Модель современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Краткое описание

Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……….3
1. Деятельность современного менеджера………………………….………5
1.1. Функции менеджера…………………………………………...………5
1.2. Взаимодействие менеджера с окружающими………………………6
1.3. Отношение к работе. Активность менеджера………………………8
2. Качества менеджера……………………………………………………….14
2.1. Личные качества………………………………………………………14
2.2. Профессиональные качества…………………………………………17
2.3. Организаторские и деловые качества ………………….…….……19
3. Управленческий стиль менеджера………………………….……………24 Заключение……………………………………………………………………28
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

модель менеджера.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    4. Демократический. К  нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

    5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».

    6. Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая

    1 Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003.

людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы  войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

    Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

    Выделяют также  следующие стили управления.1

    Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

    1) высокая вероятность ошибочных решений;

    2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

    3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

    4) благоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

    Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения   принимаются на основе   обсуждения проблемы, учета мнений и

    1 Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003.

инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

    Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

    Либерально-анархический (или попустительский, или  нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие  чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

    Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

    Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

    Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси,                 К. Бландэд).

    Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:

    1) регулярные совещания руководителя с подчиненными;

    2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

    3) вовлеченность подчиненных  в разработку и принятие организационных  решений;

    4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;

    5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;

    6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);

    7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

    Партисипативный стиль применим, если:

    1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;

    2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;

    3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа  и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, современный менеджер –  профессиональный руководитель, чья  ответственная  работа  является  одной  из важнейших  составляющих  общего  успеха  фирмы, предприятия,  организации.

    Роль  менеджера  не  преувеличена. Менеджеру  приходится  решать  сложнейшие  задачи  своей  фирмы, и часто в условиях критических ситуаций  и  неопределенных  перспектив.

    Менеджер  выполняет  основные  управленческие  функции:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль  деятельности  подчиненных  и  организации  в  целом.

    Особенностью  деятельности  менеджера,  одной  из  основ  его   успеха  является  высокая   насыщенность  человеческими   контактами. Это предполагает  хорошее  знание  основ психологии, социологии, принципов  организационного  поведения. Активный  менеджер, получивший  признание  подчиненных, способен  скоординировать  их  деятельность  наилучшим  образом, добившись  максимальной  отдачи  общему  делу.

    Успех  профессиональной  деятельности  менеджера  зависит  и   от  его  личностных  качеств, среди  которых  принципиальность, эмоциональное  равновесие, эмоциональная  зрелость. Важны  организаторские  и  деловые  качества, прежде всего  целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная  работоспособность.

    Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет  и  его  управленческий  стиль.

    Критерием эффективности руководства  является степень авторитета  менеджера. 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Веснин  В.Р.  Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2004.

2. Вудкок  М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 2009.

3. Глухов В.В. Основы  менеджмента. – Спб, 2005.

4. Доблаев В.Л. Организационное  поведение. – М.: ЭКМОС, 2002.

5. Кричевский Р.Л. Если  вы  руководитель. – М., 2008.

6. Лютенс Ф. Организационное  поведение. – М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003. 
 
 
 

Информация о работе Модель современного менеджера