Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 03:18, реферат
Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают. Эффективность деятельности организации зависит от эффективности труда работников, а то, насколько эффективно будет функционировать, персонал напрямую зависит от работы менеджеров этой организации.
1. Введение.
2. Менеджер и его деятельность.
3. Задачи менеджера.
4. Роли менеджера в организации.
5. Разделение труда менеджеров.
6. Заключение.
7. Список литератур.
Роли менеджера в организации.
Менеджеры занимают
определенные должности в качестве
Конечно, каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры, равно как и представители других профессий, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.
В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени.
Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена.
Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя.
Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:
предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации.
Предприниматель
изыскивает возможности улучшения, совершенствования
деятельности как внутри самой организации,
так и за ее пределами и контролирует разработку
определенных проектов. Распределитель
ресурсов отвечает за составление и выполнение
программ, бюджетов и графиков, связанных
с координированным и рациональным использованием
материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ
Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.
Не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.
Характерные типы менеджеров
Тип менеджера |
Основной принцип деятельности |
Характерные черты |
1 |
2 |
3 |
Менеджер-патерналист |
Быть справедливым, но твердым |
Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда |
Менеджер-маклер |
Делать все возможное, чтобы смягчить недовольство работников |
3 условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства. |
Менеджер-организатор |
Чтобы принимать решения, необходимо учитывать мнение большого круга людей |
Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны |
Менеджер-дипломат |
Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов |
Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей |
Менеджер-лидер |
Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вести за собой людей, г. е. быть лидером |
Лидерские функции
менеджера складываются из двух компонентов
- профессионально- |
Менеджер-воспитатель |
Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса |
По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех |
Менеджер-инноватор |
Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке |
Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств |
Менеджер-человек |
Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо |
У каждого менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др. |
Менеджер-управляющий |
В условиях, когда власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости |
Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога |
Разделение труда менеджеров.
Важным фактором повышения
результативности менеджмента является
разделение труда менеджеров, т.е. специализация
управленческих работников на выполнении
определенных видов деятельности (функций),
разграничение их полномочий, прав
и сфер ответственности. Соответственно
этому в организациях выделяют следующие
виды разделения труда профессиональных
управляющих: функциональное, структурное,
технологическое, профессионально-
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (англ, general manager) и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер - это руководитель предприятия в целом или руководители отдельных частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональных менеджеров и специалистов. В их задачи входят: выработка видения будущего, т.е. картины того, какой должна быть организация в перспективе и как этого можно достичь; развитие потенциала организации и людей, работающих в ней; принятие необходимых действий для достижения поставленных целей.
Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низового (первого, или менеджмента передовой линии), среднего и высшего.
К низовому уровню относятся
менеджеры, имеющие в своем подчинении
работников преимущественно
Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее производственно-хозяйственными комплексами.
Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от двух на малых предприятиях до восьми - десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.
Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты организацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.
Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. В табл. 2 приведен пример такого разделения труда на предприятии, в составе которого выделены пять подсистем: маркетинг, производство, персонал, исследования и разработки, финансы.
Технологическое и профессионально-
Сложность управленческих работ
учитывается в требованиях, которым
должны отвечать менеджеры при занятии
определенных должностей. В соответствии
с этим в плановой и учетной
практике нашей страны выделялись следующие
основные должности управленческого
персонала на предприятиях: руководители
и их заместители; главные специалисты;
инженеры, техники, механики; экономисты,
инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский
персонал; канцелярский персонал; юридический
персонал; другие работники. Руководители
составляют одну из наиболее значимых
групп управленческого
Заключение.
Таким образом, менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации, их роль в организации огромна.
Мы выделили три основных роль менеджера в организации.
Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации.
Список литератур.