Межличностные и внутриличностные конфликты и пути их разрешения
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:55, реферат
Краткое описание
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт и определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Оглавление
Введение 3 1. Методы исследования конфликтологии
1.1 Методы изучения оценки и личности 4 1.2 Метод изучения и оценки социально-психологических явлений в группах
7 1.3 Метод диагностики и анализа конфликта 8 1.4 Метод управления конфликтами 9 2. Межличностные и внутриличностные конфликты и пути их разрешения
2.1 Межличностные конфликты и пути их разрешения 11 2.2 Внутриличностные конфликты и способы их разрешения 14 Заключение 18 Список использованных источников 19
1.2 Метод изучения и оценки социально-психологических
явлений в группах
7
1.3 Метод диагностики и анализа
конфликта
8
1.4 Метод управления конфликтами
9
2. Межличностные и внутриличностные
конфликты и пути их разрешения
2.1 Межличностные конфликты
и пути их разрешения
11
2.2 Внутриличностные конфликты
и способы их разрешения
14
Заключение
18
Список использованных источников
19
Введение
Сегодня конфликты — повседневная
реальность. Для эффективного решения
возникающих проблем каждому человеку
необходимо усвоить определенный минимум
теоретических знаний и практических
навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Существуют различные определения
конфликта, но все они подчеркивают наличие
противоречия, которое принимает форму
разногласий, если речь идет о взаимодействии
людей. Конфликты могут быть скрытыми
или явными, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. Поэтому конфликт
и определяют как отсутствие согласия
между двумя или более сторонами - лицами
или группами.
Если конфликты способствуют
принятию обоснованных, решений и развитию
взаимоотношений, то их называют функциональными
(конструктивными). Конфликты, препятствующие
эффективному взаимодействию и принятию
решений, называют дисфункциональными
(деструктивными). Надо уметь анализировать
конфликты, понимать их причины и возможные
следствия.
1. Методы исследования
конфликтологии
1.1 Методы изучения оценки и
личности
Существует четыре группы методов
исследования конфликтологии:
1. Методы изучения оценки
и личности
2. Методы изучения и
оценки социально-психологических
явлений в группах
3. Методы диагностики
и анализа конфликта
4. Методы управления конфликтами
К первому методу можно отнести
:
1. Наблюдение. Профессиональными наблюдателями
являются журналисты, комментаторы, врачи,
учителя, представители многих других
специальностей. Наблюдение обычно производится
в естественных условиях, чем и отличается
этот метод от других.
Конфликтолог в зависимости
от целей исследования и складывающейся
ситуации может наблюдать, являясь либо
участником события (включенное наблюдение),
либо сторонним наблюдателем (обычное
наблюдение).
Профессиональное «обычное
наблюдение» провел известный московский
социолог А.Г Здравомыслов во время своих
служебных командировок в Осетию в середине
90-х гг. Объектом исследования были последствия
осетино-ингушского конфликта, произошедшего
осенью 1992 г. Метод, избранный А.Г. Здравомысловым,
был нестандартизирован, что позволило
определить общие направления в наблюдении,
согласно которым результаты фиксируются
как непосредственно на месте («в поле»),
так и позднее по памяти. В сочетании с
наблюдением использовались и другие
методы: сбор и анализ документов, интервью.
Собранный и обобщенный материал был оформлен
в виде научного доклада и представлен
руководству Осетии, Ингушетии, а также
во Временный государственный комитет
по ликвидации последствий конфликта.
Достоинства метода наблюдения
состоят не только в его относительной
простоте, но и в том, что он дает возможность
исследователю вникнуть в детали конфликта,
«прочувствовать» его многообразие. Недостаток
его также очевиден: личность исследователя
неизбежно сказывается на качестве наблюдения,
да и в отличие от качественного количественный
характер выводов может быть поставлен
под сомнение.
2. Опрос- Применяется при исследовании
различных видов конфликта. Используются
анкетирование, беседы, массовые и экспертные
опросы. Так, Т. Полозова предложила методику
определения внутригрупповой конфликтности. Ее
основу составляет метод экспертной оценки
межличностных отношений членов коллектива,
позволяющий, по мнению автора, выделить
конфликтные пары. Методика также включает
выявление общих нормативов поведения
в конфликтной ситуации, определение образа
конфликтного и неконфликтного человека/оценку
коллектива по биполярной шкале.
