Модернизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:29, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование экономической системы России с точки зрения инноваций.
Основные задачи: определить необходимость модернизации Российской экономики с точки зрения инноваций, выявить приоритеты инновационного развития, определить мою роль в этом процессе.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Сущность модернизации Российской экономики с точки зрения инноваций 4
2. Необходимость модернизации экономической системы России с точки зрения инноваций 6
3. Мое место в модернизации экономической системы России 11
Заключение 13
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Модернизация.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     В последние годы особое значение для  повышения эффективности производства приобретают нетехнологические – организационные и маркетинговые – инновации.

     Но  в практике отечественных предприятий они еще не заняли должного места, что также ограничивает рост общего уровня инновационной активности.

     Организационные нововведения выражаются во внедрении  современных методов корпоративного управления как общепризнанного фактора конкурентоспособности, совершенствовании действующих и применении новых механизмов и форм организации производства и труда. Как правило, они связаны с модернизацией стратегий компаний – выходом на новые рынки, слияниями и поглощениями, внедрением международных стандартов в системах менеджмента качества и сертификации продукции. Уровень активности российских предприятий здесь очень низок: в 2006 г. изменения в системе организации и управления осуществляли всего 857 организаций. Наиболее успешными и в этом случае оказались высокотехнологичные сектора, где соответствующие индикаторы в шесть раз выше, чем в низкотехнологичных (производство аппаратуры для радио, телевидения и связи – 15.9%, офисного оборудования – 12.9, летательных аппаратов – 12.7%). Отечественные компании чаще всего практикуют внедрение систем контроля качества и сертификации продукции, подготовки персонала, управления на основе информационных технологий. Однако фактически не получили распространения такие актуальные новации, как разработка корпоративной стратегии (2% предприятий), создание современных систем логистики (около 1% предприятий).

     Успешная  реализация инновационных проектов во многом зависит от того, насколько отчетливо руководство предприятий представляет основные тенденции рынка – объем, динамику, конкурентов, эффективные рекламные технологии и т.д. Для этого во всем мире активно развиваются маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличение масштабов производства и рынков сбыта. В России долгое время роль маркетинга в корпоративном управлении игнорировалась. Многим предприятиям так и не удалось накопить сколь-либо значимый опыт в данной области. Это обстоятельство в совокупности с недостатком квалифицированного персонала еще больше тормозит инновационный процесс. Лишь в последние годы российские компании начали осознавать значимость не столько отдельных форм и инструментов маркетинга, сколько его реализации как целостной концепции управления бизнесом.

     В 2006 г. маркетинговыми инновациями занимались 615 организаций промышленности (2.3%). В высокотехнологичных секторах значения данного показателя более чем втрое превосходят среднюю по России величину. В группе низкотехнологичных отраслей, где средний уровень маркетинговой активности не превышает 2.2%, выделяется производство табачных изделий (8.3%), что объясняется острой конкуренцией на отечественном табачном рынке. Крайне пассивную позицию занимают добывающие компании (0.7%). Сохраняющийся высокий спрос на их продукцию не стимулирует предприятия реализовывать новые маркетинговые стратегии. В сфере услуг такие инновации осуществляют 2.4% фирм, причем более половины их них – предприятия связи. Парадоксально, но маркетинговые исследования не слишком популярны на предприятиях, производящих новую либо усовершенствованную продукцию. В 2000–2004 гг. потенциальные рынки сбыта изучали примерно 20% таких организаций, а в 2005–2006 гг. – только 14%.

     Крайне  острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы, – нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требуют кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях. Проблема обостряется несовершенством профессионального образования, несоответствием уровня подготовки выпускников требованиям инновационной экономики. На этом фоне особую значимость приобретает организация специальной системы подготовки кадров на самих предприятиях.

     Экономика нуждается в различных типах инноваций, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Они воздействуют не только на расширение рынков сбыта, но и на улучшение ассортимента продукции, повышение ее качества. В России на долю продуктовых инноваций приходится менее половины затрат на технологические инновации в промышленности. По этому показателю выгодно отличаются высокотехнологичные и среднетехнологичные отрасли высокого уровня. Почти 53% инновационной продукции в России основаны на процессных инновациях, которые обеспечивают усовершенствование уже выпускаемой продукции и характеризуются низким уровнем новизны. Их результаты проявляются обычно в наращивании производственных мощностей, что отмечается примерно на каждом пятом предприятии.

     Вследствие  недостаточной конкурентоспособности  отечественных товаров инновационные предприятия ориентированы преимущественно на максимальное удовлетворение спроса российских потребителей. Как показывают статистические обследования, удельный вес предприятий, для которых расширение рынков сбыта внутри страны является наиболее важным результатом инновационной деятельности, составляет 24.2%, а рынков в странах СНГ – 7.0%, в странах дальнего зарубежья – чуть более 1%. Только 10–14% компаний считают основным итогом инновационной деятельности экономию материальных и энергозатрат, повышение гибкости производства и др. Лишь 14% предприятий отмечают, что серьезное расширение рынков сбыта стало результатом маркетинговых инноваций.

