Модель менеджера XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Менеджеры - это одна из самых «дорогих» групп персонала в организации, которая, если компания хочет оставаться конкурентоспособной, требует значительных временных и финансовых затрат.
В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, основного содержания из 2-х глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1. Менеджер: основные характеристики, понятия, требования

5
Менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции
5
1.2. Требования, предъявляемые к менеджеру
9
1.3. Профессионализм и организаторские способности
11
1.4. Стиль менеджера
13
1.5. Имидж менеджера
17
1.6. Деловой этикет менеджера
21
Глава 2. Характерные черты менеджера 21 века
27
2.1. Условия и факторы, формирующие черты менеджера
27
2.2 Модель современного менеджера
30
2.3 Лидерские качества и их новая роль
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Модель менеджера XXI века.docx

— 105.30 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таб №2


Люди, которых называют предпринимателями, имеют характерные черты, наиболее важные из которых представлены в табл. 2. Чаще всего они являются собственниками своих предприятий и

настроены на достижения, которые позволяют  им повысить рыночную стоимость их бизнеса, увеличить долю на рынке или завоевать лидерство в области технологии.

Менеджер как предприниматель  должен обладать качествами, которые  присущи людям предприимчивым, не боящимся рисковать, постоянно находящимся в поиске новых идей и способов их реализации, отличающихся новаторством и инициативностью. Это обеспечивает инновационность организации, ее восприимчивость к нововведениям и готовность к разрушению всего того, что устарело и мешает продвижению вперед. В то же время надо учитывать особенности статуса менеджеров на предприятиях (чаще всего в роли наемного работника), задачи и ожидаемые результаты от их работы (обеспечение устойчивого функционирования организации за счет грамотного управления), требования к образованию и человеческим качествам.

Практика показывает, что наиболее часто предпринимательство менеджеров осуществляется по трем направлениям:

инновации на рынке — это изменения в характере распространения продукции или услуг и выход на новые рынки;

инновации в технологиях — это производство продукции и услуг, обладающих более высокими качествами или более функциональных по сравнению с предлагаемыми в настоящее время;

инновации в организационных формах — это создание бизнеса нового типа, прямым результатом нередко могут быть радикальные изменения в технологии и рынках.

В принципе предпринимательство может  иметь место на всех уровнях и  во всех подразделениях организации. Развитие предпринимательских качеств у менеджеров считается важным условием успешного функционирования предприятий в сложной конкурентной среде, требующей непрерывного новаторства и использования новых возможностей. Кроме того, предпринимательство в условиях сокращения размеров организаций и уменьшения иерархичности их построения стало рассматриваться менеджерами (особенно среднего уровня) как способ (при необходимости) создать свое собственное дело, то есть стать предпринимателями в том смысле, который отражен в табл. 3.3. Перспективно мыслящее руководство компаний использует эту персональную заинтересованность, создавая менеджерам условия для творчества и инноваций.

 

2.3  Лидерские качества и их новая роль

 

Менеджер должен обладать также лидерскими качествами. Лидер тоже является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Должность формально создает для  руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.

Чем лидеры отличаются от формальных менеджеров? Менеджеры определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной (как правило, другими людьми) цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, не взирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним (табл. 3).

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Понятие лидерства используется с  давних времен применительно к разным сферам — политике, военной области, организациям. Соответственно этому существуют различные определения лидерства, в которых подчеркиваются его черты, наиболее важные в данной сфере.

В теоретических  работах лидерство раскрывается как способность активизировать людей организации, умение показать пример для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации. В связи с этим в теории представлен определенный портрет лидера, обладающего следующими чертами:

характер: энергичность, способности и упорство в достижении целей;

мотивация к лидерству: ярко выраженное стремление к влиянию на других, к использованию власти;

честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношениях с другими;

уверенность в своих способностях, установка на большие задачи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении;

эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокровия в стрессовых ситуациях, реальное представление о собственных сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма, нормальное восприятие критики.

Современная теория концентрирует внимание на трех важных вопросах, раскрывающих суть лидерства  как феномена социального воздействия:

Кто может оказывать воздействие  на людей: только должностные лица, имеющие власть и соответствующие полномочия в организации, или все члены вне зависимости от занимаемых должностей?

Можно ли влиять на людей преднамеренно, имея в виду достижение специфических целей группы или организации?

