высокая потребность достижения может создавать много проблем и ему, и окружающим его сослуживцам.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения с окружающими, стремятся получить одобрение и поддержку с их стороны, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.
Такие люди предпочитают занимать в организации те позиции и выполнять ту работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии, как со своими коллегами, так и с клиентами. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия, а также предоставляющие им возможность активного взаимодействия с достаточно широким кругом людей. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у подчиненных им сотрудников, чтобы правильно и своевременно вносить коррективы в организацию их работы с учетом возможного изменения у отдельных сотрудников уровня потребности соучастия. Естественно, уровень потребности соучастия должен оцениваться и при приеме человека в организацию.
Потребность
властвовать является третьей крупной
потребностью,
влияние которой на поведение человека
было изучено и описано МакКлелландом.
Данная потребность так же, как и две предыдущие,
является приобретенной, развивается
на основе обучения, жизненного опыта
и проявляется в том, что человек стремится
контролировать ресурсы и процессы, протекающие
в его окружении. Основной направленностью
данной потребности является стремление
контролировать действия людей, оказывать
влияние на их поведение, брать на себя
ответственность за действия и поведение
других людей. Потребность властвования
имеет два полюса: стремление иметь как
можно больше власти, контролировать все
и всех и, в противоположность этому, стремление
полностью отказаться от каких-либо притязаний
на власть, желание полностью избегать
таких ситуаций и действий, которые связаны
с необходимостью выполнения властных
функций.
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. Прежде всего, их привлекает сама возможность командовать другими. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл, так как они концентрируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции в организации, своих возможностях властвовать, своей силе в организации.
Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом очень важно отметить, что они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих целей и работают вместе с коллективом, как над определением целей, так и над их достижением. То есть потребность властвования для этих людей — это не стремление к властному самоутверждению ради удовлетворения своего тщеславия, а стремление к выполнению ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач, что, кстати, также является стремлением к властному самоутверждению.