Менеджмент устойчивого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение менеджмента устойчивого развития, придерживаясь своего мнения полученного в связи с исследованием специальной литературы.
Задачи контрольной работы:
- изучить исторические предпосылки менеджмента;
- ознакомиться с подходами к менеджменту;
- рассмотреть менеджмент устойчивого развития в виде неопределенносто – информационного анализа.

Оглавление

Введение…………………………………………………….……………………2
1. Теоритическая основа менеджмента устойчивого развития...........................3
1.1. Исторические предпосылки менеджмента………………………………….3
1.2. Четыре основных подхода к менеджменту…………………………………4
1.3. Менеджмент и управление…………………………………………………..8
2. Менеджмент устойчивого развития (неопределенностно – информационный анализ)……………………………………………………….13
Заключение…………………………………….…………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

контрольная работа по дисциплине Менеджмент, Демидовой Т.А. Экономика.docx

— 107.97 Кб (Скачать)

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины, например: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного в работе термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».[2]

Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

Так, целью менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного объекта.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия.

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

В современном менеджменте существуют различные способы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.

Если рассматривать способы менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйственного механизма. Но если ориентироваться на решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличия российских организаций от зарубежных фирм. Пока в российских организациях управленческий аппарат решает в основном внутренние задачи, т.е. задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, материально-технического снабжения и т.п. Анализ хозяйственной деятельности и функционально-стоимостный анализ проводятся с целью снижения издержек производства, его себестоимости, однако при этом еще в недостаточной степени учитываются требования потребителей.

Таким образом, менеджмент как бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент – это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент – это комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент – это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный и др.

Циклический характер общественного развития, необходимость принятия решений в условиях кризиса явились серьезной мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт передовых стран Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и огромная роль в повышении его эффективности принадлежит использованию достижений научно-технического прогресса.

В России стране менеджмент, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами на Западе, известен давно. Однако еще 10 лет назад считалось, что основными его целями является получение высокой прибыли, и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма и ведение экономической борьбы против социалистических государств. Такой взгляд в определенной мере соответствовал рамкам административно-командной системы хозяйствования, так как при централизованном порядке планирования и отсутствии рынка опыт управления в условиях действия рыночного механизма не мог быть полностью перенесен на нашу экономику. Тем не менее, и в тех условиях многие элементы менеджмента могли быть использованы в России.

Демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств. В связи с этим, отношение к менеджменту в России в последние годы значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка современных управляющих-менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Менеджмент устойчивого развития (неопределенностно – информационный анализ).

В современном деловом мире ситуационная эмерджентность и перманентная качественная изменчивость становятся основными источниками прибыли, а традиционный менеджмент становится не соответствующим практическим  интересам и целям. Сегодня требуются такие методы, которые открывают возможность все более усложняющимся системам адекватно реагировать на быстрые изменения в условиях постоянной неопределенности и роста информационных потоков. Традиционный менеджмент возник и сформировался в период становления индустриального производства, которое служило отражением механистического мировоззрения, проникшего во все области человеческой деятельности. Индустриальный период развития общества завершился созданием глобальной, в основном механистической техно сферы, которая потребляет природные вещественно-энергетические ресурсы во все возрастающих количествах и превращает их, в конечном итоге, в отходы, загрязняющие окружающую человека природную среду. Эти отходы и загрязнения поставили человечество на грань экологической катастрофы, которая, по общему мнению, может разразиться уже в середине XXI века.

Попытки гармонизировать этот индустриальный вещественно-энергетический процесс, предпринятые в последней трети прошлого столетия, привели, как известно, к созданию образа стратегической цели, названной «устойчивое развитие». Однако значительные затраты, понесенные в дороге к намеченной цели традиционным технократическим (механистическим) путем, обнаружили их чрезмерно низкую социальную, экономическую и экологическую эффективность. Оказалось, что для перехода к устойчивому развитию требуется кардинально изменить представления людей об окружающем мире и их месте в этом мире. Более того, таким же изменениям должна подвергнуться существующая научная парадигма, что, в конечном итоге, должно привести к смене механистического «индустриального» образа мыслей прошлого на информационную ментальность будущего. Антропоцентрическое представление об «устойчивом развитии», сформированное и сформулированное на закате индустриальной эпохи как апофеоз вещественно-энергетических представлений о желательном развитии процессов, должно быть приведено в соответствие с терминологией и смыслом грядущего, уже получившего свое наименование как «информационная эпоха».

Информация сейчас в большинстве случаев понимается как способ раскрытия неопределенности. Традиционный менеджмент также следует подвергнуть информационной модернизации и перестройке в стиле, диктуемом осознанием уникальности неопределенности в качестве неисчерпаемого и, пожалуй, единственного естественного источника прибыли.

В результате такой модернизации представляется вполне логичным ожидать как перехода в направлении провозглашенной цели, так и обеспечения процесса устойчивого социологическо экологическо экономического развития человеческого сообщества.

Название менеджмента, ориентированного на переход к цели и обеспечение процесса устойчивого развития – «менеджмент устойчивого развития» . Наша задача состоит в обосновании и придании этому названию информационного содержания, исходя из неопределенности в смысле ее естественной перманентной неисчерпаемости. При поисках информационного смысла термина «устойчивое развитие» обнадеживает, что язык битов и кодов представляется более естественным для нашего мозга, чем язык непосредственных физических и иных воздействий, оказываемых окружающей средой на наши органы чувств. Об этом стало известно еще в середине XIX века, когда был сформулирован универсальный психофизический закон Вебера - Фехнера, который гласит, что сила ощущения любого из наших органов чувств, ответственных за слух, зрение, вкус, обоняние и осязание, пропорциональна логарифму силы раздражения. С другой стороны, поскольку многие физические показатели, характеризующие факторы и движущие силы мировой системы, растут экспоненциально, то логарифмирование таких «экспоненциальных» внешних сигналов позволяет сжать и компактно упаковать мир в виде совокупности линейно изменяющихся величин показателей степени этих экспонент. Однако только операции логарифмирования величин внешних раздражений, переводящего их (кодирующего) в обычные единицы информации, для трансляции смысла устойчивого развития на язык грядущей эпохи оказывается недостаточно. Остаются скрытыми качественные изменения, которые составляют основу представлений о развитии. Другой существенной особенностью процесса развития, помимо качественной изменчивости, служит его связь с реальным временем. Именно она придает этому процессу свойства направленности и необратимости.

Непосредственная связь качественных изменений со временем, ассоциируемых с устойчивым развитием, обнаруживается при анализе одного из основных современных социальных процессов, переживаемых населением нашей планеты. Этот процесс, получивший название «демографический переход», количественно выражается в постепенной стабилизации численности населения на сравнительно высоком уровне вследствие неуклонного падения рождаемости при низкой смертности.

Именно на фоне стабилизации численности населения проявляется подлинный смысл устойчивости развития общества, которое «удовлетворяет потребности ныне живущего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои собственные нужды». Рассмотрим демографический переход на рисунке 1, который представлен в данной контрольной работе.

Сравнительно высокий уровень численности населения Nsd, достигнутый современным поколением G1, в значительной степени предопределяет стратегию планирования семьи активными членами этого поколения. Если они примут решение, что в их семье будет более двух детей, то численность населения продолжит рост (g) и нагрузка на родителей останется относительно большой.

Демографический переход

рисунок 1

Nsd - современная численность населения; G1, G2 - поколение «родителей» и «детей», соответственно; g, sd, d - растущая, стабильная и падающая численности населения N, соответственно; t - время.

Если же они решат ограничиться одним ребенком, то численность населения снизится (d). В результате будущее поколение G2 окажется перегруженным заботой о пенсионерах, в которых превратится нынешнее поколение G2. В случае стабилизации численности (sd), когда в семьях появится в среднем по два ребенка, нагрузка на поколения станет ровной и будет оставаться неизменной во времени (t).

Поскольку обычным примером устойчивости служит тяжелый шарик, находящийся в низине и обладающий минимальной потенциальной энергией, то именно минимизация относительной нагрузки на активных членов из поколения в поколение вполне оправдывает перевод английского «sustainable» как «устойчивый». В данном случае подразумевается устойчивость с точки зрения затрат энергии и других ресурсов. При этом на фоне стабилизировавшегося потока «генетической» информации будет изменяться именно качество потребностей, в формировании которых путем передачи вне генетической, или «культурной» информации примут участие как «родители» из G2, так и «дети» из G2. Этот образовательный процесс даст возможность «родителям», отвечая на вопросы «детей», помочь им определиться в мире, а также настроить их таким образом, чтобы как-то обеспечить себя в старости.

Наибольшей эффективности образовательный процесс достигает в случае, когда его участники ведут диалог и задействуют все доступные каналы передачи информации. Возможности «родителей» весьма ограничены: им приходится конкурировать со всем остальным изменчивым миром, который существенно корректирует ответы и установки "родителей", что и влечет за собой качественное изменение потребностей поколения G2 по сравнению с поколением G1. Следовательно, реализация стратегии ныне живущего поколения по стабилизации численности населения актуализирует способности людей именно в направлении развития и становятся понятными слова академика Н.Н. Моисеева о том, что «устойчивое развитие - это реализация стратегии человека».

Информация о работе Менеджмент устойчивого развития