Менеджмент в образовании как вид отраслевого менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:16, доклад

Краткое описание

Раскрывая сущность понятия «педагогический менеджмент», нужно отметить, что в нашей отечественной литературе достаточно много внимания уделялось управлению вообще. Процесс управления был изучен на всех ступенях образования и в разных разделах науки педагогики. Последние годы пристальное внимание уделяется процессу управления на уровне руководителя образовательного учреждения. В связи с теми изменениями, которые произошли в экономике страны, в деятельности руководителя образовательного учреждения появились совершенно новые аспекты, которые широко представлены в работах А. Н. Иванова, А. М. Лазарева. А. В. Лоренсова, Т. Ф. Лошаковой, А. М. Моисеева, О. Моисеевой, М. М Поташника, О. Г. Хомерики, В. В. Хохловой, Т. И. Шамовой и др.

Файлы: 1 файл

Педагогический менеджмент.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Менеджмент  в образовании как вид отраслевого  менеджмента.

Отраслевой  менеджмент — это управление отдельной  областью деятельности, найки, производства. Отрасль определяется как совокупность предприятий и организаций, для  которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих.

Педагогический  менеджмент или менеджмент учебно-воспитательного  процесса, представляет собой совокупность принципов, методов и форм эффективной  педагогической системы управления процессом обучения, воспитания и развития в образовательном учреждении. (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко).

Раскрывая сущность понятия «педагогический менеджмент», нужно отметить, что в нашей  отечественной литературе достаточно много внимания уделялось управлению вообще. Процесс управления был изучен на всех ступенях образования и в разных разделах науки педагогики. Последние годы пристальное внимание уделяется процессу управления на уровне руководителя образовательного учреждения. В связи с теми изменениями, которые произошли в экономике страны, в деятельности руководителя образовательного учреждения появились совершенно новые аспекты, которые широко представлены в работах А. Н. Иванова, А. М. Лазарева. А. В. Лоренсова, Т. Ф. Лошаковой, А. М. Моисеева, О. Моисеевой, М. М Поташника, О. Г. Хомерики, В. В. Хохловой, Т. И. Шамовой и др.

К. Я. Вазина выделяет два уровня педагогического менеджмента  в учебном заведении. Первый уровень  – это руководитель учебного заведения  и его заместители. Второй уровень, или низшее звено управления – это педагоги, учителя.

Выделим несколько понятий, которые объединяют многие определения: деятельность, целенаправленность, процесс, направленность на человеческий фактор, система, что позволяет нам дать следующую трактовку понятию «управление» – деятельность всех субъектов процесса, направленную на достижение поставленных целей каждого члена коллектива и общества в целом, используя формы, методы, технологии, способствующие функционированию и развитию образовательной системы.

Чтобы дать определение  педагогическому менеджменту, рассмотрим сначала, что же такое менеджмент. В исследовании Т. Ф. Лошаковой приводится определение менеджмента из Оксфордского словаря английского языка: «Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки». Эта трактовка менеджмента высвечивает ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического менеджмента. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления. Обратимся к определению менеджмента, данному авторами книги «Основы менеджмента» А. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, как особого вида управленческой деятельности и области человеческого знания, помогающего осуществлению этой деятельности. И в том, и в другом определении отсутствует личность человека как субъекта управленческого процесса (кем управляют и кто управляет).

В.А.Сухомлинский, говоря об управлении ребенком, предостерегал  учителей от стремления стать «властителем души воспитанника, полагаясь лишь на свое моральное право повелевать, подчинять». Это право повелевать приобретается лишь тогда, когда ваш воспитанник уже в чем-то проявляет себя, гордится своим поступком и является «властелином собственной совести». «Умение управлять уровнем требований личности, стимулировать его повышение - одна из тех сфер педагогического мастерства, где обучение сливается с воспитанием коллектива, где интеллектуальная жизнь коллектива - большая сила, которая обусловливает отношение человека к самому себе и, наконец, побуждает его к самовоспитанию», так понимал управление, которое осуществляет учитель в классе В. А. Сухомлинский.

Методам организации деятельности учащихся и формирования опыта общественного  поведения уделял внимание и Ю. К. Бабанский. Он пишет, что воспитательный процесс заключается в том, что «педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем «управлению деятельностью учащихся».

Любое приемлемое поведение  должно быть поддержано и стимулировано учителем. Ю. К. Бабанский относит к методам стимулирования поведения и деятельности соревнование, поощрение как способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности. Говоря о наказании, ученый подчеркивает, что любое наказание должно сопровождаться «анализом причины и условий, породивших тот или иной поступок». Что касается сторонников педагогического менеджмента в Америке, то они в своих работах и методических рекомендациях почти не учитывают причины и мотивы, вызвавшие то или иное поведение или поступок.

