На второй стадии производят расчет и анализ сетевой модели.
Расчет сетевой модели осуществляется графическим или табличным
методом. Наиболее наглядным является
графический метод, но он применяется
при ограниченном количестве событий.
Сетевой метод прост и позволяет быстро
рассчитывать сети, имеющие несколько
сот событий.
На третьей (последней) стадии создания и функционирования системы
СПУ осуществляется оперативное управление
объектом по сетевой модели.
Использование сетевых моделей позволяет:
-равномерно распределить работу во времени,
а также между подразделениями и исполнителями,
более четко разграничить обязанности
и ответственность каждого из них за выполнение
отдельных этапов работ; перейти в дальнейшем
к разработке типовых сетей графиков по
выполнению работ на любом уровне управления
рассматриваемой системы и к созданию
единой системы сетевого планирования
и управления (СПУ в целом по отрасли);
-использовать сетевые графики в качестве
математических моделей процесса планирования,
просчитать на компьютере все возможные
варианты управления процессами разработки,
выделить функции, права и обязанности
подразделений и ответственных исполнителей.
В последнее время для решения задач
управления и анализа функционирования
различных систем все шире применяется
метод системной динамики (System Dynamics), основы
которого разработаны профессором Дж.
Форрестером (США) в 50-х годах. Название
этого метода не совсем точно отражает
его сущность, так как при его использовании
имитируется поведение моделируемой системы
во времени с учетом внутрисистемных связей.
Поэтому в ряде зарубежных работ в последние
годы метод все чаще называют System Dynamics
Simulation Modeling, или имитационное динамическоемоделирование.
Любую систему можно представить в виде
сложной структуры, элементы которой тесно
связаны и влияют друг на друга различным
образом.
Связи между элементами могут быть разомкнутыми
и замкнутыми (или контурными), когда первичное
изменение в одном элементе, пройдя через
контур обратной связи, снова воздействует
на этот же элемент. Так как реальные системы
обладают инерционностью, в их структуре
имеются элементы, определяющие запаздывания
передачи изменения по контуру связи.
Сложность структуры и внутренние взаимодействия
обусловливают характер реакции системы
на воздействия внешней среды и траекторию
ее поведения в будущем: она может через
какое-то время стать отличной от ожидаемой
(а иногда даже противоположной), так как
с течением времени поведение системы
может измениться из-за внутренних причин.
Именно поэтому целесообразно предварительно
проверять поведение системы с помощью
модели, что позволяет избежать ошибок
и неоправданных затрат в настоящем и
будущем.
При имитационном динамическом моделировании
строится модель, адекватно отражающая
внутреннюю структуру моделируемой системы;
затем поведение модели проверяется на
ЭВМ на сколь угодно продолжительное время
вперед. Это дает возможность исследовать
поведение как системы в целом, так и ее
составных частей. Имитационные динамические
модели используют специфический аппарат,
позволяющий отразить причинно-следственные
связи между элементами системы и динамику
изменений каждого элемента. Модели реальных
систем обычно содержат значительное
число переменных, поэтому их имитация
осуществляется на компьютере.
Характеристика этапов
проведения исследований
Любое исследование
осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе необходимо
выявить потребности в исследовании, проанализировать
проблемы, стоящие перед конкретной системой
управления, выбрать из них главную, определяющую
важность и первостепенность проведения
исследования. Для этого проблема должна
быть четко сформулирована.
Под проблемой понимается
несоответствие фактического состояния
управляемого объекта (например, производства
продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением
от плановых (или нормативных) состояний,
которое отмечается в определенный момент
времени или прогнозируется на будущее,
и возникают чаще всего проблемы в организациях.
Но их источником может быть и изменение
самих целей или нормативов. Например,
если в результате анализа информации
о продажах изделия руководство предприятия
принимает решение о снятии его с производства
и переключении на другой вид продукции,
это может радикально изменить целевые
установки всех подразделений, связанных
с данными видами продукции. Менеджеры
должны заново составить планы, найти
и перераспределить ресурсы, организовать
обучение персонала и т.д.
