Менеджмент и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей.

Т. Питерс, Р. Уотермен
«В поисках эффективного управления»

Вот уже без малого почти 10 лет Россия осваивает новую форму капиталистической экономики и демократической философии. Всё более активно и упорно пробивается гейзер экономических и социальных процессов в гражданском обществе, который порождает новый слой в дифференцированном социуме российской действительности – это люди, на профессиональной основе занимающиеся предпринимательством и управлением. Сейчас их принято называть менеджерами, а сам процесс их деятельности – менеджментом.

Оглавление

Введение.

Глава I. Психологический аспект вопроса.

Глава II. Психология и внутриструктурный менеджмент.

1. Функции управления.

1.1. Планирование.

1.2. Организация.

1.3. Мотивация.

1.4. Контроль.

2. Личность и род деятельности.

2.1. Темперамент.

2.2. Характер.

2.3. Интеллект.

3. Руководство и лидерство.

4. Психологическая структура группы.

Глава III. Психология во внешней среде.

1. Учитесь слушать.

2. Умейте убеждать.

3. Жажда – ничто, имидж – всё!

3.1. Стиль одежды.

3.2. Украшения.

3.3. Манера говорения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

2.2.              Характер.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

В некоторых случаях мы можем сказать, что человек проявил смелость, настойчивость, правдивость либо откровенность. Однако эти временные проявления в жизни человека ещё не говорят о его характере, так как многое может зависеть от обстоятельств и других детерминантов. Когда же мы имеем в виду характер человека, то говорим: «Он смелый, правдивый, откровенный». То есть все эти качества он проявляет не единожды, а постоянно, почти в любых ситуациях.

В структуре характера выделяют четыре группы основных черт, выражающих отношение личности к определённой стороне деятельности:

            к труду (трудолюбие, склонности к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость, леность, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

            к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

            к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость, самокритичность, скромность, самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

            к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и так далее).

Стержнем сформированного характера являются морально-волевые качества. Отсюда и различают «сильный» и «слабый» характер. Человек с сильной волей отличается определённостью своих намерений и поступков, большой самостоятельностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей, слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. [6], [3]

«Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Ларошфуко – «Максимы».

Типы характера можно подразделить на четыре типа:

Демонстративный тип. Это люди, способные очень ярко выражать свои эмоции (более сильно, чем сам переживает в данный момент), вытеснять из своего сознания многие негативные переживания. Люди демонстративного типа могут лгать, не сознавая, что они это делают; при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи претворяющегося человека.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актёром, социальным работником – благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Прекрасная приспосабливаемость этого характера часто обуславливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неровно: демонстративная личность очень склонна создавать внутри группы фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости и «интересов дела».

Педантичный характер. Противоположность демонстративному. У таких людей способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. При принятии решений – колеблется и тщательно обдумывает.

Застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка всех эмоциональных состояний: ярости, гнева, страха. Этот аффект может вспыхивать с первоначальной яростью спустя, недели, месяцы и даже годы! Это самый страшный тип начальника. Сутра может быть всё хорошо, а босс разносит всех и вся. Подчинённый такого типа может вообще сломаться, впасть в длительную депрессию и уволиться, в конце концов, бросив предприятие на произвол судьбы.

Возбудимые личности часто выражают недовольство, проявляют раздражительность и склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Типичные причины увольнения, по словам человека с данным типом характера, – начальник не захотел пойти на уступки, коллеги плохо относились, низкая заработная плата и так далее. [3], [6]

Ещё один важный элемент – интеллектуальность подчинённого (начальника).

2.3.              Интеллект.

В психологии под интеллектом понимается следующее: система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях – как символ обучения человека всему новому.

Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллектуальности, предложенный Д. Векслером. Определяется он с помощью тестов. [3]

Но ошибочно думать о том, что тесты на IQ раз и навсегда определяют одарённость или бездарность человека. Если полагаться только на эти данные, как любят делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей! [4]

Учёными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:

            18-25 лет – частая смена подъёмов и спадов, неустойчивость и активная перестройка мысленных функций;

            26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;

            36-40 лет – усиление условности интеллекта, появление зрелости суждений и мудрости;

            после 40 лет – развитие вербального интеллекта.[1]

Для определения структуры интеллекта можно построить психологические профили. Пример по Р. Мэйли:

            Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются достижения человека в различных направлениях деятельности;

            Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует её зависимость от профессии человека.

