Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:01, курсовая работа
Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание работать в группе и достигать собственной реализации - естественное состояние нормального человека.
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Иными словами, если не ладится с персоналом, осознайте, что управление – это не тот вид деятельности, в котором вы самореализуетесь и достигнете душевного комфорта; ваша жизненная задача, данная свыше, ваш талант именно в инновационных идеях, умении создавать картины будущего бизнеса.
Приведем такой пример.
На одном из приватизированных московских предприятий вся эта процедура происходила так. Из восемнадцати назревших проблем руководителями отделов маркетинга, экономического анализа и планирования производства были отобраны по особой методике четыре: 1) отсутствие рыночной стратегии развития предприятия; 2) недостаточность прогнозов по исследованию рынка; 3) слабая система стимулирования рабочих и служащих; 4) нехватка денежных средств на проведение маркетинговых исследований.
Потом были определены величины рисков от «перезревания» этих проблем (по 10-балльной шкале (табл. 1). Это исследование проводилось в конце 1995 г. Н.Б.
Меркуловой (рук. Ю.Д. Красовский).
Таблица 1.
Нарастание рисков от нерешенных управленческих проблем
Анализ показал, что наибольший риск возникает в результате отсутствия рыночной стратегии развития предприятия, что может привести к его банкротству. Третья и четвертая проблемы (на май 1995 г.) также назрели для решения, но они будут постепенно преодолеваться в течение полугода. Далее была подготовлена матрица активности подразделений в решении этих проблем на день опроса по 10-балльной шкале (табл.2).
Таблица 2.
Активность подразделений в решении управленческих проблем
Наибольшая активность подразделений проявляется в поисках стратегии развития предприятия и выработке прогнозов, а наименьшая — в разработке стимулов рабочих и служащих. Больше всего в решении всех этих проблем задействован отдел маркетинга.
Потом была распределена ответственность между отделами за решение этих проблем (в процентах). В этой процедуре участвовали руководители и работники, оценивая работу друг друга (табл. 3),
Таблица 3.
Процентное распределение ответственности между отделами
Из этой матрицы видно, какой отдел и в какой степени отвечает за разрешение этих проблем, помогая друг другу. Львиная доля ответственности оказалась у отдела маркетинга. В данном случае произошло взаимное наделение ответственностью подразделений, что объективно способствовало и делегированию полномочий со стороны генерального директора. Он определил сроки решения этих проблем, детализировал задания, выяснил круг задач, которые должен решать сам, и подготовил итоговую матрицу оценки, на основе которой можно будет взвесить результаты работы каждого руководителя за второе полугодие. Критерии оценки были обсуждены и согласованы. Так с помощью консультанта была осуществлена процедура реализации управленческих решений на основе метода делегирования полномочий в условиях нехватки финансовых средств. В этом случае важно было согласовать управленческие позиции «снизу вверх».
2.2 Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации
Некоторые противники метода делегирования полномочий считают, что скорость принятия организационных решений в фирме, управляемой собственником, выше, что делает бизнес более подвижным.
Но в данном случае вопрос не в том, кто управляет фирмой, а в том, каким объемом полномочий он наделен. Разумеется, существуют свои плюсы, если компания небольшая (до 15 человек), она не нуждается в сложной системе управления и контроля, поэтому сочетание хозяин-директор упрощает выполнение многих функций. Важно не пропустить момент, когда приходит пора избавиться собственнику от груза рутинных дел, осознать, что вы потрудились на славу и заслуживаете классных заместителей, дабы преимущества не обернулись в потери, - это Закон господина Бизнеса.
Но вот вопрос: "А где же взять такого администратора?" На самом деле найти такого специалиста есть возможность, помня, что главное - это захотеть, но суть задачи в том, что, не освоив "золотое правило", ни один суперменеджер не принесет никакой пользы.
Важно прояснить, почему одни собственники соглашаются делегировать полномочия на деле, а другие только на словах. Дело в том, что метод делегирования наталкивается на большой подводный камень - организационно-психологические барьер: нежелание делиться властью. Это объясняется личностными особенностями человека, чаще - условиями взаимодействия внутри семьи, в которой он воспитывался.
