Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:16, доклад
Раскрывая сущность понятия «педагогический менеджмент», нужно отметить, что в нашей отечественной литературе достаточно много внимания уделялось управлению вообще. Процесс управления был изучен на всех ступенях образования и в разных разделах науки педагогики. Последние годы пристальное внимание уделяется процессу управления на уровне руководителя образовательного учреждения. В связи с теми изменениями, которые произошли в экономике страны, в деятельности руководителя образовательного учреждения появились совершенно новые аспекты, которые широко представлены в работах А. Н. Иванова, А. М. Лазарева. А. В. Лоренсова, Т. Ф. Лошаковой, А. М. Моисеева, О. Моисеевой, М. М Поташника, О. Г. Хомерики, В. В. Хохловой, Т. И. Шамовой и др.
Е. А. Крюкова считает, что учитель должен помочь ученику соединить в себе два процесса: самореализации и социализации. Задачей педагога является обеспечение таких отношений с обществом, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей ребенка. Педагог должен постоянно обогащать, улучшать индивидуальный опыт ребенка, расширять его социальный кругозор, пространство, где он (ребенок) мог бы максимально самореализоваться. Социально-педагогическое проектирование теснейшим образом связано с педагогическим менеджментом, так как для осуществления личностно-ориентированного управления в классе учителю необходимы навыки педагогического проектирования, под которыми Е. А. Крюкова понимает деятельность по определению условий реализации педагогической системы. Педагогическая система рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс.
Представляет интерес, описанный АИ. Кукуевым новый подход к оцениванию достижений воспитанников. Такая форма оценивания, как «портфолио» («портфель достижений») работ детей, позволит наблюдать динамику изменений, происходивших в процессе управленческой деятельности учителя.
Занимаясь вопросами оптимизации
управленческой культуры, Д. А. Озерной
выделяет две парадигмы управления:
управленческое воздействие, носящее
линейный детерминистический характер,
и использование принципов
Появление книги К. Я. Вазиной, Ю. Н. Петрова, В. Д. Беликовского «Педагогический менеджмент» окончательно узаконило педагогический менеджмент как теорию управления в образовательных учреждениях. Рассматривая педагогический менеджмент на двух уровнях, руководителя образовательного учреждения и педагога, ученые делают вывод, что только умелое управление на двух этих уровнях реально обеспечит развитие человека. Управленческо-педагогическая деятельность во многом зависит от способностей, потребностей лица, осуществляющего управление, будь то педагог или руководитель образовательного учреждения. Ученые уверены, что эффективное управление возможно только тогда, когда оно построено на следующих принципах:
1) признание непрерывного
развития коллектива как
2) признание неповторимости,
уникальности личности и ее прав на свободу,
творчество;
3) гибкое сочетание централизации
и децентрализации в зависимости от конкретной
проблемной ситуации;
4) направленность управления
«снизу вверх»;
5) достижение согласия в коллективной
деятельности;
6) нравственное поощрение
инициативы.
Таким образом, менеджмент - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию.
Вхождение педагогического менеджмента в образовательный процесс заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое качество и удовлетворение в педагогическом процессе.
До настоящего момента это качество отсутствовало как в процессе передачи знаний, так и в процессе получения их обучающими. Это объясняется остаточным принципом, который продолжает доминировать в деле обучения специалистов, особенно будущих, наносит непоправимый ущерб, проявляется "провалом" в разработке и реализации различных реформ.
Возникло разительное несоответствие потребности развивающегося общества в высококомпетентных специалистах возможностям нашего сегодняшнего образования. И это несоответствие приближается к критической отметке. Назрела необходимость широкого, коренного преобразования всей традиционной системы обучения и осуществить это без педагогического менеджмента невозможно.
ЛИТЕРАТУРА
Выполнила: ____________ Мешкова С.А.
(2 курс, Психология образования)
Проверила: ____________ Гончарова Ю.А.
Воронеж, 2013.
Информация о работе Менеджмент в образовании как вид отраслевого менеджмента