Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:53, автореферат
В последнее время внимание отечественных и иностранных ученых сосредоточенна на сложных, противоречивых и неоднозначно оцениваемых экономических и социальных процессах, которые происходят в постсоциалистических странах.
При ясной общей направленности реформ тактика их проведения во многом остается дискуссионной. Причины этого очень разнообразны, но существуют две главные из них:
1) отсутствие опыта масштабного перехода от командно-административной системы хозяйствования к развитой рыночной экономике;
2) отсутствие развитой теории переходного периода.
1 Концепция стратегического управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям
2 Принципы стратегического управления
3 Технология стратегического управления
Список использованной литературы
- ЛПР не стремятся использовать
творческие возможности
Отсюда вытекает целесообразность
использования при
Принцип самоопределения. Предприятие является открытой системой, поскольку его функционирование невозможно без взаимодействия с внешней средой, под которым понимается совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на предприятие, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате работы предприятия. Соотношение активности прямого и косвенного влияния разное. Если влияние системы на среду незначительное, то говорят о доминировании среды над системой. Высокоорганизованные адаптивные системы имеют такую способность изменять внешнюю среду, чтобы изменение собственного поведения системы не была необходимой. Они способны адаптировать внешние условия для достижения собственных целей. Эти системы реализуют принцип самоопределения, который состоит в том, что система сама по себе не только определяет свое положение в внешнем мире (внешней среде), но и оценивает свое влияние на эту среду, то есть является активным ее элементом. Противоположным данному является принцип пассивизма, если система отказывается влиять на внешний мир.
Специфичность стратегического управления выражается, в частности, в потому, что оно немыслимо без взаимодействия с элементами внешней среды. Поэтому инструменты и методы стратегического управления предприятием должны разрабатываться на базе принципа самоопределения.
Принцип диверсификации. Этот принцип предполагает, с одной стороны, одновременное развитие разнообразных видов средств производства, а с другого – концентрацию разнообразных видов деятельности. Его сущность состоит не только в диверсификации производства, в объединении разнообразных областей и видов материального производства в одном предприятии, но и в включении у него сфер и видов деятельности непроизводственной сферы, в частности финансовой, сферы услуг и т.п. Этот принцип в своей материальной реализации направлен как на привлечение в оборот несвязанных ресурсов предприятия, так и может оказывать содействие эффективному перераспределению ресурсов между разнорентабельными видами деятельности, наиболее полному использованию производственного потенциала, занятости населения.
Принципиальное значение
диверсификации состоит в том, что
она является одним из средств
решения основного противоречия
экономической науки —
Кроме того, этот принцип может применяться при выборе источников информации, форм организации производства, экспертов. Он определяет дифференциацию специалистов стратегического влияния, поставщиков, оптовых торговцев, видов рекламы, производителей технологий и т.д.
Таким образом, при разработке
инструментов и методов, с помощью
которых реализуются
Принцип резервирования ресурсов.
В литературе предлагаются два разных
подхода к совершенствованию
систем стратегического управления.
Критика чисто сбытовой ориентации
неминуемое приводит к тому, что
на первый план в числе факторов
успеха предприятия выдвигаются
его ресурсы и управление ними.
Принципиальное отличие ресурсного
подхода определяется тем, что потребность
в ресурсах отнюдь не является производной
от рыночного положения фирмы; скорее
ее ресурсный потенциал
В классической постановке для
выполнения производственной программы
необходимо такое количество запасов
комплектующих изделий, материалов
и тому подобного на складе, чтобы
обеспечить непрерывность
В такой постановке фактически относится задача минимизации резерва материального ресурса в части комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов.
Та же задача может быть сформулирована по-иному. Необходимо распределить по интервалам времени затраты на складирование таким образом, чтобы минимизировать необходимую производственную мощность при выполнении ограничений по имеющимся трудовым и финансовым ресурсам. В этом случае относится задача минимизации резерва мощности оборудования как части материального ресурса предприятия.
Третья постановка задачи звучит таким образом: нужно распределить по интервалам времени производственную мощность таким образом, чтобы минимизировать необходимые финансовые ресурсы при соблюдении ограничения по имеющимся запасам комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов на складе, а также по трудовым ресурсам. При такой постановке минимизируется резерв по финансовым ресурсам. Аналогичную постановку можно сформулировать для минимизации трудовых ресурсов.
Во всех этих постановках задач минимизируются резервы того или другого ресурса, которые объективно необходимые для компенсации неуверенности влияния внешней среды.
Например, для обеспечения гибкости производства как инструмента стратегического управления, кроме всего другого, необходимо иметь резерв производственной мощности и резерв квалифицированной рабочей силы. Для использования диверсификации видов деятельности как инструмента стратегического управления необходимы:
- резерв материальных ресурсов в виде домов и сооружений;
- резерв финансовых ресурсов в виде свободных средств;
- резерв трудовых ресурсов в виде рабочих необходимой квалификации.
Таким образом, резервирование ресурсов является одним из главных принципов, которые определяют инструменты и методы стратегического управления предприятием.
Принцип непрерывной адаптации.
Этот принцип вытекает из динамического
характера устойчивости, то есть устойчивость
реализуется через
Предприятие должно рассматриваться как некоторая открытая система, успех деятельности которой зависит не только от внутренних факторов, связанных с организацией производства, повышением производительности работы, выявлением резервов снижения затрат производства и т.п., а также определяется тем, насколько удачно система в своей деятельности может приспособиться к особенностям поведения внешнего окружения в условиях переходного этапа развития экономики.
Адаптивный характер стратегического управления именно и обеспечивает возможность опережающих действий на случай непредвиденных обстоятельств. В сущности, адаптивный подход к планированию как функции управления обеспечивает получение на выходе совокупности стратегических планов деятельности предприятия, любой из которых предназначен для использования при определенном стечении обстоятельств.
Внешнее окружение предприятия в переходной экономике изменяется очень быстро, а иногда — кардинально. Например, неожиданно оглашенный Указ Президента о приостановлении действия некоторого действующего Постановления Кабинета Министров Украины может потребовать полного просмотра как стратегических, так и тактических планов предприятия. При внешней спонтанности выхода такого Указа обнаруживается, что он готовился на протяжении нескольких месяцев, а таким образом, его появление можно и необходимо было предусмотреть. Для этого стратегический мониторинг и анализ должны были бы осуществляться непрерывно, а это разрешит без опозданий принимать стратегические решения. Именно это и является сутью принципа непрерывной адаптации, который должен лежать в основе разработки инструментов и методов управления практически для всех технологических этапов стратегического управления предприятием.
На рис. 2.1 представлена схема
принципов стратегического
Рис. 2.1 – Принципы стратегического управления
Эта система принципов
является составной частью содержательной
интерпретации теоретических
3 ТЕХНОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
В соответствии с концепцией
важнейшей составной частью теории
стратегического управления предприятием
является технология. Она должна быть
конструктивной и учитывать все
особенности экономики
Экономические интересы предприятия входят в противоречие с интересами исполнительной и законодательной власти, конкурентов, партнеров и т.п. Характерной особенностью трансформации экономики Украины является то, что предприятие как система имеет возможность влиять на вышестоящие эшелоны власти, то есть на внешнюю среду. Этот факт разрешает по-новому взглянуть на понятие «стратегические группы влияния», введенное Ансоффом И. [4]. Эти группы следует рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть компонентов внешней среды, то есть органы исполнительной и законодательной власти (группы влияния первого рода), а с другой – как один из инструментов стратегического управления предприятием (группы влияния второго рода): их еще можно рассматривать как специалистов стратегического влияния.
Вышеизложенное определяет главные требования, которые относятся к технологии стратегического управления предприятием. Эти требования должны быть сформулированы для всех этапов технологии, начиная со сбора информации и заканчивая принятием решений. В общем виде технология стратегического управления предприятием представлена на рис.3.1 [2].
Рис. 3.1 – Этапы технологии стратегического управления
Первый этап – стратегический мониторинг, под которым следует понимать процесс сбора стратегической информации и сравнение ее характеристик с ожидаемыми значениями [5]. На этом этапе возникает большое количество проблем, которые определяются неуверенностью характера управленческих решений как по смыслу, так и по целевой ориентации.
Незначительные на первый
взгляд данные, полученные из средств
массовой информации и подтвержденные
из других источников, могут потребовать
полного просмотра
Итак, главное требование
к стратегическому мониторингу
– информация должна собираться о
противоречии экономических интересов
компонентов внешней среды, тенденции
изменения их влияния на стратегическом
интервале времени при
Сформулированное требование к стратегическому мониторингу определяет в основном средства и методы своей реализации. Процесс отслеживания дрейфа точки равновесия экономических интересов происходит на этом этапе постоянно, но переход к такому этапу происходит только тогда, когда повышается их баланс в любой компоненте внешней среды. При этом изменения параметров ситуаций могут еще не состояться, но равновесие уже нарушено, а потому параметры обязательно будут изменяться.
Вторым технологическим этапом стратегического управления является анализ внешней среды. Как компоненты внешней среды в соответствии с категориальным базисом в работе будут рассматриваться: законодательная и исполнительная власть на государственном, областном и районном уровнях; группы влияния; конкуренты; партнеры и т.п. Любой из этих компонентов имеет собственную динамическую характеристику своего состояния, которое определяется через соответствующую ситуацию, которая описывается определенными параметрами. Например, такой обобщенный компонент, как исполнительная власть может иметь такие параметры: ставка рефинансирования НБУ, процент НДС, процент налога на прибыль относительно данного предприятия и т.п. Группа влияния как компонента внешней среды содержит такие параметры: удельный вес влияния в других компонентах внешней среды и перечень главных экономических интересов.
Информация о работе Методология стратегического управления промышленным предприятием