Результаты исследования студентов одного инженерного и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербальным и вербальным интеллектом, общими и специальными способностями. [4]

Отсюда можно сделать вывод, что для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.

3.              Руководство и лидерство.

Руководство можно определить как умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого. Это социально-психологическое явление. В том и вся огромная разница, что руководитель – должность, а лидер влияет на окружающих без каких-либо официальных полномочий. [3]

По моим исследованиям лишь 30% всех руководителей одновременно являются лидерами в группе! Это крайне нерационально! Чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.

Выделяют несколько типов руководителей и лидеров.

«Не вожак, а погоняла». Это – главное отличие руководителя (администратора) от лидера. Администратор неплохо умеет командовать, но не способен поощрять. Гневаясь, готов накричать на человека, а то и оскорбить его.

«Вверх – почтение, вниз – презрение». Небезызвестное высказывание: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям, тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива его заинтересует лишь после приказа «сверху».

«Интриган-манипулятор». Это качество нередко делает его неуязвимым. Интриган учитывает нюансы отношений и умеет их использовать. Не подавая вид, запоминает чужие промахи, чтобы в нужный момент сыграть на этом.

«Лидер-организатор». Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Причём берёт на себя ту часть работы, которую остальные, ленясь, выполнить отказываются.

«Лидер-творец». Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.

«Лидер-боец». Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам.

«Лидер-дипломат». Он превосходно опирается на знание ситуации, в том числе и её скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

«Лидер-утешитель». Он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

«Авторитарный». Наилучший с точки зрения администратора, так как ценит единоначалие. Исключает какую-любую инициативу и самостоятельность подчиненных.

«Авральный». Дезорганизует работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

«Деловой». Предлагает работу только по рассчитанным, упорядоченным и оптимальным схемам. Не содержит неожиданных сюрпризов поддаётся прогнозу.

«Демократический». Помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности.

«Либеральный». Годится для сплоченного коллектива единомышленников, каждый из которых знает «свой манёвр».

«Компромиссный». Уступая людям с различными интересами, добивается своих целей. [1]

4.              Психологическая структура группы.

Всё же одной из важнейших целей для менеджера является работа в группе, либо управление этой группой.

Когда человека назначают руководителем, он не всегда задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Настроение каждого в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает. А руководителю ещё сложнее, так как он один противопоставлен всей группе. Коллектив всегда отдаёт предпочтение совместному действию. Отсюда стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к «выскочкам», желание «поставить их на место».

Это очень вредно для развития в группе творческого и интеллектуального начал. Поэтому так важно знать все нити взаимодействий, скрытых среди людей.

А вообще, что же такое «группа»? Это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. У этой общности есть ряд существенных признаков:

            внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;

            групповые ценности, на основе которых формируется общественное мнение;

            принцип обособления от других групп;

            воздействие на поведение членов группы;

            общие цели и задачи;

            стремление к устойчивости;

            закрепление традиций, символики.

Статус каждого человека закрепляется в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль – это социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствие со своими психологическими возможностями.

Очень часто непонятно откуда возникают группы. Всё начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Естественно, в группе появляется ролевое ожидание: от человека ждут такого поведения, который соответствует данной роли.

В разных коллективах это ожидание может отличаться. Например, в творческих коллективах от руководителя ждут демократического отношения, а на производстве ожидают строгого и авторитарного.

Человек должен осознать чего от него хотят. После того, как он понял роль, может произойти отторжение, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознание своего нового положения. В этот момент человеку важно знание о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтрализовать минусы. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.

Ещё одна очень важная составляющая группы – половозрастной состав.

Особенности мужской и женской психологий накладывают большой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений, как и возраст сотрудников. Женские коллективы более эмоциональны, в них чаще других возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, ригидны (инертны), прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.

Информация о работе Менеджмент и психология