Методы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с организацией и управлением. В связи с целью работы ставятся следующие задачи:
− Рассмотреть сущность управления в организации.
− Раскрыть сущность процесса, методов управления в организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1.Процесс и методы управления организацией…………………………5
Процесс управления организацией………………………………………….5
1.2.Сущность и содержание функций менеджмента…………………………7
1.3.Методы управления организацией…………………………………………11
Глава 2. Практика формирования организационной структуры управления предприятием……………………………………………………………………16
2.1.Организационная структура………………………………………………16
2.2Планирование деятельности предприятия…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Сущностная  особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

     В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

     Отметим главные особенности функций  менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

     Важная  особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

     Переходный  этап развития рыночной экономики России (а также, в частности, и ПМР) характеризуется  особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

     Под адаптивностью понимается способность  сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В  систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

     Следует отметить и процессы адаптации к  ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).

     Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостной процесс.

1.3.Методы  управления организацией 

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

     Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей.  

     Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. 

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. 

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

     Управление  персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

     Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.    

     В системе методов управления персоналом выделяют:

     1. Административные методы;

     2. Экономические методы;

     3. Социально-психологические методы.   

     Рассмотрим  более подробно каждый метод в  отдельности.

Административные  методы управления:

     Итак, методы управления – это способы  осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

     Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

     Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

     Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определённом уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

Экономические методы управления:

     Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

     В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

Социально-психологические  методы:

     Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

     Такое разделение достаточно условно, т.к. в  современном общественном производстве человек всегда действует не в  изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

     Социологические методы управления:

     Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.  
 

     Психологические методы управления:

     Психологические методы играют очень важную роль в  работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

     Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим:

     - формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия  сотрудников;

     - комфортный психологический климат  в коллективе;

     - формирование личной мотивации  людей исходя из философии  предприятия;

     - минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

     - разработку служебной карьеры  на основе психологической ориентации  работников;

     - рост интеллектуальных способностей  членов коллектива и уровня  их образования

     - формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

     Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Практика формирования  организационной структуры управления предприятием

     2.1.Организационная структура

     Производственно-хозяйственная  деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.

     Управление  предприятиями осуществляется в  соответствии с их Уставами. Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требуется выполнить следующие условия:

     решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведение разных подразделений;

     все функции управления должны входить  в обязанности управляющих подразделений;

     на  данное подразделение не должно возлагаться  решение вопросов, которые эффективнее  решать в другом подразделении.

     Следует отметить, что структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.

     Между отдельными подразделениями существуют как вертикальные, так и горизонтальные связи.

     ВЕРТИКАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ − это связи руководства и подчинения, например, связь между начальником предприятия и начальниками цехов.

Информация о работе Методы управления организацией