Разработана система диагностики
педагогических социальноперцептивных барьеров
и изучения их проявления в условиях педагогического
конфликта. Используя сочинение на тему
«Моя группа» в учебных группах ПТУ, Е.
Первышева выделила конфликтные пары
в этих группах.
Методика оценки психологического
климата в группе с помощью шкалы-опросника
Ф. Фидлера - Ю. Ханина. Шкала состоит из
противоположных по смыслу пар слов (антонимов).
С их помощью можно описать атмосферу
в группе (например, «дружелюбие - враждебность»,
«согласие - несогласие», «теплота - холодность»
и т.д.). Чем ближе к правому или левому
слову в каждой паре опрашиваемый поставит
свою метку, тем более выражены эти признаки
в группе. По усредненным данным всех членов
группы строится ее общий профиль. Так
можно получить информацию об уровне конфликтности
группы.
Методика «межличностный семейный
конфликт» предназначена для выявления
супружеских затруднений с целью консультирования
супружеской пары и коррекции отношений
(В. Левкович, О. Зуськова). Методика представляет
собой набор пятибалльных шкал, составляющих
вопросник из 168 пунктов. Их содержание
характеризует следующие сферы жизнедеятельности
семьи: семейные роли; потребность в общении;
познавательные потребности; материальные
потребности; потребности в защите «Я-концепции»;
культура общения; взаимная информированность;
уровень моральной мотивации; проведение
досуга; частота конфликтов и способы
их разрешения; субъективная оценка удовлетворенности
каждого супруга браком.
3. Тестирование- это исследовательский метод,
который позволяет выявить уровень знаний,
умений и навыков, способностей и других
качеств личности, а также их соответствие
определенным нормам путем анализа способов
выполнения испытуемым ряда специальных
заданий. Такие задания принято называть
тестами. Тест — это стандартизированное
задание или особым образом связанные
между собой задания, которые позволяют
исследователю диагностировать меру выраженности
исследуемого свойства у испытуемого,
его психологические характеристики,
а также отношение к тем или иным объектам.
В результате тестирования обычно получают
некоторую количественную характеристику,
показывающую меру выраженности исследуемой
особенности у личности. Она должна быть
соотносима с установленными для данной
категории испытуемых нормами. Значит,
с помощью тестирования можно определить
имеющийся уровень развития некоторого
свойства в объекте исследования и сравнить
его с эталоном или с развитием этого качества
у испытуемого в более ранний период.
Тесты обычно содержат вопросы
и задания, требующие очень краткого, иногда
альтернативного ответа («да» или «нет»,
«больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного
из приводимых ответов или ответов по
балльной системе. Тестовые задания обычно
отличаются диагностичностью, их выполнение
и обработка не отнимают много времени.
В то же время, как показала мировая практика,
очень важно видеть, что реально могут
выявить тесты, для того чтобы не подменить
предмет диагностирования. Так, многие
тесты, претендующие на выявление уровня
развития, реально выявляют лишь уровень
подготовленности, информированности
или умелости испытуемых.
1.2 Метод изучения и оценки социально-психологических
явлений в группах
Ко второму методу можно отнести:
1. Наблюдение
2. Опрос
3. Социометрический метод
Наблюдение и опрос соответствуют методам
изучения оценки личности . Социометрический
метод используются для выявления:
1. неофициальных лидеров малых
групп, т.е. таких их членов, которые оказывают
наибольшее воздействие на других;
2. «изгоев» коллектива, т.е.
людей, отвергаемых большинством группы;
3. кандидатов, заслуживающих
рекомендации к выдвижению на должности
официальных руководителей коллективов;
4. характера социально-психологического
климата коллектива и тенденции его трансформирования;
5. дифференциации первичных
(т.е. официально не разделяющихся на более
мелкие составляющие) коллективов на реально
сложившиеся в нем социально-психологические
группировки;
6. причин и движущих сил внутриколлективных
конфликтов (межличностных, личностно-групповых
и межгрупповых).
При решении вышеназванных
задач социометрические методики могут
играть роль как главных, так и дополнительных
методов. Но в любом случае они обязательно
сопрягаются с другими методами – анализом
соответствующей документации, наблюдением,
интервьюированием, экспертным опросом
и т.д.
