Мотивация деятельности в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Общая характеристика мотивации. Содержание теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Файлы: 1 файл

осн.часть.doc

— 781.50 Кб (Скачать)

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».

«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни  имеет место комбинация различных стилей управления.

Эти теории оказали сильное влияние  на развитие управленческой теории в  целом. Ссылки на них сегодня можно  встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных. [24, 176]

Теории МакГрегора были разработаны  применительно к отдельно взятому  человеку. Дальнейшее совершенствование  подходов к управлению было связано  с тем развитием организации  как системы открытого типа, а  также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем. [8, 183]

 

3.5. Применение теорий  мотивации на практике

 

Мотивация как одно из средств эффективного управления изучается довольно давно, и за это время было разработано много теорий, самые популярные из которых были описаны ранее. Большинство компаний в управлении персоналом придерживаются одной из этих теорий, либо сочетают элементы нескольких из них, или даже всех. [26, 324]

На Западе существует множество  теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. МакКлелланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.

Люди, у которых преобладает  потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности  в причастности характерна для людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Известный ученый в области лидерства Д. Мак-Грегор, выделяя два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «Теорию Х» и «Теорию У».

«Теория Х» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

«Теория У» основана на демократических принципах делегирования полномочий, обогащения содержания работы, улучшения взаимоотношений, признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность психологических потребностей и ожиданий. Демократический руководитель считает, что работа человека, естественное состояние, и «внешний» контроль не главное и не единственное средство воздействия, работник может осуществлять самоконтроль, стремиться к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности. [27, 312]

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных организаций стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать удовлетворить ему важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономически, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

В нашем обществе физиологические  потребности и потребность в  безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие  слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней.

Нужно внимательно наблюдать за подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. [16, 214]

Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Они только предотвратят возникновение чувства неудовлетворенности работой. Реально же сам труд является фактором мотивации. Для того, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических (утилитарных, материальных), но и мотивирующих (моральных, социальных, психологических) факторов. Поэтому теоретикам и практикам казалось логичным, что изменение характера труда в целях повышения соответствующей внутренней заинтересованности, должно усилить мотивацию и повысить производительность. Многие организации пытаются реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда, перестраивая работу и расширяя ее так, чтобы она приносила больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. Ему дают почувствовать сложность и значимость поручаемого дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что он выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. [1, 253]

Теория ожидания в практике управления. Руководителям, которые стремятся усилить мотивацию рабочей силы, теория ожиданий представляет для этого различные возможности. То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели организации.

Руководство организации должно сформулировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушать им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, что ожидает от них руководство. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, тоже будет высокой. Если же его ожидания не слишком высоки, то производительность скорее всего будет низкой.

Следует помнить, что работники  смогут достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированные им полномочия и их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставленной задачи. [24, 167]

Использование на практике теории справедливости. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует такая разница: например, что более высокооплачиваемый коллега обладает большим опытом или несет на себе большую ответственность. Но ни в коем случае не нужно скрывать, кто и сколько получает – это лишь вызовет лишнее подозрение. [23, 182]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной науке мотивации  отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить теорию потребностей Абрахама Маслоу, теорию ожиданий Виктора Врума, теорию X и Y Дугласа Мак-Грегора, теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании. [24, 268]

Рассмотрев основные теории мотивации, можно сделать вывод, что ни одна из теорий не является абсолютной, но все они наполнены интересными идеями. И это естественно, т.к. они создавались в разное время, их авторы имели определенные задачи, часто не имеющей ничего общего с задачей создания единой, всеобъемлющей концепции мотивации.

Все рассмотренные теории не снабжены механизмом входа в ситуацию, т.е. в них не заложен четкий научный  метод определения, применима ли данная концепция в данной ситуации. [18, 307]

Мотивация персонала на основе потребностей личности - очень тонкая и сложная  работа, требующего от руководителя большого объема соответствующих знаний и  навыков. [5, 162]

Сложная, творческая задача менеджера  состоит в детальном изучении потребностей, ценностей, интересов, приоритетов своих подчиненных, и в формировании на их основе из известных методов активизации деятельности персонала собственной стратегии в данной области. При этом никто не ограничивает менеджера в творческой разработке новых методов, исходя из ресурсов организации и потребностей сотрудников. [10, 215]

Для правильной мотивации работников руководитель должен иметь четкое представление  о различных категориях потребностей и их взаимосвязи. Кроме этого, необходимо тщательное изучение конкретных людей с целью выявления их личных потребностей, а также персональных  приоритетов. При этом необходимо учитывать индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей, специфику менталитета, культуры, особенности конкретной страны и социальной группы. [14, 238]

Итак, в первую очередь, следует  определить, что хочет получить от работы тот или иной человек. Это  может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям.

Следующим шагом должно быть определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль.

Другим фактором, безусловно оказывающим  влияние на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких обстоятельствах нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Однако если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда.

В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившимся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия. [10, 221]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Армстонг Майк. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Серия «Учебник и учебные пособия» Ростов на Дону: «Феникс», 1998.
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Большаков А.С. Менеджмент: Стратегия успеха. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002. – 224 с.
  4. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИП «Экоперспектива», 1999.
  5. Вершигора С.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М. - ИНФРА-М, 1999.
  6. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
  7. Герчикова И. Менеджмент.: Учебное пособие – «Банки и биржи» ЮНИТИ, 1996.
  8. Глухов В. Основы менеджмента: Учебное пособие – Санкт-Петербург. 1995.
  9. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.: ил.
  10. Кабушкин Н. Основы менеджмента: Учебник. Минск. 1998.
  11. Казанцев А.К., Подлесских В.И., Серова А.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО. 1999. – 384 с.
  13. Коротков Э. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М. «ДЕКА» 1998.
  14. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. – СПб.: Издат. ОЛБИС, 1998.
  15. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент.: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998.
  16. Менеджмент организации: учебное пособие / под рук. Румянцевой З. – М.: ИНФРА-М. 1998.
  17. Менеджмент: Учебник / под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
  18. Менеджмент: Учебник для вузов. / под ред. Максимцева М.М. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1998.
  19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М. Дело, 1992.
  20. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 252 с.
  21. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. / Авт.состав Н.Я. Сацков. – Д.: - СТАЛКЕР, 1998.
  22. Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. – М.: Издат.дом «Дашков и К», 1999.
  23. Тидор С. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997.
  24. Уткин Э. Управление фирмой. – М. «Акалис», 1997.
  25. Фатхутдинов Р. Понятийный аппарат по менеджменту. – М. «Бизнес школа Интел-Синтез», 1999.
  26. Фатхутдинов Р. Система менеджмента: учебно-практическое пособие. М. «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997.
  27. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте