Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Синектика (англ. Synectics) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном в 1952 году. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

Файлы: 1 файл

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

    Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных  аналогий и ассоциаций. Термин «синектика»  в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

    Идея  метода заключается в постепенном  отчуждении исходной проблемы путем  построения аналогий с другими областями  знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче.

    Есть  два механизма творчества:

а) неоперационный механизм – неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию и вдохновение;

б) операционный механизм – процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Важно научиться применять операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение  эффективности творчества и создает  условия для проявления неоперационного  механизма.

    Синектика как метод поиска идеи – это, по сути, мозговая атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1) ознакомление  с проблемой;

2) уточнение  проблемы, что означает превращение  проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует  понимать (ПКП);

3) решение  проблемы. Здесь под решением  проблемы понимается взгляд с  какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

    В синектике используются следующие  виды аналогий: 1) прямая; 2) личная (эмпатия); 3) символическая; 4) фантастическая.

    Первая (прямая) аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли магии или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски предмета при трансфигурации, то целесообразно рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д.

    Личная  аналогия - ее называют также эмпатией: решающий задачу маг вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься (очень важно для анимагов).

    Символическая аналогия – это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель. Эта модель может описать какое-либо явление с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). Однако следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, т.к. она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

    Фантастическая  аналогия – в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства, т.е. магические сущности с не известными или не описанными точно в данный момент параметрами.

Успех метода определяется, главным образом, рациональным сочетанием магов в синектической группе и уровнем их подготовки. Каждый синектор, должен обладать, по крайней мере, шестью качествами, свидетельствующими о его творческой зрелости и одновременно являющимися весьма важным средством для решения магических задач. Среди них: умение отвлекаться (абстрагироваться от обычного контекста); склонность к свободным раздумьям; способность «притормозить» (или отложить дальнейшее развитие первых найденных идей); высокая степень терпимости к идеям, высказываемым другими магами; целенаправленность и вера в успешное решение задачи; привычка находить в обычном необычное и наоборот.

    Решения, которые предлагают синекторы, часто  представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Суть  синектики

    Формируется группа из 5-7 человек, отобранных по признакам  гибкости мышления, практического опыта (предпочтение отдается людям менявшим профессии и специальности), психологической совместимости, общительности, подвижности (последнее очень важно). Выработав определенные навыки совместной работы, группа ведет систематическое направленное обсуждение любых аналогий с подлежащей решению проблемой, спонтанно возникающих во время бесед. При этом могут возникать и чисто фантастические аналогии.

    Особое  значение синектика придает аналогиям, порождаемым двигательными ощущениями. Предлагается, например, вообразить свое тело на месте совершенствуемого механизма, «почувствовать себя им».

    Успеху  работы синектических групп способствует соблюдение определенных правил, в  частности:

-запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы;

-каждый имеет право прекратить работу без каких-либо объяснений при малейших признаках утомления;

-роль ведущего периодически переходить к другим членам группы.

    Необходимо  отметить, что в отличие от мозгового  штурма при использовании синектики  требуется специальная и длительная подготовка.

    Синектика – одно из самых сильных средств из тех, что есть на вооружении в области современных методов решения магических задач. Но синектика отчасти остается механическим набором приемов, оторванных от изучения объективных закономерностей развития магии. Хотя нельзя не согласиться с некоторыми исследователями, считающими синектику одним из самых мощных эвристических инструментов.

    По  определению автора, синектические  группы – группы магов различных  специальностей, которые встречаются  с целью попытки нахождения творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

В основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянными группами. Решение  задачи начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" и превращения ее в "проблему, как она понимается".

    Метод синектики основан на свойстве мозга  устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные  связи. Это приводит к тому, что  отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. 

    Идея  синектики состоит в объединении  отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения  конкретных задач. Метод включает в  себя практические подходы к сознательному  решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

    Наблюдения  за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон  решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно  в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

    Ключевым  моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены  группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

    Таким образом в синектике, по мысли  Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным  также является организация влияния  группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

    Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

    Вот пять главных принципов, лежащих  в основе синектического подхода:

Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.

Автономность  объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.

Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.

Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.

Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

    Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать  незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

    Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Информация о работе Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности