Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:58, реферат
Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.
Понятие менеджмента……………………………………………………………..3
Глобальная цель менеджмента…………………………………………………….3
Роль менеджмента………………………………………………………………….5
Функции менеджмента…………………………………………………………….5
Характеристика функций менеджмента………………………………………….6
Школы менеджмента………………………………………………………………7
Модели менеджмента…………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………….13
Содержание
Понятие менеджмента…………………………………………………
Глобальная цель менеджмента…………………………………………………
Роль менеджмента……………………………………
Функции менеджмента…………………………………………………
Характеристика функций
Школы менеджмента…………………………………………………
Модели менеджмента………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….13
Понятие менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.
Менеджмент можно
рассматривать с различных
Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени.
Задачи менеджмента включают:
Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации. Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т.д.
Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией. В их состав входят:
Школы менеджмента
Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили название «школы менеджмента».
Административная (классическая) школа
В основе административной теории управления, которая была создана во Франции А. Файолем и одновременно разработана в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рей-ли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт, лежит предположение, что существует оптимальный способ организации труда работников организации.
В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.
Научная школа менеджмента.
Данная школа управления строится на трудах Ф. Тейлора, а также Ч. Беббиджа, X. Гента и Ф. Джильберта. В этой теории сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда. В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Доказывалось, что можно подвергнуть научному анализу поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтверждала обоснованность этого подхода. Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри организации, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.
Школа человеческих отношений. Представители данной школы менеджмента сфокусировали свое внимание на том элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, — человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мейо, пришелся на конец 1940-х гг. Он вместе с коллегами исследовал влияние различных физических факторов, таких как освещение, отопление, расположение служебных помещений и т.п., на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки является более важным, чем объективные условия этих изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К Аргирисом,Д. Мак-Грегором, Р. Лайкре и Мейером. В целом представители данной школы подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.
Модели менеджмента
Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента.
На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.
Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.
Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:
внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
- сравнительно высокий уровень образования персонала;
- ориентация на доверие партнеров друг к другу;
- осознание совместного вклада в развитие организации.
Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.
Так, японский менеджмент предполагает:
- проведение рабочего времени только в форменной одежде;
- обязательное награждение за успехи в труде;
- функционирование и развитие «кружков качества»;
- организацию общей столовой для руководителей и рабочих;
использование практики пожизненного найма.
Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основными участниками западной модели
менеджмента выступают
Западная модель менеджмента характеризуется:
-отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;
-единоначалием руководителя в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);
-разграничением деловых и личных отношений.
В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.
Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:
- менеджеры действуют прямолинейно;
- менеджеры прибегают к приказу при согласовании;
- решения на переговорах;
- менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
Английский менеджмент ориентируется:
-на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
-разработку новых наукоемких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
-гибкость в использовании технологических процессов.
Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
-дальновидностью;
-высокой дисциплиной;
-длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
-осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.
Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации:
-изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования;
-изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.
Тенденции современного менеджмента
Современное мировое хозяйство — это продукт взаимодействия всех участников международной деятельности.
Современные тенденции в политике, экономике, культуре и религии напрямую влияют на приоритеты развития отдельных государств. Изменяются и приоритеты управления. Под влиянием геополитических факторов корректируются стратегии развития коммерческих организаций и государств в целом. Основными тенденциями современной международной экономики являются интернационализация и глобализация.
Под интернационализацией понимают возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими границами. Глобализация — это возрастание значения международных контактов организации по сравнению со значимостью контактов внутри страны.
Под влиянием данных тенденций в управленческой науке также происходит развитие теоретических концепций, адекватных современным условиям хозяйствования. Так, в последнее десятилетие получили широкое распространение следующие теории менеджмента.
Реинжиниринг представляет собой одновременно и теорию, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов. Управленческий механизм настраивается при реинжиниринге на овладение рынком, которое достигается путем анализа его емкости, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Концепция внутренних рынков корпораций характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации. В результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем соотношений между крупными и малыми операциями. Данная концепция предполагает, что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. К ней примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», которая предусматривает широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования структурных подразделений и руководителей.