При управлении, отмечает Ю. К. Бабанский, совершенно необходима обратная связь, благодаря которой  мы можем судить о результативности управленческих действий. К методам, которые выполняют эту функцию, относят контроль, самоконтроль и самооценку. Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик и Д. М. Гришин выделяют те же методы, посредством которых учитель познает развивающуюся личность ребенка: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов, обобщение независимых характеристик, социометрические методы.

Все эти методы в американской теории педагогического менеджмента  называются превентивными методами. Но в них нет такого метода контроля, о котором писал Ю. К. Бабанский, как создание ситуаций для изучения поведения, или «воспитывающих ситуаций». Сущность их в том, что ученик стоит перед необходимостью выбрать определенное решение, т.е., по существу, это ситуация свободного выбора. Ища выход из создавшегося положения, ученик переосмысливает свое поведение, «приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения».

В исследованиях по проблеме педагогических ситуаций (B.C. Ильин, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев и др.) выделяются два их типа. Первый тип – это  ситуации побуждения к анализу получаемой информации, они требуют проявления активного отношения к ситуации. Второй тип – это ситуации аргументации, отстаивания личностных позиций. И те, и другие ситуации необходимо использовать в своей деятельности педагогического менеджмента каждому учителю.

Т. А. Ильина, как и Ю. К. Бабанский, опирается на научное  наследие А. С. Макаренко при рассмотрении вопроса о педагогическом руководстве  коллективом и считает, что начинать работу в неорганизованном классе необходимо с воздействия не на конкретных учеников, а на весь класс. Как писал А. С. Макаренко, «школа должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования общества, вооружить ребенка нормами поведения, чтобы он знал, чего можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо».

Но при этом требования должны опережать развитие личности и, что самое главное, переходить в требования воспитуемого к самому себе. В американском педагогическом менеджменте тоже большое внимание уделяется информированности школьника  о нормах, правилах, требованиях, а также стремлению к тому, чтобы ребенок осознал правильность, как требований, так и методов контроля и стимулирования. Т. А. Ильина и Ю. К. Бабанский разделяют точку зрения А. С. Макаренко на то, что актив коллектива, как и общественное мнение, есть та сила, которая в руках умелого педагога будет выполнять функции воспитания.

Активное вовлечение учащихся в воспитательную работу - вот суть организаторской деятельности учителя, по мнению И. Ф. Харламова. Привлекать учащихся к разработке планов их деятельности, правил требований, советоваться с ними, ставить воспитательно-развивающие задачи и осуществлять тактический контроль – вот из чего состоит организационная деятельность учителя. В американском педагогическом менеджменте существует программа «Опосредованные контакты», где и реализуются подобные приемы.

Управленческую деятельность преподавателя рассматривают с  разных сторон: как управление поведением студентов и их дисциплиной, в  образовательно-воспитательным процессом  в целом, и познавательной деятельностью студента.

По мнению И. А. Зязюна, такой аспект педагогического мастерства учителя, как управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, является одним из важных. Умение учителя  сделать свой предмет интересным для школьника, положительно повлиять на процессы развития, раскрытие творческих потенций ученика - вот та задача, которую должен решать каждый учитель при управлении познавательной деятельностью учащихся. Если процесс возрастания активности не будет направлен никакими умственными интересами, то невозможно предугадать, по каким путям он поведет школьника. И. А. Зязюн говорит, что «учение, взятое принуждением и силой воли, вряд ли будет способствовать созданию развитых умов». В педагогической технике учителя ученый выделяет две группы компонентов. К первой в основном относятся умения, связанные с личностью преподавателя (управление своим поведением, владение своим организмом и т.д.). А вот вторая группа нас наиболее интересует, так как к ее компонентам ученый отнес умение учителя воздействовать на личность ребенка и на весь коллектив, владение приемами предъявления требований, управление педагогическим общением и многое другое. Первая группа компонентов учтена в самоменеджменте, а вторая – в классном менеджменте.

В. П. Беспалько описывал управление познавательной деятельностью ученика по следующим характеристикам:

 
1.разомкнутое управление (деятельность учащегося не контролируется, не корректируется);  
2.цикличное управление (управление с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем); рассеянное управление (фронтальное, т.е. «управление всеми и сразу»);  
3.направленное управление (индивидуальное, управление конкретными лицами);  
4.ручное управление (вербальное и невербальное: мимика, жесты); автоматизированное управление (использование технических средств).

Используя вышеперечисленные  признаки, мы можем охарактеризовать управленческую деятельность любого учителя  и определить, какие основные методы, техники использует учитель в  своей работе. Например, управление разомкнутое, рассеянное, ручное характерно для классического лекционного обучения; управление разомкнутое, направленное, ручное характеризует консультирование; управление цикличное, рассеянное, ручное осуществляется в системе репетиторства; управление цикличное, рассеянное, автоматическое характеризует компьютерное обучение.

Характеристика управления в зависимости от техники обучения поможет учителю выбрать методы педагогического менеджмента для  своей работы.  
В классификации современных образовательных технологий Г. К. Селевко выделяет педагогические технологии на основе эффективности управления и организации процесса обучения. К ним он отнес: технологию С. Н. Лысенковой перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем и при комментируемом управлении; технологии уровневой дифференциации: внутрипредметную дифференциацию Н. П Гузика; уровневую дифференциацию обучения на основе обязательных результатов ВВ. Фирсова; культуровоспитывающую технологию дифференцированного обучения по интересам детей И. Н. Закатовой; технологию индивидуализации обучения И. Унт, А. С. Границкой, В. Д. Шадрикова; технологии программированного обучения В. П. Беспалько; коллективный способ обучения А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко; групповые технологии; компьютерные технологии. Структура технологического процесса обучения представлена тремя каналами: основным каналом передачи информации, каналом обратной связи (функционирование которого необходимо при осуществлении педагогического менеджмента) и каналом управляющих воздействий. Получение информации от ученика позволяет учителю делать соответствующие выводы о результативности его действий, вносить изменения в свою планирующую и корректирующую деятельность Канал управляющих воздействий включает в себя стратегическое и тактическое планирование, а также коррекцию основного технического движения Эффективность управления в процессе обучения и воспитания требует от учителя высокоразвитых умений педагогического менеджмента, тогда можно говорить и о достаточном уровне личностно-ориентированного управления.

Хотя словосочетание «педагогический  менеджмент» вошло в наш лексикон совсем недавно, мы убедились, что уже  давно многими учителями используются приемы педагогического менеджмента, а некоторые направления перекликаются  с исследованиями наших ученых в  этой области. Ю.В.Васильев утверждает, что любые действия в школе носят управленческий характер. Но при этом важно знать, как пойдет развитие деятельности и преобразований, как объектов, так и субъектов воспитания. С учетом этого им введено понятие «педагогическое управление», которое осуществляют не только директор, но и каждый учитель школы.

Н. В. Кузьмина рассматривает процесс управления как процесс решения возникающих  педагогических задач и определяет ряд компонентов, необходимых для  эффективного управления: информационный, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный Разделяя ее взгляд на управление, учитель А. Гин собрал картотеку проблемных педагогических ситуаций. Он утверждает, что даже самый хорошо продуманный план урока «рухнет», если учитель не владеет навыками управления классом. Поэтому он предлагает ряд приемов, которые прошли проверку практикой и зарекомендовали себя как наиболее эффективные. Необходимо вырабатывать полезные традиции и рецепты педагогического управления. Владение методикой четких команд обеспечит четкое их выполнение.

Он же советует активно  использовать невербальные сигналы  в управлении детьми. Чтобы избежать неприятных ситуаций при опросе учеников, которые не готовы к уроку, он советует учителям завести лист «самозаписи» отказов от ответа на уроке. Таким образом, учитель контролирует частоту отказов и процесс усвоения материала. Использование карточек с разными цветами в зависимости от знания или незнания учебного материала приведет к тому, что ученику станет стыдно поднимать и показывать все время, к примеру, красную карточку, которая означает, что ученик не готов к уроку. Если учитель применяет в своей управленческой деятельности устав или свод правил, то эти меры будут наиболее эффективны, если привлечь учеников к их разработке.

Не только А. Гина, но и  многих работающих учителей интересует проблема управления классом. Например, В. И. Слуцкий выделяет ряд методов  формирования и управления поведением детей. К ним он относит: положительное  подкрепление, отрицательное подкрепление, невербальные сигналы, стимулы.

В американской теории педагогического  менеджмента есть подобные вышеперечисленным  приемам методы управления классом. Интеграция отечественных и зарубежных идей по педагогическому менеджменту  и знакомство с ними студентов колледжей, приведут к положительной динамике развития у выпускников колледжей управленческих способностей и умений.

Информация о работе Менеджмент в образовании как вид отраслевого менеджмента