Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Оглавление

1.Введение
2.Управление
3.Субъекты управления
4.Объекты управления
5.Взаимодействие субъектов и объектов управления
6.Понятие и классификация решений
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент гостиниц и ресторанов.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

5. Взаимодействие субъекта и объекта управления .

 

      Совместная  деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой  информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут  достигать своих целей. Любая  организация, в том числе и  на уровне малой группы, обязательно  имеет соответствующую систему  коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

      Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или  реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом  представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его  члены.

      В соответствии с основными функциями  современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

      решение официальных задач коллектива в  сфере производственной или общественно-политической деятельности;

      удовлетворение  социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в  информации и т. д.).

      Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу  вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

      Совокупность  горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине  которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые  работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

      Взаимодействие  субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые  мы и будем рассматривать далее.

      При изучении коммуникаций в организации  обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно  выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

      источник  информации;

      передатчик;

      приемник;

      получатель  информации.

      Рассмотрим  основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.

      Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие  той или иной информацией. Эти  данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее  сообщение соответствующему лицу или  группе в целом. Иногда отправитель  информации является в то же самое  время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

      Преобразование  данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством  передатчика, в роли которого могут  выступать биологические органы (например, голосовые связки) или  технические устройства (например, автоматическое электротабло).

      Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или  техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения.

      Коммуникационную  цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих  так или иначе в своей деятельности полученные сведения.

      Весь  путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует  отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают  письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда  участники коммуникации взаимодействуют  на основе устной речи лицом к лицу.

      Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители  информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель  информации и ее получатель могут  меняться своими ролями в ходе коммуникационного  процесса.

      Одна  из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается  в необходимости привлечь внимание реципиента к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные  характеристики коммуникации, позволяющие  удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

      Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя  информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся  совокупность информации, которой располагает  данный человек. Большие различия в  запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический  язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной  стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов  своего профессионального жаргона  в общении с представителями  других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании  участников данных коммуникаций.

      Эффект  коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и  восприятия информации.

      Рассматриваются, например, особенности социальных ролей  участников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки  получателя информации, особенности  протекания его психических процессов  и т. д. Имеются экспериментальные  данные А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, О. Г. Кукосяна и других исследователей, свидетельствующие о том, что  возрастные, профессиональные и ролевые  характеристики личности существенно  влияют на процессы восприятия и понимания  людьми друг друга.

      Эффективным коммуникациям в производственном коллективе могут препятствовать различные  помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например выражает свое сообщение несоответствующими словами. Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге чего информация поступает  к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, тогда, когда  информация проходит через большое  число иерархических уровней  организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что  человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно понять.

      Западные  исследователи уделяют много  внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда  речь идет о коммуникациях "лицом  к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной  оценке сообщения, его одобрению  или неодобрению, вместо того чтобы  сохранять нейтральную позицию  в процессе обмена мнениями. К возможным  барьерам, препятствующим эффективным  коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации  и другие.

      При рассмотрении путей информации в  социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены  административно в соответствии с должностной организационной  структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так  и по горизонтали.

      К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают  с официально установленными. Можно  выделить две основные причины, побуждающие  работников использовать неформальные каналы:

      потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы  официальных коммуникаций никогда  не удовлетворяется полностью;

      низкая  эффективность отдельных элементов  официальной системы.

6. Понятие и классификация  решений. 

     Принятие  решений, так же как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана  со всеми участками и аспектами  управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно  понять природу и сущность решений.

     Что же такое решение? Попытаемся дать сначала  самую общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек  или группа людей сталкивается с  необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат  этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение  – это выбор альтернативы.

     Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что – то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

     Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность  решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

     Что же отличает управленческие (организационные) решения?

  • Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

     Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

     Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

     В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:  

     Таблица 1. Классификация управленческих решений

      
Классификационный

признак

Группы

Управленческих  решений

Степень повторяемости

проблемы

Традиционные  Нетипичные
Значимость  цели Стратегические  Тактические
Сфера воздействия Глобальные  Локальные
Длительность  реализации Долгосрочные  Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия

решения

Корректируемые  Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество  критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ  фиксации решения Документированные Недокументированные
Характер  использованной

Информации

Детерминированные Вероятностные

Информация о работе Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме