Мотивации труда персонала на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается вопрос мотивации труда персонала на производстве -один из острых вопросов встающих перед руководителем как крупных предприятий, заводов, фабрик, так и каких-либо отделов и подразделений. Руководитель , ориентированный на результат, действует не на основе своих предположений и слухов. Он не считает себя прирожденным знатоком человеческих душ и снова и снова изучает факторы поведения людей, весьма многопланового и во многих случаях необъяснимого.

Оглавление

Введение ........................................................................... 1


1. Основные теории мотивации ............................ 2

1.1 Двухфакторная теория мотивации Герцберга ..... 2

1.2 Иерархия потребностей ( Маслоу ) ........................ 3

1.3 Теория ожиданий ( Врум, Портер, Лоулер ) .......... 4

1.4 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы……….. 4

Экономическая мотивация…………………………………………….. 5
Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на
мотивацию ........................................……………………………………………….. 6
1.7 Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе ..........……………………………………………………….. 7


2.Современные факторы мотивации ................................................................. 9

2.1 Управление продвижением по службе………………………….. 10

2.2 Повышение качества трудовой жизни………………………... 11


Заключение ..................................................................……. 16


Список использованной литературы .......................……… 17

Файлы: 1 файл

up_1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

         Литвинов выделил два типа мотивации.  Один тип проявляется у руководителей, находящихся на таких должностях, которые требуют усердия и предприимчивости, другой - при должностях, требующих координации и интеграции.

         Макклеланд занимался изучением мотивации бизнесменов и пришел к выводу, что для работников, имеющих потребность в достижении цели, типичным является следующее:

  • им нравятся ситуации, в которых возможно взять на себя ответственность за нахождение решения проблемы.  Их не интересуют ситуации, в которых можно добиваться успеха благодаря случайностям, они хотят сами влиять на конечный результат;
  • однако они не хотят идти на слишком большой риск, а ставят себе умеренные цели, где риск просчитан и предсказуем;
  • имеющие потребность в достижении цели хотят конкретной обратной связи, насколько хорошо они

          справляются с заданием.  Может быть, поэтому имеющие потребность в достижении цели великолепно чувствуют себя в деловой жизни, поскольку она постоянно создает ситуации, где ценится успех.  Макклеланд отмечает, что для имеющих потребность в достижении цели предпринимателей деньги сами по себе редко значат очень многое.  Однако они важны как показатель успеха.

         С точки зрения сохранения мотивации важно знать результаты исследования Эдгара Шейна, которые показывают наличие в мотивации к работе  5 - 7 -летних отрезков времени.  Если содержание работы не меняется полностью или значительно, то мотивация явно снижается через  5 лет. /6. Стр.11/

         Для предполагаемый структуры мотивации на предприятии  предлагается оптимальная схема  организации управления производством. Рис.1.2 
 
 
 
 
 
 

2.  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ И МОТИВАЦИЮ.

                    

         Цели собственного развития - убедиться в том, что руководители всех звеньев имеют качества, необходимые в ориентированном на результат трудовом коллективе, и мотивацию для деятельности в качестве эффективного руководителя.  Назначение сказанного - особенно подчеркнуть значение мотивации эффективного руководителя.  Желание руководить нужно, сохранить тем или иным способом в течение ряда лет,  пока ты занимаешь руководящие должности.  Практические меры по собственному развитию как руководителя в значительной степени увязаны с этапом служебной карьеры данного человека.  Отмечено как факт, что человек в течение своей трудовой деятельности проходит различные этапы.  По многим причинам критический этап приходится на середину карьеры.

         В Массачусетском технологическом институте осуществлен довольно обширный исследовательский проект, связанный с планированием служебной карьеры.  Эта работа была начата в связи с таким наблюдением: часть инженеров потеряла интерес к технике и вместо этого увлеклась проблемами человеческого поведения.  Вторая группа инженеров полностью потеряла мотивацию к работе и обратила свою активность на семью, и увлечения.  Таким образом, число инженеров, интересовавшихся  техникой,  постоянно  сокращалось.

         Исследованием было охвачено свыше  3 тысяч человек, работавших на разных уровнях и в разных должностях.  На основе исследования, было выделено   пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, а именно:

         1.  Многообразие предъявляемых работой требований к мастерству  (самовыражение).  На практике речь идет о том, насколько люди могут использовать на работе   свои сильные качества, о соответствии требований, предъявляемых работой, и уровня своего мастерства.

         2.  Ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой  (работа как она есть). Если первое место можно считать структурным фактором, то отождествление представляется активизирующим фактором.

         3.  Представление о значении задачи для организации  (ценность, статус). Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности  центральный  фактор  мотивации.

        4. Обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой.  Необходимо отметить, что мнение о работе других     само по себе увеличивает мотивацию, в то время как   “ ничего - не - говорение ”  снижает чувство удовлетворенности.

          5. Самодеятельность.   Возможность работать самостоятельно, сбалансированность власти и ответственности является пятым фактором, влияющим на удовлетворенность работой.  То же самое можно выразить и другими словами:  самодисциплина - это цена свободы.   Обычно  люди  готовы  заплатить  эту  цену.

         Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности.  Решающим моментом является длительность   выполнения   человеком   одной    и   той  же,  не  меняющейся   по  содержанию   работы.

         Во время первого года работы в определенной должности  (будь то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами.  Самостоятельность не интересует.  В интервале между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором мотивации.  Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет.  Работник находится       “ в расцвете сил”  после двух-трех лет работы на одном месте.

         После  пяти  лет  работы  на  одном  и  том  же  месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения  в  работе  существенно  снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой,  мотивация рождается из эгоистических мотиваторов,  как-то: путешествия, представительские мероприятия,  хобби в рабочее время.  /11. Стр.3/

         Важнейшими факторами для поддержания мотивации  являются  следующие:

         1.  Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет.  Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными.  Также необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной иерархии  на  каких-то  этапах  служебной  карьеры.

         2.  Обогащение содержания работы и расширение ее рамок  (оказывают влияние до 5-летнего срока).

         3.  Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм  (проектная, матричная организация).

         4.  Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.

         5.  Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия. /8.стр.33/ 
 

  2.1. Управление продвижением  по службе

  В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х годов многие компании и консультационные фирмы разработали программы по управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с точки зрения организации, образом. Программы управления продвижением по службе помогают организациям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить свои способности.

  Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по различным должностям, способствующую развитию, как организации, так и личности». Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является большая преданность интересам организации, повышение мотивации производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников.

  Женщины — резерв управленческих кадров. Многие организации создали программы по подготовке руководящих кадров и продвижению их по службе, нацеленные на привлечение женщин в качестве источника пополнения управленческих кадров. Как говорит профессор Уэнделл Френч, «основные причины непропорционального представительства женщин среди руководителей имеют глубокие корни в культуре и выражаются, в целом ряде предрассудков, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам». К таким предрассудкам относятся, например, следующие предположения: 1) женщины, выходя замуж, покидают работу; 2) женщины не будут работать, пока у них маленькие дети; 3) женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попадают, то мужчины начинают ощущать неудобства; 4) женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации; 5) женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья имеют аналогичную или лучшую работу.

  В большей своей части приведенные  заявления основаны на старых предрассудках и дезинформации мужчин. Последние исследования прямо отвергают их или ставят под вопрос. Исследование, проведенное среди мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли, не показало значительного различия в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения . Еще одно исследование, охватившее 1000 руководителей-мужчин и 1000 руководителей-женщин, показало, что в принципе нет никаких особых различий в том, как они руководят. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.

  Некоторые из программ, направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и повышение  эффективности их работы, предусматривают: 1) развитие должного понимания специфики поведения лиц обоего пола на рабочем месте; 2) оказание помощи женщинам в осознании некоторых психологических и социально-этических барьеров на пути к исполнению руководящих ролей; 3) обучение прямому и твердому стилю общения с мужчинами и женщинами; 4) обучение методам создания «сети поддержки» и развития основы власти в организации; 5) участие в традиционных программах подготовки административно-управленческих кадров./9. Стр.165/ 

  2.2 ПОвышение КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

  2.2.1 Удовлетворение работника  своим трудом

  Одна  из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Дж.Р.Хекман и Дж.Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации».

  Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

  1. Работа должна быть интересной.

  2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.

  3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.

  4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.

  5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.

  6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

  7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

  Качество  трудовой жизни можно повысить, изменив  любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопроса руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации. /10. Стр. 82/ 

  2.2.2Совершенствование  организации труда

  Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.

Информация о работе Мотивации труда персонала на производстве