Рациональным решением на этом этапе является помощь консультанта, который возьмет на себя заботу научить вас перекладывать работу и часть ответственности на исполнителей. А если вы пока не готовы к таким услугам, то выход - в самообразовании.
Если менеджер желает идти по пути расцвета своего бизнеса, тогда нужно приниматься за дело.
Первым заданием будет научиться убеждать "себя любимого" в явной выгоде того, что часть работы перейдет к подчиненному. Для этого воспользуемся опять же "собственным" альтернативным мышлением, проявив при этом природную склонность к творчеству и умение достигать поставленной цели. Вы включаете себя в игру- диалог со своим "внутренним властолюбивцем", постоянно объясняя ему преимущества: отдавая часть власти, а с ней и громадный пласт рутинной работы, вы, во-первых, высвобождаете время для действительно важных дел - стратегических задач, которые делегировать некому, во-вторых, вы приобретаете не работников, а соучастников вашего дела, которые будут в любой ситуации хорошими помощниками, а это уже не что иное, как шаг к формированию вашей команды, ведь вам откроется возможность увидеть и почувствовать, кто реально из сотрудников хочет повышать мастерство, а кто нет. Кто заинтересован в расширении своих обязанностей, а кто не готов к ответственности.
Практика показывает: даже средний сотрудник, получив большую самостоятельность, работает с большей отдачей; срабатывают принципы "большего доверия" и "не ударить в грязь лицом". И если ваш внутренний голос произносит: "Это не для моих сотрудников, их еще учить и учить надо", то ответить ему можно так: "У меня появится прекрасная возможность ввести управление по достижении работниками целей, поставленных мной, и сейчас для этого самое время", а психологические барьеры будут разрушаться при самом процессе делегирования.
Внутренний критик чаще всего вам будет подбрасывать примерно такие реплики-аргументы:
1. Самостоятельность должна быть на коротком поводке
2. Я пока чувствую в себе силы
3. А вдруг он сделает лучше меня
4. Я всем всегда нужен, без меня ни один вопрос правильно решиться не может
5. У меня и так все замы тянут
Или вдруг внутри - ощущение: "Доверил, а теперь переживай всю неделю!" А вы ему аргумент: "Хочу, чтобы стало нормой в моей компании, что работники начинают выполнять работу лучше, чем я сам!" И если внутри опять ехидненько: "А ты тогда зачем?" - вы по-деловому, со свойственной вам жесткостью: "Это ты, который печется о моем должностном статусе? Успокойся, мой статус определяется успехами роста моего дела в целом".
Также может возникнуть убеждение, что на стадии завершения работы придется все переделывать. Контраргументом здесь послужит понимание появления большей ответственности персонала во время непосредственного исполнения и промежуточного контроля. Или вдруг зашевелится боязнь наделить работника большими полномочиями, а если вы все-таки разрешите себе передать полномочия, то будут просматриваться объективные возможности проверить децентрализованную систему управления, что опять только вам плюс. Если же присутствует чувство собственной незаменимости, то вытесните его комфортным ощущением управляемости положением дел на вашем предприятии.
Поменяйте и отношение к тем, кто постоянно и безропотно "тянет воз": полезно людей не перегружать, ведь вам нужны сотрудники с высокой работоспособностью. И, если вы своего "внутреннего саботажника" не сможете переманить на свою сторону - сторону человека, ответственного за полнокровное развитие вашего детища, считайте, что "дело вашей жизни", а соответственно и статус, и деньги будут уплывать к другому предпринимателю... Это закон Вселенной, и его никому не дано обойти.
Эффект от применения метода делегирования полномочий огромен и предполагает создание определенных организационных заделов для его грамотной реализации.
Конечно, делегирование имеет и свои минусы, одним из которых является то, что "менеджер может потерять из поля зрения процесс реализации поставленных задач". Поэтому менеджер должен добиться того, чтобы преимущества делегирования перевешивали его минусы.
