Менеджмент как субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

Оглавление

Понятие менеджмента……………………………………………………………..3
Глобальная цель менеджмента…………………………………………………….3
Роль менеджмента………………………………………………………………….5
Функции менеджмента…………………………………………………………….5
Характеристика функций менеджмента………………………………………….6
Школы менеджмента………………………………………………………………7
Модели менеджмента…………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Менеджмент, как процесс управления организацией.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Понятие менеджмента……………………………………………………………..3

Глобальная цель менеджмента…………………………………………………….3

Роль менеджмента………………………………………………………………….5

Функции менеджмента…………………………………………………………….5

Характеристика функций менеджмента………………………………………….6

Школы менеджмента………………………………………………………………7

Модели менеджмента…………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие менеджмента

 Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

 Менеджмент можно  рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.; как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.

    Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени.

                      Задачи менеджмента включают:

  • эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
  • привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
  • эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
  • формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения
  • формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
  • организацию контроля за эффективностью деятельности организации.

    Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации. Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т.д.

Принципы  менеджмента лежат в основе системы  управления организацией. В их состав входят:

    • сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
    • целенаправленность;
    • последовательность;
    • непрерывность;
    • взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;
    • концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
    • обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
    • состязательность участников управления;
    • предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.

                                         

 

Школы менеджмента

    Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили название «школы менеджмента».

Административная (классическая) школа

     В основе административной теории управления, которая была создана во Франции А. Файолем и одновременно разработана в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рей-ли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт, лежит предположение, что существует оптимальный способ организации труда работников организации.

   В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.

   Научная школа менеджмента.

Данная школа управления строится на трудах Ф. Тейлора, а также Ч. Беббиджа, X. Гента и Ф. Джильберта. В этой теории сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда. В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Доказывалось, что можно подвергнуть научному анализу поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтверждала обоснованность этого подхода. Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри организации, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.

  Школа человеческих отношений. Представители данной школы менеджмента сфокусировали свое внимание на том элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, — человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мейо, пришелся на конец 1940-х гг. Он вместе с коллегами исследовал влияние различных физических факторов, таких как освещение, отопление, расположение служебных помещений и т.п., на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки является более важным, чем объективные условия этих изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К Аргирисом,Д. Мак-Грегором, Р. Лайкре и Мейером. В целом представители данной школы подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.

 

Модели менеджмента

     Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной     организации, называется моделью менеджмента.

   На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.

    Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.

 

Характерными  особенностями азиатской модели менеджмента являются:

    внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на   доверии и взаимопонимании руководителей компаний;                          

   - сравнительно высокий уровень образования персонала;

   - ориентация на доверие партнеров друг к другу;

   - осознание совместного вклада в развитие организации.

   Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.

 Так, японский менеджмент  предполагает:

- проведение рабочего времени только в форменной одежде;

- обязательное награждение за успехи в труде;

- функционирование и развитие «кружков качества»;

- организацию общей столовой для руководителей и рабочих;

            использование практики пожизненного найма.

 Западная модель  менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные  организации, биржи, консалтинговые фирмы.                                                                                                                        

 

 

Западная модель менеджмента характеризуется:

-отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;    

-единоначалием руководителя в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);

-разграничением деловых и личных отношений.

В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.

        Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:

- менеджеры действуют прямолинейно;

- менеджеры прибегают к приказу при согласовании;

- решения на переговорах;

- менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

Английский менеджмент ориентируется: 

-на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);

-разработку новых наукоемких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

-гибкость в использовании технологических процессов.

Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:

 -дальновидностью;

 -высокой дисциплиной;

          -длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;

          -осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.

     Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации:

-изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования;

-изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.

Тенденции современного менеджмента

   Современное мировое хозяйство — это продукт взаимодействия всех участников международной деятельности.

   Современные тенденции в политике, экономике, культуре и религии напрямую влияют на приоритеты развития отдельных государств. Изменяются и приоритеты управления. Под влиянием геополитических факторов корректируются стратегии развития коммерческих организаций и государств в целом. Основными тенденциями современной международной экономики являются интернационализация и глобализация.

        Под интернационализацией понимают возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими границами. Глобализация — это возрастание значения международных контактов организации по сравнению со значимостью контактов внутри страны.

       Под влиянием данных тенденций в управленческой науке также происходит развитие теоретических концепций, адекватных современным условиям хозяйствования. Так, в последнее десятилетие получили широкое распространение следующие теории менеджмента.

      Реинжиниринг представляет собой одновременно и теорию, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов. Управленческий механизм настраивается при реинжиниринге на овладение рынком, которое достигается путем анализа его емкости, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Концепция внутренних рынков корпораций характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации. В результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем соотношений между крупными и малыми операциями. Данная концепция предполагает, что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. К ней примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», которая предусматривает широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования структурных подразделений и руководителей.

Информация о работе Менеджмент как субъект