3. Мое место в модернизации экономической системы России

     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:

     -продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов.

     - процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу   новизны   для   рынка  инновации делятся на:

     - новые для отрасли в мире;

     - новые для отрасли в стране;

     - новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

     - инновации на входе предприятия  (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

     -  инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

     -инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

     -  радикальные (базовые);

     -  улучшающие;

     -  модификационные (частные).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

     - технологические;

     - производственные;

     - экономические;

     - торговые;

     - социальные;

     - в области управления.

     Таким образом, инновации связаны не только с разработками «ноу-хау» в производстве, но и в управленческой деятельности. Так как, в настоящее время важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала страны является обеспечение качества управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому свою роль я вижу в том, что мне в дальнейшем необходимо будет не только разрабатывать новые виды управления компанией, планирования, но и внедрение новых технологий в этом направлении.

     Для выполнения всех этих задач, мне необходимо качественное образование, навыки, которые  я впоследствии смогу применить  в своей профессиональной деятельности для эффективного управления на предприятии. Особенно это важно в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, механизм функционирования которой резко усиливает глобальную мировую конкуренцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Тема инновационного развития России сегодня сверхактуальна. Об этом шла речь на круглом столе «Инновации в экономике регионов. Опыт, проблемы, решения», который прошел в Кузбассе. За круглым столом собрались представители Министерства регионального развития, «Внешэкономбанка», Института современного развития, фонда «СУЭК-регионам», руководители администрации Кемеровской области, казанского технопарка «IT-парк», руководители и резиденты Кузбасского технопарка, международной информационной группы «Интерфакс».

     Следует отметить, что круглые столы, посвященные  различным аспектам инновационной  политики, проводятся организаторами, в том числе и в Кузбассе, уже три года. Они позволяют  участникам не только обсуждать актуальные проблемы инновационного развития экономики, но и корректировать его вектор.

     «У  каждого региона существует свой определенный опыт, свои элементы, свои решения, которые естественным опытом включаются в общую палитру инновационного опыта, — считает заместитель  генерального директора Международной  информационной Группы «Интерфакс» Николай Касьянов. — Опыт Кузбасса должен быть использован в связи с тем, что редко где в России, разве что в нефтяных регионах, можно встретить такую концентрацию производства. Думаю, регион, с точки зрения методики внедрения инновационных процессов, является модельным для других регионов России».

     Инновационность Кузбасса не только в том, что здесь  реализуется много проектов. Это  именно та территория, где отмечен  инновационный управленческий подход к решению региональных задач.

     «Цель региональной инновационной политики — модернизировать существующую технологическую платформу экономики, — считает заместитель губернатора  Кемеровской области по экономике  и региональному развитию Дмитрий  Исламов. — Сейчас в Кузбассе разработаны и реализуются 17 комплексных планов модернизации моногородов. В каждом КИПе предусмотрен к реализации ряд инновационных проектов технопарка».

     Как отметил начальник управления по инвестиционному консультированию и экспертизе проектов моногородов  департамента региональной политики ВЭБ Илья Кривогов, в 2010 году Кузбасс получил на модернизацию моногородов около 3 млрд. руб. По мнению Кривогова, в регионе применяется инновационный подход в развитии муниципалитетов: деньги направлены на старт новых проектов в моногородах, в первую очередь, в секторах, не связанных с градообразующей деятельностью. Пилотные проекты, которые опробованы в трех первых моногородах, администрация региона запускает сейчас и в других территориях, не дожидаясь федеральных денег. И это привлекает внимание инвесторов.

     Активизация соответствующей законодательной и организационной деятельности в большом числе министерств и ведомств, а также в Администрации Президента Российской Федерации, высших законодательных органах власти говорит о начале формирования общенациональной по содержанию инновационной политики. Однако эта позитивная тенденция действует в ограниченных рамках. Новые цели инновационной политики, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенные сроки.

     Но, в целом, можно сказать, что экономика  России встала на путь инновационного развития и другого пути у нас  нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный доклад.– М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. – 168 с.
  2. Савенкова Е.В. Экономические методы приоритетного развития  инвестиционного предпринимательства// Е.В. Савенкова., М: 2004, 113с.
  3. Журнал «Эксперт» , электронный ресурс, URL: http://expert.ru/expert
  4. Международный центр финансово-экономического развития, электронный ресурс, URL: http://www.mcfr.ru

Информация о работе Модернизация экономики