На практике этот метод чаще сводится к упрощению до предела: сотруднику просто сваливается задание. Если справится, значит, сможет. Но это вовсе не означает, что сумеет. Так закрепляется искаженное понимание метода делегирования с ориентацией на конечный результат. Тонкая организационно-психологическая подготовка вытесняется напором и агрессивностью. И существующее мнение "чем жестче, тем лучше" стратегически ошибочно. Работник должен быть включен в такой сценарий событий, при котором он знает, как и где получить помощь, каковы промежуточные контролируемые моменты и сроки, а каждый успех и промах получат соответствующую оценку со стороны руководителя.
Допущенные организационные ошибки способны свести к нулю все затраченные усилия в передаче полномочий работникам.
Заключение
Распределение заданий между начальником и подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. Оттого, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.
Но не будем закрывать глаза на то, что реализация этого принципа может сталкиваться с большими трудностями. Прежде всего, в условиях единоличной ответственности руководителю нелегко решиться на передачу некоторых своих обязанностей, ведь, спросят, в конечном счете, именно с него. Управление и руководство - это те функции, которые никак не совместить со стремлением сделать все лично. Когда и как делегировать полномочия? Профессор
Бруклинского колледжа А.Секорд считает, что это необходимо, когда подчиненный может сделать работу лучше. Многие избегают делегирования, поскольку не хотят признаться себя в том, что их подчиненные в чем-то разбираются лучше. Но, ведь в этом нет ничего зазорного. Самый квалифицированный и самый умный руководитель чего-то да не знает. Поэтому лучше поручить дело специалисту.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность выявить задатки и развить их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность. От любого толкового работника можно добиться, чтобы он охотно брался решать некоторые задачи своего руководителя.
Конечно, на первых порах подчиненный может и не справиться с заданием. Поэтому, чтобы не пострадали ни руководитель, ни принцип делегирования, здесь важны своевременный, но тактичный контроль и поддержка, а при необходимости консультация. Постепенно квалификация подчиненного достигнет нужного уровня и тогда усилия начальника окупятся сторицею. Но для этого нужно: доверять подчиненному ответственные задачи на уровне верхнего предела его возможностей;
- оказывать ему помощь при затруднениях, а не отбирать задание, поручая его другому или выполняя самостоятельно;
- использовать все доступные формы поощрения за эту работу и, в том числе, информировать вышестоящих начальников о достижениях подчиненных.
Делегирование полномочий должно быть методом, применяющимся не от случая к случаю, а действующим постоянно. Только тогда можно понять, кто из сотрудников способен выполнить работу руководителя и добиться желаемого качества исполнения. При делегировании полномочий нельзя забывать, что подчиненному следует передавать не только обязанности, но и права, власть.
Как не надо делегировать полномочия?
Эффективность использования метода делегирования полномочий зависит и от того, удастся ли избежать при этом некоторых типичных ошибок:
Неумение объяснять. От того, как подчиненный усвоил указания
руководителя, зависит, справится ли он с заданием, которое ему делегировали.При этом одинаково неверно хмуро или просто строго ткнуть пальцем в документ:
«Разберитесь!» или наоборот долго растолковывать ему все до мелочей. Во втором случае сотрудник может подумать, что вы сомневаетесь в его умственных способностях и начнет сомневаться в ваших.
Отказ от обратной связи. Руководитель должен иметь ясное представление о том, как продвигается решение задачи. Но вы убьете саму идею делегирования, если будете мелочно контролировать каждый его шаг. Дело в том, что это снизит, во-первых, уверенность подчиненного в своих силах, а во-вторых, его авторитет в глазах тех людей, работу которых он призван организовать.
Ворчливость, гневливость.. Ничто так не действует на нервы, как
постоянное подчеркивание начальника, что он сделал бы все это иначе и несомненно лучше. Не вмешивайтесь без нужды в работу подчиненного. Помните, что одной и той же цели можно достичь разными путями, притом одинаково хорошо.
Боязнь уронить авторитет. Работа - это не игра в карты и здесь незачем
блефовать. Вас быстро раскусят. Не бойтесь признаться, что вы чего-то не знаете или выполняете хуже другого. Решайте такие задачи вместе и ваш авторитет возрастет. Умение быстро вникнуть и правильно оценить проблему, выдвинутую подчиненным, - качество, особо ценимое сотрудниками в своем шефе.
Информация о работе Методы делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента