Мотивация в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая
политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты
управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения
производительности, путей роста творческой инициативы, а так же
стимулирование и мотивация работников.

Оглавление

Введение.......................................................................3
Определение мотивации..........................................................3
Теории мотивации...............................................................4
Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении 9
Способы мотивации.............................................................12
Мотивация в системе повышения квалификации управленческих работников 19
Мотивация как фактор развития совмещения должностей...........................19
Проблематика середины служебной карьеры.......................................21
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий
других стран..................................................................22
Мотивация труда на российских предприятиях....................................23
Заключение....................................................................24
Список литературы........................

Файлы: 1 файл

одержание.docx

— 126.67 Кб (Скачать)

заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что

мы не можем непосредственно  искать удовольствий или избегать огорчений, а

можем лишь искать курс действий, следствием которого явились бы огорчения или

удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так Герцберг

точно определяет те условия, которые  вызывают "страдания" или

"психологический рост".

2.     Кинг утверждает, что  полемика по поводу двухфакторной  теории Герцберга

во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора. По мнению

Кинга, наиболее вероятная версия такова: "Все мотиваторы, вместе взятые,

вносят большой вклад в удовлетворение работой, чем совокупность гигиенических

факторов, а все гигиенические  факторы, вместе взятые, вносят больший  вклад в

неудовлетворенность работой, чем  совокупность мотиваторов".

3.     Наконец, Д. Шваб  и Л. Камингс указывают на то, что доказательства,

применявшиеся для обоснования  предпосылки "удовлетворение ведет  к действию",

не являлись экспериментальными.

Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно

детально рассмотрел теорию "Х" и теорию "У" Макгрегора.

Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на

человека, характерного для теории "Х", а именно:

1.      Средний человек  от природы ленив - он работает  как можно меньше.

2.      Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает

чтобы им руководили.

3.      Он от природы  эгоцентричен, безразличен к потребностям  организации.

4.      Он от природы  противится переменам.

5.      Он доверчив, не  слишком сообразителен - легкая  добыча для шарлатана и

демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике "кнута" (угроза безработицы) и

"пряника" (деньги).

Теория "У" придерживается следующего взгляда на человека:

1.     Люди не являются  от природы пассивными и не  противодействуют целям

организации. Они стали такими в  результате работы в организации.

2.     Мотивация, возможность  развития, способность брать на  себя

ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей

организации - все это есть в  людях, а не вкладывается в них  управлением.

Обязанность управления - помочь людям  осознать и развить в себе эти

человеческие качества.

3.     Важная задача управления  состоит в том, чтобы создать  такие условия в

организации и применять такие  методы работы, чтобы люди могли  достигать своих

собственных целей наилучшим образом  лишь при условии направления  своих усилий

на достижение целей организации.

Если администрация разделяет  взгляды теории "Х", она обращает особое внимание

на методы внешнего контроля, тогда  как при использовании теории "У" особое

значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении.

Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели

компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании

высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени вовлеченности

метод участия работников в принятии решений.

Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного

следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение,

должен придерживаться положений  теории "Х"; такого однозначного соответствия

между поведением и взглядами нет.

Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что

к ним так относятся. "Социолог не отрицает, что поведение людей  в

промышленной организации в  настоящее время примерно такое, каким оно

воспринимается руководством".

     Общий вывод

Противоречия, высказанные разными  авторами в части теоретических и

практических аспектов действующих  ныне мотивационных моделей, отнюдь не

приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания  главным

образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той

или иной модели можно проверить  только путем их апробации на практике с

учетом той среды, где они  будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие

мотивационных моделей на наших  предприятиях будет снижать эффективность

действующих систем управления и социально-экономическую  деятельность трудовых

коллективов.

Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут  приводить как к

положительным, так и отрицательным  социально-экономическим последствиям,

особенно если в организации  действуют неформальные группы.

Для того чтобы устранить негативные последствия мотивации Б. Карлоф

предлагает следующие подходы:

1.     В драматической  форме демонстрировать группе  бесперспективность ее

деятельности.

2.     Показать группе  невозможность достижения поставленных  целей.

3.     Посеять недоверие  между людьми и прежде всего  к их лидеру.

4.     Образовать "раскольнические"  группки, стимулировать перебежчиков,

лучше всего превратить лидера группы в перебежчика.

5.     Объединить чувство  принадлежности к группе с  недовольством, усталостью

и ущербностью.

    

Способы мотивации.

 

Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами

каждая фирма адаптирует под  специфические особенности своего

функционирования. От успешности решения  этого вопроса зависит будут ли

подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные

часы.