Социометрические методики
включают в себя специальные техники опроса,
обработки и интерпретации данных.
1.3 Метод диагностики и анализа
конфликта
К третьему методу относятся:
1. Наблюдение
2. Опрос
3. Анализ результатов
деятельности
4. Метод экспертного интервью
Анализ результатов деятельности. Метод разрешения конфликта
посредством анализа информации, представленной
средствами массовой коммуникации, - это
компьютерный контент-анализ. Результаты,
полученные с помощью этого метода, можно
использовать как в исходную базу данных
или дополнительный аналитический материал
в процессе принятия решений. Однако контент-анализ
требует тщательного пересмотра всех
переменных и постоянного мониторинга
процесса наблюдения. Благодаря ему можно
получить высокоинформативные результаты,
но они интерпретироваться только в контекст
и всех материалов, а не только контент-анализа.
Метод экспертного интервью применяется для прогнозирования
развития тех или иных явлений на основе
точки зрения специалистов, которые имеют
определенный профессиональный опыт,
делается качественная и количественная
оценка объективных и субъективных факторов,
влияющих на конфликт. При этом важную
роль играет правильный подбор специалистов
и формулировки вопросов для исследования
и оценки.
1.4 Метод управления конфликтами
К четвертому методу
можно отнести:
1. Структурные методы
2. Методы картографии
Структурные методы:
1. Четкая формулировка требований. Одним
из лучших методов управления, предотвращающих
дисфункциональные конфликты, является
разъяснение требований к результатам
работы каждого конкретного работника
и подразделения в целом; наличие ясно
и однозначно сформулированных прав и
обязанностей, правил выполнения работы.
2. Использование координирующих
механизмов. Строгое соблюдение принципа
единоначалия облегчает управление большой
группой конфликтных ситуаций, так как
подчиненный знает, чьи распоряжения он
должен выполнять. В некоторых сложных
организациях создаются специальные интеграционные
службы, задачей которых служит увязка
целей различных подразделений.
3. Становление общих целей, формирование
общих ценностей. Этому способствует информированность
всех работников о политике, стратегии
и перспективах организации, а также их
осведомленность о состоянии дел в различных
подразделениях. Очень эффективным оказывается
формулирование целей организации на
уровне целей общества. Наличие общих
целей позволяет людям понять, как им следует
вести себя в конфликтных ситуациях, превращая
их в функциональные.
4. Система поощрений. Установление
таких критериев эффективности работы,
которые исключают столкновение интересов
различных подразделений и работников.
Например, если премировать работников
службы техники безопасности за количество
выявленных нарушений правил безопасности,
это приведет к нескончаемому дисфункциональному
конфликту с производственными и эксплуатационными
службами. Если поощрять всех работников
за устранение выявленных нарушений, это
приведет к снижению конфликтности и повышению
безопасности.
Метод картографии- один из методов определения
причин конфликтного поведения личности.
Суть этого метода состоит в графическом
отображении составляющих конфликта,
в последовательном анализе поведения
участников конфликтного взаимодействия,
в формулировании основной проблемы, потребностей
и опасений участников, способов устранения
причин, приведших к конфликту. Работа
проводится в несколько этапов.
2. Межличностные и внутриличностные
конфликты и пути их разрешения
2.1 Межличностные конфликты
и пути их разрешения
Межличностные конфликты можно
рассматривать как столкновение личностей
в процессе их взаимоотношений. Такие
столкновения могут происходить в различных
сферах и областях (экономической, политической,
производственной, социокультурной, бытовой
и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно
многообразны (от удобного места в общественном
транспорте до президентского кресла
в государственных структурах). Как и в
других социальных конфликтах, здесь можно
говорить об объективно и субъективно
несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих)
интересах, потребностях, целях, ценностях,
установках, восприятиях, оценках, мнениях,
способах поведения и т. д.
Одним из методов предотвращения
конфликта является самоотстранение от
конфликтной ситуации. В соответствии
с этим методом следует уклоняться от
решения проблем, которые не затрагивают
ваших интересов, и ваше участие в их решении
ничем не обусловлено. Например, кто-то
сильно раздражен и эмоционально возбужден.
Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь
этому человеку, хотя вас об этом не просили.
В результате вы можете ввязаться в чужой
конфликт и стать объектом для «залпового
выброса» отрицательных эмоций.