Методы управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития. Те производственные процессы, которые идут в организации, требуют ее специфического кадрового обеспечения. Менеджмент персонала призван предоставить тот кадровый ресурс, который необходим для эффективной работы организации.

Оглавление

Введение 3
Принципы, цели и задачи управления персоналом. 4
Объект и субъект управления персоналом. 6
Методы управления персоналом в организации. 9
Развитие корпоративной культуры как инструмента управления персоналом. 15
Особенности управления персоналом на предприятиях России и развитых стран. 20
Место управления персоналом в регулировании социально-трудовых отношений. 25
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 73.03 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Основы управления персоналом»

Тема: Методы управления персоналом в организации.

Вариант № 2

 

 

 

                                                                  Выполнил:

                                                                  студент группы: ГМУ-13Юг 

                                                                  Чивина Марина Сергеевна

                                                                     Проверил: 

                                                                     Плутова Мария Игоревна

                                       

 

 

 

 

                                               Югорск - 2014

 

 
Содержание

 

Введение                                                                                                             3

  1. Принципы, цели и задачи управления персоналом.                                  4
  2. Объект и субъект управления персоналом.                                                6
  3. Методы управления персоналом в организации.                                       9
  4. Развитие корпоративной культуры как инструмента управления персоналом.                                                                                                  15
  5. Особенности управления персоналом на предприятиях России и развитых стран.                                                                                            20
  6. Место управления персоналом в регулировании социально-трудовых отношений.                                                                                                   25

     Заключение                                                                                                        29

     Список литературы                                                                                           30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение 

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологи управления персоналом. 
 
Каждая организация понимает происходящее внутри и вокруг нее события лишь через представления людей, ее составляющих. И, несмотря на то, что эти представления, как правило, трудно поддаются объяснению, они оказывают решающее влияние на те действия, которые люди предпринимают в различных ситуациях. 
 
В то же время целостное представление о закономерностях функционирования организации практически невозможно сложить, исходя из одного лишь знания об индивидуальных особенностей личности членов данной организации. 
 
Содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития. Те производственные процессы, которые идут в организации, требуют ее специфического кадрового обеспечения. Менеджмент персонала призван предоставить тот кадровый ресурс, который необходим для эффективной работы организации. 
 
Главная цель управления персоналом – вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными работниками, через эффективное использование их творчески возможностей и удовлетворение социальных потребностей человека на производстве.

 

 

 

 

 

 

1. Принципы, цели и задачи управления персоналом 

 
Управление персоналом -  
имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.  
Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление  
сотрудниками - персоналом, или кадрами, до 80% своего рабочего  
времени.  
 
Служба управления персоналом имеет цель: 
 
• содействие в увеличении индивидуального вклада каждого работника в достижение целей организации на основе постоянного развития и максимально полного использования делового потенциала персонала. 
 
Служба управления персоналом должна решать следующие задачи: 
 
• Участие в разработке и реализации целей и стратегии управления персоналом. 
 
• Разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с кадрами. 
 
• Формирование и закрепление в организации работников требуемых специальностей и квалификации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в кадрах, решения комплекса задач, связанных с удовлетворением каждого работника условиями, характером и содержанием труда. 
 
• Улучшение качественного состава исполнительских кадров, специалистов и руководителей, создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всего персонала. 
 
• Формирование и подготовка резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности на основе планирования карьеры, развертывания системы непрерывной подготовки персонала с использованием практики оценок, переподготовки, повышения квалификации и стажировки. 
 
• Достижение максимальной эффективности труда работников всех уровней на основе рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда и реализации гибкой политики материального стимулирования. 
 
• Выявление причин и поиск путей устранения конфликтов, создание и укрепление благоприятного социально-психологического климата в коллективе. 
 
• Оптимизация форм участия трудящихся в управлении организацией, обеспечение удовлетворительных отношений с профсоюзами и другими формами представительства трудящихся. 
 
• Внедрение научной методологии профотбора и профориентации в целях активизации деятельности вновь принимаемых работников, сокращения сроков их адаптации.  Организация взаимодействия с профильными учебными заведениями. 
 
• Обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом. 
 
• Создание условий для утверждения здорового образа жизни персонала с целью повышения его производственной отдачи. 
 
• Совершенствование процессов управления персоналом на основе внедрения научных методов, передовых технологий кадровой работы, стандартизации и унификации кадровой документации. 
 
