Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:19, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения с точки зрения различных подходов к объяснению этого процесса, дать сравнительную характеристику методов этих подходов.
В соответствии с поставленной целью определенны следующие научные задачи:
- раскрыть сущность, содержание и структуру управленческого решения в менеджменте;
- изучить и обобщить имеющиеся методические подходы к процессу принятия управленческого решения;
- выявить основные проблемы принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. СТАДИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ...4
1.1 Процесс принятия управленческого решения……………………4
1.2 Классификация и стадии управленческих решений…………….11
ГЛАВА II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ……...........19
2.1 Основные подходы принятия решений…………………………..19
2.2 Модели и методы принятия управленческих решений………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………
При использовании правила оптимизации математических ожиданий, высчитываются математические ожидания для доходов или потерь и затем выбирается оптимальный вариант.
Так как значения вероятностей со временем изменяются, при применении правил второго типа обычно используется проверка правил на чувствительность к изменениям вероятностей исходов.
Кроме того, для определения отношения к риску используется понятие полезности. То есть для каждого возможного исхода кроме вероятности рассчитывается полезность данного исхода, которая также учитывается при принятии решений.
Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:
- платежная матрица;
- дерево решений;
- методы прогнозирования.
Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.
В целом платежная матрица полезна, когда:
1. Имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.
2. То, что может случиться, с полной определенностью не известно.
3. Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.
Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности.
Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения -основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта - это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности.
Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.
Дерево решений - метод науки управления - схематичное пред-ставление проблемы принятия решений - используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.
Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений.
Методы прогнозирования. Прогнозирование - метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.
Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования. Методы прогнозирования включают в себя:
- неформальные методы;
- количественные методы;
- качественные методы.
Неформальные методы включают в себя следующие виды информации:
Вербальная информация - это наиболее часто используемая информация для анализа внешней среды. Сюда относят информацию из радио- и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация очень легко доступна, затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Однако она очень изменчива и нередко неточна.
Письменная информация - это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация.
Промышленный шпионаж.
Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций. К количественным методам относятся:
Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика.
Причинно-следственное (казуальное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование - прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики.
Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существует 4 наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:
1. Мнение жюри - соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность данного метода -“мозговой штурм” .
2. Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности.
3. Модель ожидания потребителя - прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.
4. Метод экспертных оценок. Он представляет собой процедуру, позволяющую группу экспертов приходить к согласию. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Причем все опросники анонимны, как и анонимны сами эксперты, то есть эксперты не знают, кто еще входит в группу.
Заключение.
Вышеприведенный анализ позволил прейти к некоторым выводам:
Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на решение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Выбор решения должен основываться на особенностях проблемной ситуации.
В зависимости от подхода к процессу принятия решений выделяются технологии этого процесса. Однако все они выделяют три основных этапа: определение проблемы, выработка решения, выполнение решения. Любая технология характеризуется наличием прямых и обратных связей между этапами. Процесс не будет завершенным и не сработает технология, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
Вся ответственность за принятое решение возлагается на руководителя, управленца. Решение может приниматься на различных уровнях управления, руководитель может непосредственно осуществлять выбор альтернативы, а может и возглавлять коллектив руководителей по выработке и принятию решений. Во втором случае часто возникают проблемы координации политики влиятельных членов этого коллектива, согласования противоречивых интересов. В настоящее время нет практичных, конструктивных методов или технологий принятия групповых решений или решений в условиях противодействия при многих активных участниках. Далеки от своего удовлетворительного решения многие относительно более простые проблемы принятия индивидуальных решений. Так, процессы, протекающие в административном аппарате, гораздо сложнее тех, для которых уже разработаны аналитические подходы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Однако рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.
Огромную роль играет и имеет основное значение работа консультанта-аналитика. Реальность требует от него сочетания многих качеств: искусства анализа ситуаций, глубоких профессиональных знаний, приемов и методов принятия решений, умения представления рекомендаций, профессиональных навыков в работе с людьми.
На наш взгляд в предстоящие десятилетия многие поведенческие науки, безусловно, сделают шаг вперед. Тогда появится возможность строить намного более эффективные технологии принятия решения. Но уже сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главными участниками которой являются руководитель и аналитики. Именно человеческие, а не математические или машинные аспекты являются основными в процессе принятия решений. Именно на этих аспектах следует основывать в дальнейшем критерии проверки практической ценности технологий и методов принятия решений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Акулов В., Рудаков М., Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента, // Международный журнал (Проблемы теории и практики управления), 1999-№3.
2. Вейл П., «Искусство менеджмента», М.: Юрист, 1998, 362с.
3. Венеделин А.Г., Подготвка и принятие управленческого решения: Ме-тодологический аспект, А.Г.Венделин., М.: Экономика, 1997, 150с.
4. Виханский О. С., Наумов А.И., Менеджмент, М.: «Гардарика», 1996, 473с.
5. Гвишиани Д.М., Организация и управление, Изд. 3-е, перераб., М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998г, 274с.