В данном разделе я бы хотела проанализировать возможные причины пассивности

работников, а также рассмотреть  несколько, на мой взгляд, эффективных

методов, с помощью которых можно  вызвать энтузиазм и сотрудничество рабочих.

                     1.Причины пассивности работника.                    

Согласно “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы

проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того,

руководство заинтересованно в  том, чтобы сотрудники творчески  и с

воодушевлением относились к своим  обязанностям. Однако в силу ряда факторов,

в том числе таких как степени личной ответственности, отношений с

начальником, и т.д. у работника  может наступить разочарование  в своей

деятельности. Это как правило бывает вызвано следующими причинами:

·         чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного  руководителя;

·         отсутствие психологической и организационной  поддержки;

·         недостаток необходимой информации;

·         чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам

подчиненного;

·         отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов

своего труда;

·         неэффективное  решение руководителем служебных  проблем работника;

·         некорректность оценки работника руководителем;

Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются

чувство гордости, уверенности в  себе, в стабильности своего служебного

положения и возможности дальнейшего  продвижения.

Процесс потери интереса к труду  можно рассмотреть как состоящий  из шести стадий.

     Стадия 1:Растерянность.

Здесь замечаются симптомы стрессового  состояния, которое начинает испытывать

новый работник. Они являются следствием растерянности. Работник перестает

понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он задает

себе вопрос о том связано  ли это с ним самим, с начальником, с работой.

Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко

контактирует с сослуживцами, а  иногда даже пытается справиться с  трудностями

за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить

стресс.

     Стадия 2:Раздражение.

Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают

раздражение работника, связанное  с ощущением собственного бессилия.

Поведение работника приобретает  демонстративные черты. Он подчеркивает свое

недовольство в сочетании с  повышенной производительностью. Тут  он преследует

две цели - зарекомендовать себя с  лучшей стороны,  а так же подчеркнуть  на

своем фоне бездеятельность руководства.

     Стадия 3:Подсознательные надежды.

Вскоре подчиненный перестает  сомневаться в том, кто виноват  в возникших у

него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого

можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.

Это выражается в утаивании служебной  информации, необходимой для решения

задач данного подразделения. Подчиненный  начинает избегать начальника.

Производительность и качество труда остаются в норме.

     Стадия 4:Разочарование.

На этой стадии восстановить подорванный  интерес к работе гораздо труднее.

Производительность труда снижается  до минимально допустимой. Но на этой

стадии работник еще не потерял  последней надежды.

Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает, что если будет

“вести себя плохо”, начальник  обратит на него внимание. В этот период

страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны

подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со

стороны других сотрудников.

     Стадия 5:Потеря готовности к сотрудничеству.

Симптомом этой стадии является подчеркивание  работником границы своих

обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе

пренебрегать работой, а то и  вымещать дурное расположение духа на коллегах,

находя удовлетворение в унижении других.

Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе,  а попытка

сохранить самоуважение.

     Стадия 6:Заключительная.

Окончательно разочаровавшись  в своей работе, сотрудник перейдет на другое

место, либо будет относиться к  работе как к каторге. Один такой  работник

может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу

скрытого чувства недовольства всего коллектива.

2.Мотивирующие факторы, принципы  воздействия на мотивацию людей.

Получение нового места работы, а  так же изменение привычных условий

деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с

лучшей стороны. Не получив возможности  почувствовать себя необходимым,

самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он

разочаровывается в своей работе.

При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно

дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной

эффективностью. Руководитель так  же обязан понимать что тут существует и

моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем  новую :

Какой должна быть идеальная для  подчиненных работа?

Отвечая на этот вопрос не следует  стремится к чрезмерной специфичности и

оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях  каждого

удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению

интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у  руководителя

есть шанс получить согласие максимального  количества своих подчиненных. Итак,

идеальная работа должна:

-иметь целостность, т.е. приводить  к определенному результату.

-оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненой.

-давать возможность служащему  принимать решения, необходимые  для ее

выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах).Либо, как

вариант,  - групповая автономия.

-обеспечивать обратную связь  с работником, оцениваться в зависимости  от

эффективности его труда.

-приносить справедливое с точки  зрения работника вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает

внутреннее удовлетворение. Это  очень мощный мотивационный фактор, т.к.

стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения

потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.

На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с

точки зрения мотивации  Хекмана и Олдхэма:

    

 
 


 

    

 
 


 

Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и

определим, что они значат и как  влияют на “психологическое состояние”,

которое определяет отношение людей  к работе.

     Разнообразие умений и навыков.

Этот термин характеризует степень,  в которой работа требует разнообразных

действий при ее выполнении и  которая предусматривает использование различных

навыков и талантов персонала.

Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же

хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно,

Информация о работе Мотивация в системе управления