Менеджмент :дифференциация и интеграция деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – систематизация знания о сущности и понятии интеграционного менеджмента.
Цель работы предопределила порядок решения следующих задач:
- характеристика интеграции как закономерного этапа развития систем менеджмента;
- изучение понятия и сущности интеграционного менеджмента;
- анализ интеграции стратегического и инновационного менеджмента;
- изучение сущности интеграционного маркетинга.

Оглавление

1.введение
2.интеграция как закономерный этап развития систем
менеджмента
3. понятие сущность интеграционного менеджмента
4. интеграция стратегического и инновационного
менеджмента
5. список используемых источников

Файлы: 1 файл

3сем.основы мен..docx

— 37.11 Кб (Скачать)

     Развитие  новых технологий и рынков привело  к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих  субъектов определяется той долей  продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX и XX веков к экономике, основанной на знаниях10, которая будет доминировать в XXI веке. Основное их отличие состоит в следующем. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к знаниям. Так, для того, чтобы создать персональный компьютер, ставший для нас уже привычным, потребовалось «соединить» воедино целый комплекс ключевых научных знаний: двоичную систему исчисления, математическую логику, аудион Фореста, употребление перфокарты, принципы обратной связи и программного обеспечения.

     Наука превращается в одну из самых важных сфер, определяя перспективы положения  отдельных стран в геополитике. Билл Клинтон во время своего последнего официального визита в Югославию  на вопрос журналистов: «Что будет определять развитие общества в ближайшее десятилетие?» вдруг вместо ожидаемого заявления о региональных конфликтах, о НАТО сказал: «Я думаю, это прогресс в области биотехнологий и средств компьютерных коммуникаций». Так или иначе, инновации — это бум во всем цивилизованном мире. Специалисты прогнозируют, что то предприятие, тот регион или та страна, которые окажутся не способными наращивать свой научно-технологический потенциал, будут обречены как минимум на глубокую зависимость, а скорее на поглощение (прямое или косвенное) другими инновационно сильными предприятиями, регионами, государствами. По оценкам специалистов, уже через четверть века это станет реальностью.

     В связи с наметившимся переходом  к экономике высоких технологий теоретики, т.е. сфера науки и образования, и практики, т.е. руководители предприятий и организаций, все чаще задаются вопросом о том, каковы самые современные принципы и тенденции в методологии инновационного управления? Инновации принято считать не только залогом устойчивого экономического развития, но и связывать с венчурным, а значит рисковым предпринимательством. Да, в инновационной деятельности не обойтись без риска. Но по существу вся экономическая деятельность связана с неопределенностью результата, а вкладывать ресурсы в день вчерашний намного рискованнее, чем в день завтрашний. Как показывает передовой зарубежный и ведущий отечественный опыт, внедрение инноваций может оказаться высоко рискованным только для тех, кто не обладает достаточной компетентностью и не владеет современной методологией. Отсюда, представим краткий обзор самых современных идей и мыслей по вопросам управления новыми технологиями и, прежде всего, определим для себя, какие инновации будем рассматривать в первую очередь.

     Как и большинство специалистов, считаем  целесообразным раскрывать инновации с позиции процесса освоения продуктовых и процессных нововведений, направленных на повышение научно-технологического уровня конкретного предприятия, т.е. техно-инновации. А новые технологии в сфере предпринимательства (экономические, финансовые, структурные, организационные), т.е. бизнес-инновации будем считать дополняющими, потому как они развиваются в большей степени вокруг сильной промышленности, а не наоборот. При этом сначала предлагаем рассмотреть проблему освоения инноваций вне зависимости от каких-либо конкретных условий, т.е. в ее идеальной форме, и лишь затем соотнести теоретические аспекты с практической ситуацией в России.

     Итак, экономическая наука выделяет восемь ключевых пространств или основных сфер деятельности, в границах которых предприятие определяет свои главные цели. Это — положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм .

     Появление электронных машин, с одной стороны, стало смертоносным для индустрии машинописного оборудования, с другой стороны, дало новый толчок, оказалось судьбоносным практически для всех отраслей промышленности. Рождение компьютерного производства изменило жизнь всего человечества. Авиация, автомобили, банковская система, фондовый рынок, сфера развлечений, образование — все были вынуждены чуть ли не в один день изменить привычный уклад своей деятельности.

     Сложность приемов и способов осуществления  инновационной деятельности нарастает  по мере развития рынков и технологий.

     Сегодня достаточно трудно с уверенностью сказать, с какой точки в истории экономической теории следует вести отсчет инновационного управления в его современном понимании. Некоторые специалисты11 связывают становление теории управления инновациями с появлением первых лабораторий, первых подразделений НИОКР в крупных компаниях.

     Так, в XIX веке, в 1867 году, тогда, когда в  мире еще только наметился переход  от сельскохозяйственной экономики  к индустриальной, в немецкой компании BASF появилась первая промышленная лаборатория по развитию технологии окрашивания. В 1876 году Thomas Edison основал исследовательскую лабораторию в Menlo Park, New Jersey, которую можно считать прототипом корпоративного управления исследованиями и разработками индустриальной эпохи. Рассматривая те события в ретроспективе, многие сходятся во мнении, что такие, как Эдисон и Генри Форд, стали преуспевающими промышленниками благодаря успешному внедрению и использованию в коммерческих целях научно-исследовательских разработок.

     Вслед за Эдисоном научно-исследовательские  лаборатории стали появляться во многих корпорациях по всему миру, в том числе: в 1900г. — в Дженерал Электрик (GE), в 1911г. — в Бел Телефоун (Bell Telephone), в 1913г. — в Кодак (Kodak).

     Со  временем (1950-1970 гг.) корпоративные менеджеры  осознали необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Теперь компании сосредотачивали свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление научно-исследовательской работой мы относим ко второму поколению НИОКР.

     С развитием НТП (1970—1990 гг.) происходит рост промышленных НИОКР. Соответственно возрастают расходы на научно-исследовательскую  деятельность. Теперь вложения в разработку продуктовых и процессных инноваций начинают составлять все большую и большую часть общих корпоративных затрат. Перспективы компаний все сильнее зависят от успешной работы научно-исследовательских подразделений. Тогда, как и сейчас, научно-исследовательская деятельность была совершенно непредсказуема, и никто не мог сказать, «когда» в лаборатории родится «достойный рынка» продукт.

     Для того чтобы снизить рыночную и  временную неопределенность, компании начали формировать сбалансированный бизнес-портфель, направленный на рациональное распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и перспективными продуктовыми инновациями. Научно-исследовательские проекты начали отбирать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла. Практику технологического управления, основанную на концепции стратегического планирования, принято относить к третьему поколению НИОКР.

     В практике третьего поколения основное внимание уделяется удовлетворению «явных» потребностей покупателей, т.е. тех, что лежат на поверхности (сравнивая с айсбергом, эти потребности приравнивают к видимой его части). Предприятия предлагают на рынок новые продукты на основе маркетинговых исследований. При таком подходе потребители могут только догадываться о товарах и услугах, которые в скором времени появятся на рынке. А оптовые торговцы, поставщики, держатели акций могут только предполагать, куда инвестировать свои средства. При этом так называемые «скрытые» нужды (их сравнивают с той частью айсберга, что находится под водой) остаются неудовлетворенными.

     В качестве альтернативы такому «гаданию на кофейной гуще» специалисты12 предлагают совместное участие в разработке новой продукции как производителей, так и покупателей, поставщиков и других заинтересованных лиц. Такая совместная деятельность должна начинаться еще на этапе разработки нововведения. И когда новация будет готова для коммерциализации, ее полезные свойства уже будут опробованы всеми заинтересованными лицами и им больше не нужно будет «гадать». Такой подход направлен, прежде всего, на удовлетворение «скрытых» потребностей покупателей.

     В 1950—1970 гг., с ускорением темпов экономического развития и соперничества, компании не могут больше полагаться на формирование бюджета как на систему подготовки к решению будущих конкурентных проблем. Чтобы повысить конкурентоспособность в новых условиях, они перешли к долгосрочному планированию, которое быстро доказало свою полезность и было принято большинством крупных и значительным числом средних фирм. На данном этапе методология процесса управления базировалась на основе «экстраполяции прошлых тенденций».

     По  мере нарастания кризисных явлений (энергетический кризис 1970 г.), ужесточения конкуренции прогнозы на основе экстраполяции перестали отвечать требованиям динамично меняющейся внешней среды. Финансовое и долгосрочное планирование интегрировались в стратегическое планирование, назначение которого заключалось в определении будущей рыночной позиции, с тем, чтобы компания могла адекватно отреагировать на ее изменения. Новый метод получил название «управление на основе предвидения изменений».

     В 1970—1990 гг. западные фирмы переходят  от стратегического планирования к стратегическому менеджменту своей деятельности, который также называют рыночным, подчеркивая при этом внешнюю ориентацию управления организацией. Такой подход к управлению позволяет хозяйствующим субъектам перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Это позволяет не только реагировать на изменения внешней среды, но и создавать их, влиять на них. Методологический принцип современного стратегического управления заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему и определяется как управление «на основе гибких экстренных решений».

Заключение

 

     На  рубеже 21-го тысячелетия значительно  усилилось внимание к изучению проблем менеджмента, связанных с интеграционными процессами. Эти процессы и факторы интеграции представляют интерес как для отдельного учреждения, организации или предприятия, так и для сложных хозяйственных структур, акционерных обществ, деятельность которых должна быть организована на принципах корпоративного управления.

     Независимо  от структуры организации, количества подразделений и их функций необходим  механизм интеграции, т.е. согласования и объединения усилий подразделений и их работников для достижения общих целей организации. Здесь уместна аналогия с живым организмом, жизнеспособность которого определяется правильным функционированием как отдельных его органов и систем, так и организма в целом. По мере развития организации, ее структуры, взаимосвязей с другими учреждениями и предприятиями, увеличения числа работников, формирования территориальных подразделений и т.п. значение интеграционных процессов в менеджменте возрастает. При этом может возрастать масштаб интеграции (к примеру, от отдельного предприятия или организации к группе предприятий, объединенных отношениями собственности или корпоративными соглашениями), а также происходить усиление интеграции в конкретных сферах менеджмента.

      Один  из путей решения глобальных проблем  человечества - качественное изменение  отношения владельцев ресурсов и  компаний, допущенных к управлению планетой Земля, к уникальному общечеловеческому богатству. Именно поэтому в настоящий момент так  необходимы использование интегрированного менеджмента и скорейшая подготовка интеграционных менеджеров для управления современными организациями.

Список используемых источников

  1. Гусева  Т.В.  Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - №5. – 2003
  2. Евенко Л.И. Уроки американского менеджмента. Вступительная статья к книге: Мескон М.Х., Альберт М., Хедо-ури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992. – 702 с.
  3. Коробейников О.П.  Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента  // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. – 2001
  4. Леонов А.И. Интеграционный маркетинг: новая форма управления рыночной деятельностью и ее актуальность для России // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. – 2001
  5. Менденхолл М. Об интеграционной необходимости в парадигме современного менеджмента // Социал. и гуманит. науки. Отеч. и зарубеж. лит. Сер. 8, Науковедение: РЖ. - М.: ИНИОН, 2000. - N 4. - С. 32-38.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело». 1992.
  7. Новосельский В.И. Развитие экономики с учетом влияния глобализации и научно-технического прогресса//Промышленность России. — 2000. — № 9.
  8. Проект Концепции государственной инновационной политики РФ на 2001—2005 годы//Промышленность России. — 2000. — № 6—8.
  9. Управление организацией: Учебник/Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  10. Хачатуров А. Е., Белковский А.Н. Основы интегрированного менеджмента. - М., Дело и сервис, 2004
  11. Хачатуров А.Е. Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать // Менеджмент в России и за рубежом. - №2. – 2004

Информация о работе Менеджмент :дифференциация и интеграция деятельности