Персонал включает всех работников организации, всех занятых на  
предприятии, исключая его собственника в том случае, если он  
непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций.  
Любое социальное управление есть управление людьми, поэтому  
управление персоналом неразрывно связано со всей историей управления.  
Однако на протяжении многих веков, по существу вплоть до начала ХХ в.,  
управление персоналом как специфическая функция не выделялось из  
социального управления и осуществлялось на основе здравого смысла,  
опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный  
характер, и основной ячейкой производственной деятельности выступала  
семья, глава которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции (такое положение в некоторых странах мира  
сохраняется до сих пор).  
 
В этом аспекте управление персоналом предприятия должно быть рассмотрено с учетом изменений, происходящих в экономической, социальной жизни страны.  
 
В статье Владимира Токарева "Гипотеза о новой парадигме управления" рассматривается особенность современной России – "за короткий период она проходит все те этапы развития, которые Запад "переваривал" в течение 100 лет". 

 

 

2. Объект и субъект  управления персоналом. 
 

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:  
 
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;  
 
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.  
 
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.  
 
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.  
 
Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. 
 
Уровень руководства – это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица – руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это – верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.  
 
К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет. Примеры – бригадир и мастер на одном из участков завода. 
 
Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков – руководители среднего звена. Норма управляемости (диапазон контроля) – число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства – это 3-5 человек. На среднем – 10-12 человек. На низшем – до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

 
Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:  
 
1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;  
 
2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.  
 
Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы управления персоналом  в организации.

 
Метод управления  
— это способ воздействия субъекта управления на его объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем каче выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления. 
 
В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга. Между тем общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов. 
 
В основание классификации методов управления следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы: 
 
а)  ограниченную свободу,  при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания; 
 
б)  мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий; 
 
в)  высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психо-технологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение). 
 
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие три группы: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в табл.  
 
Сравнительная характеристика методов управления

 
Признаки методов управления

 
Группы методов управления

 

 

 
Методы принуждения

 
Методы побуждения

 
Методы убеждения

 
1. Общепринятое название группы методов

 
Административные

 
Экономические

 
Социально-психологические

 
2. Субстанция методов

 
Директива, дисциплина

 
Оптимизация мотивов

 
Психология, социология

 
3. Цель управления

 
Выполнение законов,    директив, планов

 
Достижение конкурентоспособности товаров

 
Достижение взаимопонимания

 
4. Структура управления

 
Жесткая

 
Адаптивная к ситуациям

 
Адаптивная к личности

 
5. Форма собственности, где преимущественно  применяются методы

 
Государственная

 
Корпоративная, частная, государственная и др.

 
Частная

 
6. Субъект воздействия

 
Коллектив, индивидуум

 
Индивидуум

 
Индивидуум

 
7. Форма воздействия

 
При помощи нормативно-методических документов

 
Мотивация

 
Управление социально-психологическими процессами

 
8. Основное требование к субъекту  при применении методов

 
Исполнительность, организованность

 
Профессионализм в данной области

 
Психологическая устойчивость личности

 
9. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы

 
Физиологические, обеспечение безопасности

 
Физиологические

 
Все потребности

 
10. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы

 
Линейная, функциональная

 
Проблемно-целевая, матричная

 
Бригадная

 
11. Преимущественное направление управляющего воздействия

 
Сверху вниз

 
Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх)

 
Вертикальное и горизонтальное

 
12.Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы

 
Высший  и средний

 
Высший, средний 
 
и низший

 
Низший

 
13. Характер управленческой информации

 
Качественная, детерминированная

 
Качественная, стохастическая

 
Комплексная (как фактор качества), стохастическая

 
14.  Стиль руководства, характерный данной группе методов

 
Авторитарный

 
Смешанный

 
Демократический

 
15. Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов

 
Флегматик

 
Сангвиник

 
Сангвиник

 
16. То же объекта управления (исполнителя)

 
Сангвиник

 
Флегматик, холерик

 
Меланхолик

 
 

 

 
17. Тип чаще всего принимаемых управленческих решений

 
Решения,  основанные на строгом соблюдении нормативно-методических   документов и директив

 
Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании

 
Решения,  основанные на суждении, интуиции, опыте лица,   принимающего их

 
 

 

 
18.   Конкретные методы и способы управления

 
Государственное регулирование экономики Стандартизация и сертификация Мониторинг эко- системы Нормативно - методическое регулирование   системы   управления организацией Планирование, учет и контроль

 
Экономическое стимулирование Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж,   анкетирование,  тестиро-вание,   факторный анализ и др.) Экономико-математическое   моделирование. Балансовые методы

 
Мониторинг социально-психологических процессов Моделирование социально-психологических процессов Психотехнологии Моральное стимулирование

 
 

 

Информация о работе Методы управления персоналом в организации