Должно  ли быть добровольным согласие тех, на кого оказывается воздействие?

В теории лидерства не поддерживается миф о лидерах как изолированных героях, которые сверху руководят своими организациями. Исследования и реальная практика показывают, что указания, спущенные с верхнего уровня вниз, даже при их выполнении не повышают уровень кооперации и сотрудничества, а создают атмосферу страха, недоверия и конкуренции между работниками. А это не позволяет в полной мере использовать их человеческий потенциал.

Теоретически лидером может  быть любой член организации, а не только те, кто ею управляют. Это  означает, что лидерство может  проявляться и на самых нижних уровнях иерархии: лидером может  быть бригадир, который вдохновляет  своим примером членов бригады на качественную и эффективную работу. Лидерами могут быть рабочие, которые своим отношением к работе и постоянным поиском лучших путей ее выполнения служат для других образцом для подражания.

Поэтому в современных разработках  по лидерству подчеркивается, что каждый работник может и должен проявлять стремление к руководству, а это требует воспитания ответственности у всего персонала, а не только у руководителей. Последние должны показывать пример преданного отношения к делу и достижению общих целей. Приверженность некоторых руководителей предприятий к автократическому стилю руководства, а также отсутствие их реальной ответственности перед акционерами, трудовым коллективом и другими заинтересованными группами и организациями, являются серьезными препятствиями для максимального использования этого феномена социального воздействия.

И все-таки больше всего возможностей для проявления лидерства имеют люди, занимающие в организации управленческие позиции. Менеджер в силу своих способностей, профессиональных и личностных качеств в наибольшей мере способен быть для других людей образцом и активизировать их деятельность для достижения общих целей. Это предопределяет утвердительный ответ на второй вопрос современной теории лидерства. Менеджер должен стремиться к выполнению лидерской роли, имея в виду, что успех в достижении общих целей может быть получен только за счет общего видения и общей ответственности, доверия к людям и отношений между ними, которые характеризуются как товарищеские, равные, доверительные.

 

Именно эти качества выдвигаются  на первое место, когда говорят о современных менеджерах — лидерах. Здесь уместно привести высказывание по этому поводу ученых А. Лузина и С. Ляпунова: «Для прорыва в будущее имеет большое значение создание в организации здорового климата и позитивного настроя. Руководство должно вселить веру в возможность невозможного, помочь персоналу ясно представить светлое будущее предприятия в условиях глубочайшего кризиса, обратить минусы в плюсы и действовать, действовать, действовать. Для этого нужен лидер

Что касается третьего вопроса, то теоретически здесь превалирует следующая точка зрения: настоящее лидерство имеет не должностную, а личностную основу власти, полномочия лидеру делегируются снизу сотрудниками, которые добровольно берут на себя обязанности последователей. То есть они готовы следовать за лидером и согласны нести общую ответственность за результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осмысление тех радикальных  изменений, которые сегодня на рубеже 21-го века все отчетливее становятся видны в нашем обществе, экономике  и технической базе производства заставляют по-новому взглянуть и  на функции управления в современной  организации, на роль, место, a главное, профессиональные характеристики менеджера, необходимые и достаточные для  успешного управления современным  бизнесом

    Успех   профессиональной  деятельности  менеджера  зависит  и   от  его  личностных  качеств,  среди  которых  принципиальность, эмоциональное  равновесие, эмоциональная   зрелость. Важны  организаторские   и  деловые  качества, прежде  всего  целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная  работоспособность.

    Особенности администраторских  и лидерских качеств руководителя определяет  и  его  управленческий  стиль. He все менеджеры в организации могут быть лидерами, так же как и не все лидеры являются менеджерами. Но в современных условиях все большее число менеджеров осознают необходимость лидерских качеств, так как только таким путем можно развивать творчество и внедрять новшества, находить лучшие пути для достижения плановых установок, для включения в эти процессы всех сотрудников. Поэтому лидерство является важнейшей составной частью тех ролей, которые менеджеры выполняют в 21 веке.

 

   

 

 

 

Литература

  1. Семенов А.К.,  Набоков В.И.  Основы менеджмента   Учебник. - 5-е изд. -М      Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»
  2. Румянцева З.П. Общее управление организацией   Учебник.  Москва  Инфра- М 2007 г.
  3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.

 

  1. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

  1. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

 

 


Информация о работе Модель менеджера XXI века