Совокупность факторов и условий, вызывающих появление
той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы
с учетом воздействующих на нее ситуационных
факторов позволяет описать проблемную
ситуацию. Описание проблемной
ситуации, как правило, содержит
две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее
возникновения, сущности и содержания,
границ распространения ее воздействия
на работу организации или ее подразделений
и ситуационные факторы, ведущие к появлению
проблемы (они могут быть внешними и внутренними
по отношению к организации).
Внутренние
факторы в наибольшей мере
зависят от самого предприятия. К ним относят:
цели и стратегию развития, состояние
портфеля заказов, структуру производства
и управления, финансовые и трудовые ресурсы,
объем и качество работ, в том числе НИОКР
и т.д. Внутренние факторы влияют на систему
управления и в значительной степени способствуют
достижению стоящих перед ней целей. Поэтому
изменение одного или нескольких факторов
одновременно вызывает необходимость
срочного принятия мер, направленных на
сохранение равновесного состояния системы.
Например, если произошло
изменение стратегического направления
в развитии организации, необходимо определить,
как это отразится на деятельности таких
подсистем, как производство и выпуск
новой продукции, управление персоналом
и др. Иными словами, управляющая систем
должна разработать план организационных
мероприятий, направленных на достижение
целей новой стратегии развития.
Внешние
факторы в меньшей мере поддаются
воздействию со стороны менеджеров организации,
так как формируются внешней средой, в
которой работает организация. В современных
условиях эта среда характеризуется большой
сложностью, динамичностью и неопределенностью,
что существенно затрудняет учет внешних
факторов при принятии управленческих
решений. Внешние факторы оказывают различное
влияние на работу организаций. Например,
поставщики, потребители конкуренты, органы
законодательного регулирования, кредиторы,
другие организации и общественные институты,
непосредственно связанные с той областью
деятельности, которой занимается данная
организация, оказывают прямое влияние на ее работу,
характер возникающих проблем и их решение.
В качестве примера можно указать на проблемы
отечественных предприятий, возникшие
в период разрушения прежней системы хозяйственных
связей; изменились отношения между поставщиками
и потребителями продукции. В ряде случаев
это привело к остановкам производства,
к кардинальному изменению ассортимента
выпускаемой продукции, к поиску новых
поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов
потребителей также вызывает множество
проблем в организации, которая до этого
ориентировала свое производство на удовлетворение
одного вида потребностей. Надо ответить
на вопросы: искать ли новые рынки сбыта;
вводить ли новые виды продукции и услуг
и т.д.
Еще одна большая группа
внешних факторов, практически не поддающихся
управлению менеджерам организации, но
оказывающих на деятельность организации
косвенное (опосредованное) влияние, которое
необходимо учитывать. К этой группе факторов
относят состояние экономики страны (или
региона), уровень научно-технического
и социального развития, социо-культурную
и политическую обстановку, существенные
для данной организации события в других
странах и т.д. Например, экономическое
состояние страны (региона) воздействует
на работу организации через такие параметры
среды, как наличие капитала и рабочей
силы, уровни цен и инфляции, производительность
труда, доходы покупателей, правительственная,
финансовая и налоговая политика и др.
Так, инфляция приводит к сокращению покупательной
способности и снижает спрос на продукцию,
производимую организацией. Повышение
уровня цен на продукцию сопряженных отраслей
вызывает соответствующее увеличение
затрат на производство в организации,
следствие — рост цен на ее продукцию,
что может вызвать «отток» определенной
группы потребителей. При сокращении своих
доходов покупатели изменяют состав и
структуру потребления, что также оказывает
воздействие на спрос. Уровень научно-технического
развития в стране влияет на структуру
экономики, на процессы автоматизации
производства и управления, на технологию,
с помощью которой производится продукция,
на состав и структуру персонала организации
и, что особенно важно, на конкурентоспособность
продукции и технологий. Учет многочисленных
и разнообразных факторов среды, выбор
главных среди них и предвидение возможных
изменений - сложнейшая задача, стоящая
перед менеджерами.
Анализ ситуационных
факторов позволяет рассмотреть проблему
в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями
во внутренней и внешней среде и начать
поиск решения[5].