6. Голубков Е.П., Технология принятия управленческих решений, М.: ДИС, 2005, 483с.
7. Драчева Е.Л., Л.И. Юликов, Менеджмент, 2-е изд., стер., М.: Изда-тельский центр «Академия»: Мастерство, 2002, 382с.
8. Карпов А.В., Психология принятия управленческих решений, Под. ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. В.Д. Шадрикова, М.: Юристъ, 1998г, 642с.
9. Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е., Менеджмент, М., 1993, 483с.
10. Ладанов И.Д., «Практический менеджмент», М., 1995, 531с.
11. Ларионов О.И., Теория и методы принятия решений, М., Лотос, 2000, 295 с.
12. Ларичев О.И., Наука и искусство принятия решений, М.: «Наука», 2000, 529с.
13. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения, М.: Дело, 2003, 489с.
14. Лютенс Ф., Организационное поведение, пер. с англ. 7-го изд., М.: ИНФРА-М, 1999, 472с.
15. Международный менеджмент, под ред. Пивоварова С.Э., Баркана Д.И., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И., СПб: издательство "Питер", 2000, 624с.
16. Менеджмент: теория и практика в России, под ред. Поршнева А.Г., Разу М.Л., Тихомировой А.В., М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2003, 635с.
17. Мескон М., М.Альберт, Ф.Хедоури, «Основы менеджмента», М. «Дело», 1999г, 749с.
18. Нестеров В.П., Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений, BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией, 2003, 538с.
19. Нортког, Рустомжи М.К., Искусство управления, СПб.: Лениздат, 1996, 482с.
20. Огарков А.А., Управление организацией, М.: Эксмо, 2006, 736с.
21. Планкетт Л., Хейл Г., Выработка и принятие управленческих решений, сокр. пер. англ., М.: Экономика, 1996г, 531с.
22. Ременников В.В., Разработка управленческого решения, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 639с.
23. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях, под общ. ред. ак. Емельянова A . M . -М.: Экономика, 1995, 742с.
24. Смирнов Э.А., Разработка управленческих решений, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 395с.
25. Старобинский Э.Е., Как управлять персоналом, изадние 4-е, перераб. и доп., М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998, 368 с.
26. Фасхутдинов Р.А., Разработка управленческого решения, М., 1997, 495с.
27. Цыгичко В.Н., Руководителю о принятии решений, М.: Инфра-М, 1996, 694с.
28. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р., Организационное поведение, СПб.: Питер, 2006, 593с.
29. Galotti K.M., Cognitive Psychology in and out of the Laboratory., N.Y.: Brooks/ Cole, 1999, 385.
30. Plous S., The Psychology of Judgment and Decision Making., New York : McGRAW-HTLL, Inc. 1999, 953.
31. Berger D. Critical Thinking, Paper presented at Loma Linda Medical Center , Available from author at Claremont Graduate School , Claremont , CA. 1997, 396.
32. Bruner J.S. & Postman L. J, On the Perception of Incongruity: A Paradigm, Journal of Personality, 18, 1949. PP. 206 - 223.
33. Cooper W.H. Ubiquitous Halo, Psychological Bulletin, 90,1997. PP. 218 -244.
34. Feldman J.M., A note on the Statistical Correction of Halo Error, Journal of Applied Psychology, 71,1986. PP. 173 -176.
35. Smedslund J., The Concept of Correlation in Adults. Scandinavian Journal of Psychology, 44,1993. PP. 165 -173.
36. Tversky A., Kahneman D., The Framing of Decisions and the Psychology of Choice, Science, 211,1981. PP. 453 -458.
[1] 1. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент, М.: «Гардарика», 1999,-263с; 2. Евланов Л.Г., Теория и практика принятия решений, М.: «Экономика», 1998, - 159с; 3. Ларичев О.И., Наука и искусство принятия решений, М.: «Наука», 1989,- 538с; 4. Сиднев С., Принятие решений в условиях неопределенности, // Бизнес-информ, 1996, - 385с; 5. Макаров С.Ф. Менеджер за работой, М.,"Молодая гвардия", 1997, -284с; 6. Шипунов В.Г. Оновы управленческой деятельности, М.: «Высшая школа», 2000, 492с; 7. Мескон М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури, Основы менеджмента, М.: «Дело», 1997, 264с.
[2]Вудро Вильсон, Изучение публичного управления, 1887;
[3] Леонард Уайт, Введение в изучение государственного управления, 1926;
[4] Герберт Саймон, Новая наука управленческих решений, 1960.
[5] Роберт Алан Даль, Чарльз Линдблом, Politics, Economics, and Welfare ,1953;
[6] Etzioni A, The moral dimension, N.Y.: The Free Press, 1988;
[7] Герберт Саймон, Джеймс Марч, ,Организации, 1958.
[8] Ли Якокка, Карьера менеджера, Минск: Попурри, 2001, 416 с
Информация о работе Модели принятия решений в управлении и менеджменте