Таким образом, определить проблему
– значит установить границы системы,
в пределах которой она рассматривается,
уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий
ситуацию, определяет проблему в границах
управляемой им системы. Однако важным
для него является и представление, как
система проявляет себя в системах и смежных
системах и, главное, какое значение она
имеет для суперсистемы, в которую данная
(управляемая) система входит как элемент.
Это обеспечивает увязку принимаемого
решения с общими задачами и решениями
вышестоящего звена управления, организацию
интегрированного процесса решения данной
проблемы.
При определении проблемы
возникает чисто логическая трудность
выделения причин и следствий. Перед менеджером
в той или иной конкретной ситуации может
возникнуть несколько проблем. Очень важно
установить их иерархию, т.е. определить,
какая из них главная, а какие - подчиненные
или производные от нее. Определение главной
проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.
Определение цели связано
с ограничением направлений и средств
ее достижения. Эти ограничения играют
определяющую роль в выборе вариантов
решения. По отношению к определенной
системе ограничения можно разделить
на общие и частные. Общие ограничения,
накладываемые на функционирование данной
системы, представляют собой объективные
условия внешней среды или являются целями
и понуждающими связями некоторой большой
системы, для которой рассматриваемая
система служит элементом (подсистемой).
Иногда ограничения для данной системы
являются проявлением нерешенных проблем
в более общих системах.
Итак, на первом этапе проведения исследований
анализируются проблемы и совокупность
всех факторов, которые необходимо выявить
и учитывать при решении проблем.
Содержание второго этапа - закономерное продолжение
первого. Это выявление объекта и предмета
исследования. Объектом исследования является система управления
организации, а предметом — выявленная
конкретная проблема, сдерживающая эффективную
работу организации.
На третьем этапе необходимо выбрать
методологию проведения исследования,
под которой понимаем совокупность целей,
методов, приемов управления при проведении
исследования, а также подход менеджеров
к принятию решений и учет традиций организации.
На четвертом этапе проводится анализ
ресурсов, необходимых для проведения
исследования. К таким ресурсам относятся
материальные, трудовые, финансовые ресурсы,
оборудование, информация. Анализ ресурсов
необходим для успешного проведения исследования
и достижения его результатов.
Пятый этап предполагает выбор
методов проведения исследования с учетом
имеющихся ресурсов и целей исследования.
Подробно о методах проведения исследований
будет сказано в гл. 4.
Шестой этап заключается в организации
проведения исследований. Здесь необходимо
определить порядок проведения исследований,
распределить полномочия и ответственность
и отразить это в регламентирующих документах,
например в должностных инструкциях. Здесь
же необходимо уточнить или определить
технологию подготовки и утверждения
управленческих решений при проведении
исследований.
На седьмом (завершающем) этапе
следует зафиксировать и проанализировать
полученные результаты. Такими результатами
могут быть отдельные рекомендации, новая
модель системы управления, улучшенные
нормы управляемости, более совершенные
методики, способствующие оперативному
и успешному разрешению проблемы. На этом
этапе необходимо предварительно подсчитать
эффективность исследований, т.е. соразмерить
затраты на проведение исследований и
полученные результаты.
Факторы, которые
в современных условиях, необходимо учитывать
ВУЗу для выживания
Система высшего профессионального
образования страны - сфера национального
хозяйственного комплекса, которая во
многом отражает проблемы государственной
экономики, дополняя их своими специфическими
особенностями.
Для адаптации высших учебных
заведений к изменениям в системе высшего
профессионального образования и социально-экономическим
изменениям в стране необходимо учитывать
следующее:
-конкуренция на рынке образовательных
услуг ужесточается, что должно стимулировать
поиск устойчивых конкурентных позиций;
-организация образовательного
процесса на современном уровне невозможна
без широкого использования компьютерных
технологий;
-демографический спад приводят
к началу «войны» за абитуриента, необходимо
расширять сферу влияния на выпускников
в регионах;
-образование взрослых становится
одним из перспективных направлений приложения
усилий высших учебных заведений;